Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
На краю оврага
Дата публикации:  14 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

О том, что в Нижнем Новгороде есть какая-то своя новая архитектура, все вроде бы знают. Но сомневаются. "А что, там действительно есть что посмотреть?" - с недоверием спросил меня один знаменитый московский "бумажник", узнав, что я собираюсь на очередной фестиваль "Архотека". Откуда этот московский снобизм - понятно. Если уж в Москве на три десятка новостроек приходится одна более-менее приличная, а в Питере - одна на пятьдесят, то откуда ж им взяться в такой глухой провинции? И как ни упорствуют московские журналы в пропаганде нижегородской школы ("Проект Россия" так и вовсе считает, что это - главное событие в русской архитектуре последнего десятилетия), эстеты кривятся и морщатся на манер Станиславского.

Посему, прежде чем перейти к апологии этого феномена, сразу скажу о его главном недостатке. Да, действительно, качество строительства отвратительное. Домам нет и десяти лет, а половина в трещинах, штукатура отваливается, офис "Нижегороднефтепродукта", знамя местного деконструктивизма (архитектор Валерий Никишин), оделся в реставрационные леса сразу по окончании строительства, да так в них и стоит. Только в нижегородскую архитектуру стал пробираться хай-тек, как грянул кризис, и вместо чаемого алюкобонда пришлось обходиться отечественным железом - что, конечно, вселяет большую патриотическую гордость, но и большие сомнения с нею вместе.

Но это единственное, что у меня есть против этой архитектуры. Необходимость употребить личное местоимение связана с тем, что, конечно, можно найти и другие недостатки. Чрезмерная зависимость от средового подхода, избыточно бережное отношение к не самому совершенному контексту, примат этического над эстетическим. Повторение давних достижений мировой архитектуры, бесконечная цитатность, щеголяние знанием западных журналов. Упоение деталями при композиционных просчетах, приверженность к типовым объемам, неловкость пропорций. Все это так - и не так. Ты ходишь по Нижнему совершенно обалделый: от разнообразия, фантазии, юмора, смелости этой архитектуры. Чисто эмоционально она производит фантастическое впечатление. Каждый дом - при всех возможных "но" - совершенно особый образ, яркий, внятный, запоминающийся. И таких домов - не меньше полусотни! Такого в России нет нигде. И тем более - в Москве. Так что скепсис москвичей обусловлен не в последнюю очередь банальной завистью.

О том, как это получилось, уже пишутся книги и снимаются фильмы. И первый, естественно, будет посвящен Александру Харитонову - лидеру школы, автору ее лучших созданий, бывшему как мотором (в смысле пробивания нового через все предрассудки властей), так и тормозом (в смысле преграждения пути халтуре). Последние семь лет он был главным архитектором города, летом же прошлого года погиб в автокатастрофе. Правда, еще весной он был отстранен от должности новым мэром Нижнего Юрием Лебедевым, Градостроительный совет - разогнан, и все, что с таким трудом создавалось, было поставлено под угрозу. Проекты перестали утверждаться, инвесторов (чьим воспитанием успешно занимался Харитонов) решили стравить в борьбе за участки, вытащили из загашников Генеральный план восьмилетней давности, а главным архитектором мэр назначил себя.

Определенные основания для беспокойства у власти были. Все последние десять лет зодчие упоенно рисовали фасады, сочиняли невероятные композиции, придумывали смачные детали - короче, все силы были брошены на архитектуру. Тогда как градостроительство оставалось в некотором загоне, и хотя в Нижнем еще нет такого количества автотранспорта, как в Москве, но страх за дальнейшую судьбу инфраструктуры, сетей, коммуникаций и прочих важных вещей в принципе справедлив. Другое дело, что мэр должен был бы гордиться новейшей архитектурой своего города, и если уж что-то недоделано - плавно и аккуратно доделать, а не разрушать имеющееся. Но Юрию Лебедеву (обронившему во время своей предвыборной кампании фразу "Летящий лом не остановишь" - да так и оставшемуся в народе с этой кличкой) понадобился конфликт - и, похоже, лишь для того, чтобы утвердиться в качестве новой метлы.

