Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Кинофестиваль "Лики любви": обзор бумажной прессы
Дата публикации:  28 Января 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Главным событием художественной жизни, о котором писали газеты, стал прошедший в Москве тематический международный кинофестиваль "Лики любви", возглавляемый Марком Рудинштейном.

"В этом году кинофестиваль "Лики любви", став уже стабильной величиной отечественного и международного фестивального движения, отважился на решительный шаг. Впервые он сформировал полноценную конкурсную программу", - отмечает Анастасия Машкова в газете "Культура".

Полноценным был и итог: "Жюри во главе с Беатой Тышкевич отдало предпочтение "доброму старому кино", - заключает Елена Стишова в "Независимой газете".

Холостой ход

"Гран При фестиваля "Золотая стрела" получил словенский фильм "Холостой ход" - черно-белый фильм про жизнь молодых людей в нетопленом общежитии, который так понравился пани Беате, что она вопреки всем правилам сразу после просмотра публично объявила о своих симпатиях, - пишет Алена Солнцева ("Время МН") - Большая часть профессиональных зрителей, составлявших основную публику фестиваля, эту картину как-то и не заметила".

Не то критики - Елена Стишова ("Независимая газета") так характеризует картину режиссера Янеса Бургера: "Черно-белая гамма и подвижная камера придают сюжету из провинциальных будней достоверность "жизни врасплох", а стилистика грустной комедии выводит под сурдинку до боли родную рефлексивную ноту".

Анастасия Машкова ("Культура") делится с нами своими ощущениями: "Кажется, что лента снята почти любительски, за копейки, черно-белое изображение, пленка 18 мм. Однако бюджет фильма приятно поразил наших журналистов: 250 тысяч долларов - по нашим меркам вполне убедительная сумма. Словения - богатая страна, пусть в ней и нельзя напечатать фильм "на 35 миллиметрах", раньше это делали в других республиках, теперь в других странах. "Холостой ход" - типичный "наивный" фильм, имитация повседневной хроники одного из люблянских общежитий, но фильм, зрелый по мысли. Рассказ о том, как из "советской", "общажной" молодости, из не слишком отвязного (хотя кому как) подросткового промискуитета люди постепенно входят во взрослую жизнь. И слава Богу!"

Обозреватель "Коммерсанта" Лидия Маслова, как и Беата Тышкевич, находит "Холостой ход" лучшей картиной фестиваля - об этом она заявила в блиц-опросе, который провела среди критиков газета "Культура". Критик даже тратит на эту картину эпитет "симпатичная", вместе с тем замечая: "Все бы было очень мило, если бы где-то посередине фильма не зияла гигантская вставка - сцена бесконечно долгой разборки героя с его возлюбленной. Самое простое объяснение заключается в том, что девушку играет жена режиссера и выделить ей совсем крошечный эпизод он, ясное дело, не мог. Вот это, я понимаю, любовь: человек готов перекособочить свое произведение, лишь бы женщина осталась довольна".

Чулпан Хаматова

Российское кино в конкурсе представлено не было: "не нашлось ни одной картины, соответствующей регламенту фестиваля". (Елена Стишова, "Независимая газета")

"Организаторы рассчитывали получить относительно российский "Восток-Запад" Варнье, но компания "НТВ-Профит" не решилась показывать фильм так задолго до российской премьеры, которая намечена на 8 марта. Зато было несколько картин - и отборщик фестиваля Сергей Лавретьев подчеркнул, что это было сделано сознательно, - в которых снимались русские артисты и из которых можно было понять, какое место русские занимают в современной Европе, как к ним сегодня относятся на Западе". (Алена Солнцева, "Время МН")

"Главным российским достижением на фестивале следует считать приз за "лучший романтический дуэт", который актриса Чулпан Хаматова поделила с Дени Лаваном, своим французским партнером по немецкому фильму "Тувалу". (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ")

"Тувалу" - это воспоминание о кино Большого стиля, но разыграно это действо в современной Софии, среди обветшавших декораций сразу всех стилей минувшего века. Love story из разряда сказок: парень встречает девушку, они влюбляются друг в друга и уезжают на маленьком кораблике вдаль, прочь от прежней жизни, готовой погубить их любовь. Режиссер решился на такой восторженный и наивный сюжет. И выяснилось, что этот сюжет - самый правдивый. Сюжет не из реальности, и из мечтаний, из кино". (Анастасия Машкова, "Культура")

"Чулпан органично вписалась в чаплиниаду. Ее комедийная экспрессия лишь подчеркнула ее глубоко спрятанный лиризм". (Елена Стишова, "Независимая газета")

Критики не забыли назвать и прочих лауреатов:

"Лучшим актером стал Ян Цвиткович из "Холостого хода" - уже замеченного, кстати, на некоторых европейских фестивалях, как и фильм "Тувалу", удостоившийся на "Ликах" специального упоминания жюри. Приз за лучшую женскую роль достался норвежской актрисе Хеге Шейен за роль в фильме "Суфлерша" - о суфлерше, которая мечтает стать певицей и устроить личную жизнь." (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ")

Конкурсные фильмы "Суфлерша" (Норвегия), "Сестричка" (Финляндия), "Шершень" (Югославия-Италия) и "Не от мира сего" (Италия) были названы разными экспертами в блиц-опросе газеты "Культура" лучшими фильмами фестиваля. "Вообще же на фестивале (несмотря на продуманную и вполне профессионально составленную конкурсную программу) основной интерес у публики, как всегда, вызывали внеконкурсные программы", - свидетельствует Алена Солнцева ("Время МН").

Но где же фильмы о любви?

Если брать фестиваль в целом, то "особенностью нынешних "Ликов любви" можно считать то, что фильмы "про любовь" в узком смысле перемешаны с фильмами про жизнь вообще". (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ")

Проблема объективна: "За 100 с лишним лет существования кинематографа сносных фильмов о любви наберется едва ли десяток. Великие картины снимали и продолжают снимать о честолюбии, зависти, ненависти, коварстве, усталости, самоотречении, заблуждении и геройстве. Конечно, в каждом таком фильме обязательно присутствует любовная линия, но не она формирует сюжет, не она движет историю". (Алексей Медведев, "Ведомости")

"По высокому счету о любви и впрямь все сказано. Это историко-культурный факт, и оспорить его, на мой взгляд, невозможно. Но есть территории "близко к любви" (так, кстати, называется венгерский конкурсный фильм) - они и возделываются". (Елена Стишова, "Независимая газета")

Виктория Никифорова ("Сегодня") не скрывает своего огорчения: "На "Ликах" днем с огнем было не сыскать фильмов про любовь. Программа, ориентированная на восточно-европейское кино, щедро дарила нас социальными проблемами... А просто посмотреть в глаза друг другу так, чтобы защемило сердце у каждого зрителя в темном зале, им (героям фильмов - П.П.) было не дано".

Андрей Плахов ("КоммерсантЪ") объясняет: "Ингмар Бергман в свое время определил разницу между фильмами своими и, скажем, Анджея Вайды. Западные режиссеры снимали кино про мужчину и женщину, восточные - про солдата и его подружку".

Фестиваль "Лики любви" оказался заложником нашего восточноевропейского прошлого: "И ретроспективный ряд, и конкурсная программа имели очень отчетливый славянский, вернее, постсоветский след. Ретроспектива доказала, что эротика, прорывавшаяся за железным занавесом, была чем-то большим, чем эротика. Самый показательный пример - "Частные пороки, общественные добродетели". Миклош Янчо пересказал историю кронпринца Рудольфа и его возлюбленной Марии Вечеры, вместе покончивших с собой в замке Майерлинг, - сюжет, который стал основой нескольких исторических мелодрам. В интерпретации Янчо Рудольф оказывается завзятым диссидентом, что, в сущности, верно, но впервые на экране протест его осуществляется в развеселых сексуальных эскападах (далеко не только с участием Марии). Так что и бегать по окрестностям Майерлинга с голой, извините, задницей можно не только для собственного удовольствия, а из чувства протеста". (Анастасия Машкова, "Культура")

Не сосредотачиваясь на отношениях бывшего Востока и Запада, Елена Стишова ("Независимая газета") делает общеполитический вывод: "Грехопадение киноискусства под натиском сексуальной революции с исторической дистанции в три десятилетия можно интерпретировать как протест против филистерской буржуазной морали, как метафору нонконформизма".

Время все-таки внесло свои коррективы: "Конечно, многие картины, когда-то казавшиеся революционными, сегодня уже не производят шокирующего впечатления: откровенный рассказ об адюльтере финского режиссера, писателя и продюсера Йорна Доннера ("Черное на белом", 1968) выглядит вполне заурядным, хотя и не лишенным остроумия, мэйнстримным фильмом". (Сергей Кузнецов, "Ведомости")

А сегодня для традиционного русского зрителя в этом кино есть и лишняя прелесть, особенно не связанная с любовными или сексуальными страстями:

"В финском кино всегда есть Юкка и Пекка. Юкка обычно спит с женой Пекки, но Пекка на него за это не в обиде, потому что у него есть своя Кирсти, а в браке он уже 13 лет, и чувства притупляются, как справедливо заметил профессор Мяккинен. Тайком друг от друга Юкка с Асти и Пекка с Кирсти проводят чудные выходные, но всегда возвращаются домой - один к Асти, а другой к Вийви - и готовят им толстые горячие финские бутерброды с сыром, и принимают от них в подарок красные финские пуловеры с олешками. А потом один идет судить хоккей ЧССР-Швеция, а другой - рекламировать холодильники "Дайва" (финские, хорошие) или вместе выпивать. Иногда они глядят парами на море, а иногда пьют кофе в ресторанах из беленьких толстостенных чашечек с детским рисунком под финскую музыку - такое обуржуазенное сливочное диско-буги, которое 20 лет назад играли "витаминщики" или Тыну Ааре с "Апельсином": "Эй, эй, эй, эйоле, муста нурми койтта". В смысле: айда в пляс, бойкая лопарская девчонка.

Русский человек готов терпеть это кино часами. Потому что финский быт 70-х являет собой сбывшийся рай его детства. Потребительский максимум западного шика, доступный в те годы советской торговле, весь был финским. Весь! Эти ДСП-шные панели над кроватями в гостиничных номерах, где Асти ждет Юкку в махровом халатике мягкого цвета вроде тех, что шили работницы комбината "Сулев"... и т.д. и все остальное, что со смаком вспомнил Денис Горелов ("Известия") из тех времен, когда никто и не мечтал о фестивале "Лики любви".

"Раскаты грома" и "Тихие дни в Клиши"

Однако основную часть критиков интересовали более горячие мотивы.

Анастасия Машкова ("Культура") описала фестиваль в целом как "широкую панораму современного понимания любви и краткий конспект истории прегрешений кинематографа с порно".

Другие критики констатировали: "Выступая перед одним из сеансов 5-го международного кинофестиваля "Лики любви", член жюри, американский историк кино и архивист Джон Гартенберг, не скрывая своей радости, сказал, что фестиваль смело можно было бы переименовать в "Различные аспекты секса". (Сергей Кузнецов, "Ведомости")

Здесь у Виктории Никифоровой ("Сегодня"), так опечаленной отсутствием лент именно про любовь, настроение снова поднимается: "Нынешние "Лики любви" перекрыли все былые рекорды по количеству порнографических лент. Ошалевшие любители десятой музы увидели идейное порно - "Шабондамскую элегию", пародийное порно - "Раскаты грома", лирическое порно - "Тихие дни в Клиши", а также богатую коллекцию "Эротических историй", балансировавших на самой грани дозволенного цензурой".

"Вся эта жуть оказалась делом невероятно тягомотным. Лично я не специалист по порно, но все-таки утверждаю, что ни один "легальный" кинематографист не позволил бы себе подобных небрежностей по части профессии, вкуса, подобного профессионального скудоумия. А эти - остались в истории кино. Главное в этих фильмах... ну, вы сами понимаете что. "Между" - бесконечные проезды камеры, долгие и дурные диалоги персонажей". (Анастасия Машкова, "Культура")

"Мне удалось выдержать изрядную часть снятых на узкую пленку "Раскатов грома" (США, 1975, независимый режиссер Керт МакДауэлл), самого крутого, по мнению знатоков, фильма фестиваля, и даже оценить жанровую игру изобретательной "порнухи" - это абсурдистская комедия, трагифарс с цитатами из классиков. Я стерпела старушку-нимфоманку, уверив себя, что передо мной - ранний образец экранного "мовизма", но, каюсь, зоофилия, пусть и с комедийными обертонами, показалась мне перебором - с появлением гориллы я сбежала". (Елена Стишова, "Независимая газета")

"Благодаря сочетанию ненатуральности сюжета и диалогов с предельной натуралистичностью съемки возникает удивительное чувство прорыва, достигающее пика в одной из последних сцен: героиня стоит в белом платье посреди гостиной и тоном образцовой американской домохозяйки произносит монолог о том, что плоть - единственное, что у нас есть и ради чего стоит жить. Возможно, эта сцена - лучший памятник сексуальной революции в Америке". (Сергей Кузнецов, "Ведомости")

"Раскаты грома" - лучшая из внеконкурсных картин". (Виталий Трофимов, журнал "Фильм" - по блиц-опросу газеты "Культура")

"Явной заслугой организаторов фестиваля надо признать то, что в рамках темы им удалось представить значительное количество фильмов известных европейских режиссеров, таких, как Милош Янчо ("Частные пороки, общественные добродетели"), Бертран Блие ("Тихони") или Анджей Жулавски ("Третья часть ночи"), объединив их с менее известными в России, но этапными работами - такими, как "Тихие дни в Клиши" датчанина Йенса Йоргена Торсена (не путать с одноименным фильмом Клода Шаброля), в свое время на два года арестованного американской таможней". (Сергей Кузнецов, "Ведомости")

Виктории Никифоровой ("Сегодня") давний фильм "Тихие дни в Клиши" (Дания, 1969) показался лучшим на фестивале вообще. С ней солидарен Леонид Павлючик ("Труд"), сказавший свое слово в блиц-опросе "Культуры": "Из раритетов согрели душу абсолютно аморальные, но при этом поэтичные и нежные "Тихие дни в Клиши". А Андрей Плахов ("КоммерсантЪ") напомнил, что "впереди сексуального прогресса шли горячие шведские, датские, финские и норвежские парни".

В своем программном резюме Виктория Никифорова ("Сегодня") одобряет действия составителей ретроспективы "История греха", включивших в фестивальную афишу фильмы с порносценами: "Организаторов стоит только похвалить за эту смелость. Дело в том, что порнография стремительно становится самым актуальным художественным направлением в сегодняшнем кино... Последняя новая волна, набирающая высоту и в Старом, и в Новом Свете, рвется к реализму без берегов. Порнография придает едкий аромат подлинности происходящему на экране. Она спасла, например, "Шабондамскую элегию" голландца Томаса Киркхофа... Подлинность секса заставляет поверить и в подлинность смерти, и когда героя находит бандитская пуля, истомленный зал простодушно ахает". (Виктория Никифорова, "Сегодня")

Вероятно, следующая новая волна, для которой подлинный секс будет битой картой, захочет снимать подлинную смерть? Но это уже моя лишняя мысль, а одной из лучших частей фестиваля несколько критиков признали цикл получасовых короткометражек под общим названием "Эротические истории", спродюсированный Региной Циглер.

Хочешь, я буду твоей жареной колбаской?

"На "Ликах любви" показали пять программ по три-четыре фильма в каждой, всего 16 короткометражек. Из европейцев в создании цикла приняли участие звезды авторского кино - от неутомимого 72-летнего авангардиста Кена Расселла до флегматично-остроумного Мики Каурисмяки". (Алексей Медведев, "Ведомости")

Поэтическая формула этого цикла все же заметно отличается от той, где подлинность секса означает последнюю степень реализма: "Для авторов "Раската грома" секс - последняя реальность, за которой уже ничего не стоит. Для режиссеров "Эротических историй" секс на самом деле не существует, есть только эротизм, возникающий как бесконечное обещание, мечта, фата-моргана". (Сергей Кузнецов, "Ведомости")

"Произошедшие на наших глазах события - не более чем грезы разменявшего пятый десяток мужчины, задремавшего на пляже или в зале ожидания. Именно по такой схеме строятся лучшие новеллы цикла - "В ритме самбы" Мики Каурисмяки и "Зал ожидания" Йоса Стеллинга. Пожалуй, именно успех этих двух короткометражек очевиднее всего свидетельствует о тупике, в котором пребывает вечная тема. Фильмы финского и голландского режиссеров напрочь не вписываются в каноны любовной кинолирики: разморенный тучный финн мечтает о близости с танцовщицей самбы, которая в итоге оказывается мускулистым трансвеститом, а стареющий плейбой занимается виртуальным сексом с рекламным плакатом голландских железных дорог. Это не фильмы о любви, а остроумные рассказики о мужском одиночестве и несостоятельности". (Алексей Медведев, "Ведомости")

Между тем, Елену Стишову ("Независимая газета") тревожит, что радость упражнений на эту тему может омрачить прогресс медицины: "Недавно авторитетный сексолог Игорь Кон высказал любопытное соображение. Если в наступающем столетии будет решена вековая проблема человечества - проблема мужской импотенции, это может повлечь за собой что-то вроде сексуальной контрреволюции. Отсутствие проблем в постели отменит все допинги, в том числе и порнографию, и породит глобальную половую скуку. То есть возможные последствия прогресса в данной сфере непредсказуемы. Ведь, как известно, и творчество есть сублимация вытесненной сексуальности, а если попросту - результат любовных неудач. Как говорится, не приведи Бог дожить до кинематографа будущего, когда игривая романсовая строка "О любви не говори, о ней все сказано" обернется суровыми буднями".

Странно, но феминизм, равно как и гомосексуализм, на фестивале "Лики любви" находился в тени.

"Конечно, в короткометражках Регины Циглер часто встречаются приметы поверхностного "кинофеминизма": в каждом втором фильме присутствует позиция "женщина сверху", а герои услаждают героинь оральными ласками. Но при этом взгляд на природу любви остается чисто мужским". (Алексей Медведев, "Ведомости")

"Мы мало продвинулись в сторону политкорректности, и ущербный "лик" гомосексуальной любви вряд ли бы нашел у нашей публики сочувствие. Это не Берлинале, где сексменьшинства самоутверждаются как равные среди равных". (Елена Стишова, "Независимая газета")

Вот предложение Лидии Масловой ("КоммерсантЪ"): "Расширить ориентацию и показывать фильмы и об однополой любви".

Тут я, составитель настоящего обзора, робко подам свой голос: все-таки в 5-м Альманахе "Эротических историй", который я как раз на фестивале и посмотрел, был короткий фильм с участием Джеффа Страйкера, о котором я читал, что он профессиональный "порноактер-содомит". Джефф Страйкер произвел на меня сильное впечатление - не только своими специфическими параметрами, но и красотой вообще, низким и певучим, несколько дебильным голосом и неактерской природой существования в кадре. Короткометражку под названием "Хочешь, я буду твоей жареной колбаской?" снял режиссер Роза фон Праунхайм в антураже, сделанном по клише голливудского фильма "Красотка". Роза фон Праунхайм (по-моему, я с ним однажды познакомился в Германии на показах параллельного кино) - это мужчина. Я рассказал об этом своей знакомой киноманке, которая этого не знала, и тогда она восторженно произнесла: "Да, все лучшее в кино разобрали геи". Так вот, Роза фон Праунхайм (если я только его или ее ни с кем не путаю) снял вышколенную немецкую поставангардистскую работу - как всегда у нынешних немцев, лишенную легкости и дыхания формы, зато неодномерную и человечную.

Уступаю, однако, вновь слово профессионалам, у которых, как видно, накопилось к фестивалю "Лики любви" и немало претензий.

Четыре руки Ольги Дроздовой

Есть у критиков претензии более чем серьезные: "отсутствие художественных потрясений" (Георгий Капралов), "низкое качество конкурсных картин" (Лидия Маслова), есть и более мелочные: "40-минутное опоздание" Катрин Денев на пресс-конференцию (Леонид Павлючик), "организационные неурядицы", которые "не исчезнут, пока к прессе у нас в стране будут относиться, как к пятому колесу в телеге" (Сергей Кудрявцев; - все эти мнения публикует в своем блиц-опросе газета "Культура"). Была беда и со вкусом в постановке церемонии награждения, "к сожалению, так и не преодолевшей фирменного "кинотаврского" стиля, в котором междусобойчик сочетается с традициями елочного представления. Счастливая актерская семья - в лице Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой - вела себя как-то особенно глупо, а когда в финале Певцов подхватил свою половину на руки и, лихо подмигнув залу, сообщил, что фильм они смотреть не будут, потому что им есть чем заняться, - стало совсем неловко". (Алена Солнцева, "Время МН")

Были претензии у критиков и по конкурсу. Виктория Никифорова ("Сегодня") недовольна тем, что "фестивальное руководство закрыло глаза на тонкости конкурсного этикета. Например, на то обстоятельство, что Ольга Дроздова, игравшая в конкурсном фильме, являлась одновременно президентом фестиваля".

Но как раз этому фильму от критики еще как досталось:

"По мне самой низкопробной порнографией была картина венгерского режиссера Марты Месарош "Дочери счастья" с Ольгой Дроздовой в главной роли. Грубо идеологизированный и схематичный образ героини, не способной достойно сопротивляться обстоятельствам и годной только на то, чтобы продаваться, намекает на образ современной России, "заказанный" и тиражируемый сегодня на Западе". (Елена Стишова, "Независимая газета")

"Это, наверное, один из главных сюрпризов фестиваля: почему Месарош вдруг решила изготовить римейк "Интердевочки"? Почему это сделано с такой вызывающей, едва ли не нарочитой пошлостью? Может быть, автор просто издевается, пародирует штампы? Поскольку в фильме часто упоминается Достоевский и загадочная русская душа, Дроздова старается играть одновременно Соню Мармеладову, Катюшу Маслову, Анну Каренину и Настасью Филипповну. Задача избыточная даже для очень сильной актрисы. В сексуальных сценах Дроздову заменяет дублерша, и смонтированы они иногда довольно неряшливо - в одной из них у героини оказывается четыре руки: двумя она водит по телу партнера, двумя другими - по своему собственному. Женщина с четырьмя загребущими руками вполне могла бы стать эмблемой этого фестиваля, демонстрирующего всяческое превосходство слабого пола в душевном, физическом и социальном плане". (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ")

В блиц-опросе "Культуры" несколько критиков назвали фильм "Дочери счастья" худшим фильмом фестиваля. Так же беспощадно, как картину Марты Месарош, критики скрутили в бараний рог еще два фильма: "Близко к любви" (Венгрия) и "Ветер в ночи" Филиппа Гарреля с Катрин Денев (Франция) - оба понабрали черных шаров в блиц-опросе "Культуры" и не только там.

По поводу последней картины, впрочем, существует особое мнение: "Мировоззренческая проблематика фильма одного из крупнейших французских режиссеров, духовного наследника "новой волны", закодирована в стилистике, в виртуозно выстроенном изобразительном ряде, где каждый кадр, каждый план работает как послание". (Елена Стишова, "Независимая газета"). Андрей Плахов ("КоммерсантЪ") тут соглашается отметить в фильме только героиню: "На "Ликах любви" Денев, снимающаяся с фантастической интенсивностью (пять киноролей за сезон), представила фильм "Ветер в ночи": именно он был показан на открытии. Картина интересна главным образом тем, как звезда играючи сбрасывает возрастной "излишек" и предстает в облике тридцатипятилетней красотки".

Завалященький генералишко

Знаменитая актриса была одной из двух звезд мирового кинематографа, приехавших на фестиваль "Лики любви". "Если на открытии публика чествовала капризную французскую кинозвезду Катрин Денев (впрочем, с конкурсного фильма с ее участием, не досидев до конца, ушли почти все), то на закрытии гвоздем программы стал французский же композитор Франсис Лей. Фильм "История любви" ("Love story"), за музыку к которому в 1971 году композитор получил "Оскара", продемонстрированный на закрытии, смотрел полный зал, а многие зрительницы утирали слезы. Плакал - от благодарности и умиления - и композитор, лично продирижировавший последними тактами своей знаменитой мелодии к фильму "Мужчина и женщина", исполненной симфоническим оркестром "Кинотавр". (Алена Солнцева, "Время МН")

"Ни один российский международный фестиваль патологически не способен наплевать на то, что к нам не приезжают звезды. Хоть какой-нибудь малюсенький, завалященький свадебный генералишко должен быть. На нынешних ликах в роли такого "генерала Топтыгина" выступал французский композитор Франсис Лей, знаменитый музыкой к двум фильмам - "Мужчина и женщина" и "История любви" (за последнюю Лей получил "Оскара" в 1971 году). От обеих музык идут по коже те характерные мурашки, которые вызывает встреча с концентрированной пошлостью". (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ"). Вот так, к тому же Маслова не согласна с мнением президентов фестиваля Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой, которые "станцевали под музыку из фильма "Мужчина и женщина", а потом объявили, что сейчас - "на сладкое, для киногурманов" - будет показан фильм "История любви". Скорее - это блюдо для кинодиабетиков - зрелище постное, диетическое, да к тому же подрастерявшее за давностью лет свои вкусовые качества."

С раздачей наград лауреатам у организаторов фестиваля тоже возникли некоторые проблемы. "Ни Чулпан Хаматова, ни Дени Лаван, ни многие другие призеры за наградами на церемонию не явились. Стрелы Амура (а именно в виде таковых стрел оформлены призы фестиваля) уносили со сцены сотрудники иностранных посольств, временные поверенные, атташе по культуре и другие официальные лица. "Такова особенность международных фестивалей, - пояснила ведущая, - что многие кинематографисты уезжают по делам и не могут получить свои призы". Да, вот на Каннском фестивале буквально то же самое: у всех неотложные дела, и золотые пальмовые ветви бесплодно жухнут на пыльных антресолях посольств и представительств в ожидании своих обладателей". (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ")

Алена Солнцева ("Время МН"), понимая, утешает коллегу: "Это уж наша российская беда, теперь к нам охотнее приезжают - по старой памяти - стареющие европейские звезды, а бодрая кинематографическая молодежь слишком занята, чтобы раскручивать себя в некоммерческой Москве. Впрочем, немецкий режиссер Вейт Гельмер, чей фильм "Тувалу" получил спецупоминание жюри, а занятые в нем актеры - "Серебряную Стрелу" за романтический дуэт, - вышел на сцену и дважды повторил, что надеется на интерес прокатчиков к столь обласканному жюри фильму".

"Режиссер фильма, Вайт Хелмер, был единственным автором, который сам получал приз - он был одет в великолепный сверкучий синий костюм, свидетельствующий (как и его великолепно снятый фильм), что со временем он рискует стать одним из самых крупных европейских эстетов". (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ")

История о режиссере в сверкучем костюме меня привлекла здесь и потому, что в московской газетной критике фигурировали три варианта написания его имени и фамилии:

Вейт Гельмер (Алена Солнцева, "Время МН");

Вайт Хелмер (Лидия Маслова, "КоммерсантЪ");

Файт Хелмер (Елена Стишова, "Независимая газета").

Не знаю источника, но вывожу из трех приведенных написаний (как это делали Гленарван и майор Мак-Наббс из писем в бутылке), что по-немецки фамилия режиссера пишется Veit Helmer, и в таком случае она должна транскрибироваться так:

Файт Хельмер.

***

В заключение - самые существенные похвалы и упреки фестивалю:

"Почти совсем не было замен на сеансах, все картины пришли в срок - что бывает нечасто, удалось достать несколько редких картин, публика к концу фестиваля наполнила залы. Конечно, хотелось бы больше денег на рекламу, тогда и в начале фестиваля залы были бы полны, поскольку фильмы того стоили". (Алена Солнцева, "Время МН")

"Не было фильма-хита, не было фильма-сенсации, на который ломились бы киноманы всей Москвы". (Виктория Никифорова, "Сегодня"). Конкретно критик сетует на отсутствие в программе фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза": "Очевидная провальность предсмертной картины Кубрика была ясна устроителям самых престижных кинофестивалей, однако они решили ее показать, справедливо полагая, что имя мастера и его загадочная смерть аккурат после первого показа фильма привлекут в кинозалы толпы народа".

Вместе с тем на фестивале был показан фильм "Красота по-американски" (читайте о нем отдельную статью Ширли МакМырли в настоящем выпуске РЖ).

"В российский прокат этот главный претендент на "Оскар" должен выйти в марте - поближе к церемонии вручения, когда интерес к нему будет особенно подогрет", - пишет Алена Солнцева ("Время МН"), считающая именно "Американскую красоту" лучшей картиной фестиваля "Лики любви".

Что же, подождем, пока настанет пора действовать по инструкции Виктории