Тогда как роль бывших хозяев города в архитектурном процессе была минимальной. "Главная моя заслуга, - сказал Борис Немцов на открытии выставки нижегородской архитектуры в Москве, - в том, что я не вмешивался". И совершенно логично, что лучшим зданием города в 1995 году был признан кириенковский банк "Гарантия". Интересно то, что лучшей постройкой 1999-го снова стала "Гарантия" - но уже вторая ее очередь (авторы и той и другой - Евгений Пестов и Александр Харитонов). Она пристроена к первой стык в стык, но отличается разительно. Примерно как время тогдашней ностальгии по потерянной России - от нынешнего сумбура, в котором перемешаны как комплекс неполноценности по отношению к цивилизованному миру, так и презрение к нему.


Если первая "Гарантия" была авангардистской фантазией на темы модерна (витальная энергия опоясывала - распоясываясь - фасад, разгоняясь, кончалась башней а-ля НЛО, повсеместно прерывалась дырами и разрывами, а майоликовые орнаменты оттеняли сей радикализм), то вторая ее очередь - это уже в чистом виде разлом и полная деконструкция. Одна стена, как бы продолжающая фасад старого корпуса, отслоилась и загнулась, тщетные попытки пришпилить ее обратно гвоздями зеленых труб кончились эффектными прорехами. Вторая стена, апеллирующая вроде бы к интернациональному стилю (ленты окон и зеленые панели), покренилась, сплющилась и была в конце концов обрезана. Сзади в эти стены вонзились еще какие-то уголки и шайбы, и все это вместе медленно сползает в овраг. Овраг этот, являющийся неотъемлемой частью ландшафта исторического центра, вроде бы все объясняет: вот он контекст, рытый-перерытый, сам по себе деконструкция, и вот он модернизм, которому только чисто поле и нужно (взять виллу "Савой" или капеллу в Роншане). Но, во-первых, это действительно очень правильный деконструктивизм - который все-таки не стиль, а некое сингулярное событие; это именно здесь и теперь: это "про" овраг и "про" Нижний вообще (в Москве же редкие образчики деконструктивизма - в основном Александра Асадова - несколько декоративны и как-то "в никуда"). Во-вторых, восхитительна смелость авторов, рискнувших доделать первую часть здания, которая успела стать визитной карточкой новой архитектуры города. Ну и в-третьих, просто мощнейшее эмоциональное впечатление.

Прежде чем обозреть второй шедевр, необходимо сказать и о другом участнике архитектурного процесса в Нижнем. Это небольшое женское сообщество, состоящее из Любови Сапрыкиной и Анны Гор (Государственный Центр современного искусства "Кариатида"), а также Марины Игнатушко - архитектурного критика. Именно их силами устраивается фестиваль "Архотека", проводится рейтинг лучших построек и вообще создается необходимое информационное поле. Поддерживает их Нижегородское отделение Института "Открытое общество", местный Союз архитекторов, агентство "Биржа Плюс" и фирма "Велюкс". Доброй традицией стало печение торта в виде здания-победителя, который тут же и поедается - дабы авторы не зазнавались.

Правда, испечь торт в виде второго лауреата было бы затруднительно. Торговый центр на углу Покровских улиц сделан целиком из железа - и это первый прецедент такого рода, и не только в Нижнем, но и вообще в России. То есть, конечно, металл активно используется в нашей архитектуре, но так чтобы одеть целый дом исключительно в оцинкованное железо (и чтоб это выглядело не просто пристойно, а даже как-то пижонски) - такого еще не было. Не только функцией, но и формой здание немного напоминает московский "Наутилус": оно также стоит на остром углу двух улиц, его "нос" также скруглен, а верх опоясан всевозможной арматурой. При всем том образ его куда более цельный - и это отсутствие компромисса (с заказчиком, с модой, с техническими возможностями, с требованиями согласующих инстанций) вообще как-то приятно отличает Нижний от Москвы. Конечно, нижегородские архитекторы тоже жалуются, конечно, у них тоже хватает проблем - но они предпочитают их решать сами, и, глядя на конечный результат, упрекнуть их трудно. Этот дом, например, предполагалось облицевать фирменным алюкобондом, но грянул кризис, и пришлось взять отечественную оцинкованную сталь. Сколько она выдержит - это, конечно, другой вопрос, но пока выглядит на редкость шикарно. Можно придраться и к решению торцевой стороны дома (которая как раз у "Наутилуса" обработана с особым шиком - и силуэтно, и фактурно), но это уже детали.


Построили этот дом Василий Бандаков, Владимир Коваленко и Александр Дехтяр - дружным своим коллективом составляющие бюро "Архстрой". В ноябре этого года бюро исполнится 10 лет, на его счету уже около 30 построек (среди них - новое здание Нижегородской ярмарки, ставшее ее символом), и совершенно очевидно, что оно выходит в лидеры. Архитекторы признаются, что к наметившемуся повороту в сторону неомодернизма они были готовы давно, в их портфелях - масса суперсовременных проектов, так что - были бы инвесторы. Сейчас "Архстрой" завершает строительство жилого квартала у Сенной площади, который должен стать своеобразным ответом на постоянно звучащий вопрос о цельном подходе к застройке города. И надо сказать, они мастерски разрешили все проблемы: историческая среда не нарушена, внутреннее пространство - уютно, при этом каждая сторона квартала имеет свой яркий образ (особенно любопытна центральная башня, в композиционном отношении служащая "шарниром" всего квартала, а в живописном - не то гриб, не то выныривающая из океана акула)...

Третий победитель рейтинга - дом на Звездинке - удачно сочетает в себе решение градостроительной проблемы и собственно художественный образ. Проблема (вообще довольно распространенная в России) заключалась в торчании глухого торца типового жилого дома. Причем торчал этот торец прямо в створе оживленной улицы. Архитектор Виктор Быков сумел так пристроить к нему новый объем, что и улица сразу обрела законченность, и площадь Горького (откуда дом просматривается) получила композиционную интригу. Сам же по себе этот корпус - эффектное сопряжение нескольких овалов, встроенных друг в друга и завершенных остекленным пентхаузом. Внизу - тоже стеклянная лента, отчего дом словно бы воспаряет и умудряется утянуть за собой - как современный локомотив - вагончик старого дома.

Эти три сооружения удачно обозначают новые векторы нижегородской архитектуры: деконструктивизм, хай-тек и скульптурность. При этом в рейтинге было еще два десятка сооружений, не менее любопытных или, по крайней мере - забавных (как, например, перегруженный смачными деталями дом Валерия Никишина - "ни словечка в пустоте", такая концепция). Хотелось бы, конечно, сделать вывод, что, невзирая ни на что, нижегородская архитектура полна сил и энтузиазма, однако надо помнить, что архитектура - процесс долговременный. Все, что сегодня построено, - продукт работы нескольких последних лет, если же нынешняя ситуация останется прежней (проекты не утверждаются, участки не выделяются, мэр саботирует работу Градсовета и т.д.) - нам останется только грустно вздыхать о яркой комете Нижегородской архитектурной школы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Варвара Гамбург, Архитектура есть. Архитектуру - съесть?
(Нижний Новгород)
/14.01/
Третья столица России провела архитектурный рейтинг. Согласно традиции, лучшее здание было воплощено в торте и съедено. Тем временем метафора грозит превратиться в реальность.
Ширли МакМырли, Апокалипсис не состоялся /12.01/
Фильм Дэвида Финчера "Бойцовский клуб" поставил американское общество перед серьезной проблемой. На студии "Фокс 2000" царило смятение. Конечно, лавры создателей самого скандального фильма десятилетия манили продюсеров. Но настоящие рецепты нитроглицерина?!
Влад Бурьян, Они сделали это '2000! /30.12/
В этот торжественный день как не подвести итоги, как не переосмыслить достижения цивилизации, повзрослевшей на целое тысячелетие! Мы не проводили интерактивных опросов, не устраивали сетевых конкурсов, не списывали хитпарад у других сайтов. 10 долгоиграющих альбомов, удививших человечество: Бьорк, Erasure, Pink Floyd и мн. др.!
Лучше меньше, да лучше? /30.12/
"Интерес публики к современной музыке вырос. Сложность музыкального языка аудиторию больше не пугает". "Тем не менее, публика уходит даже с Малера => фестиваль музыки Шенберга тем более был мероприятием для избранных". Итоги музыкального года обсуждают Петр Поспелов и Илья Овчинников.
Алексей Мунипов, Добро победило Зло /29.12/
По-хорошему нервный и мелодичный схлест традиций русского рока и любимой советской песни - как раз то, чего ждали и богемные барышни, и разборчивые критики, и немудреные любители немудреной музыки.


предыдущая в начало следующая
Николай Малинин
Николай
МАЛИНИН
malinin@orc.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: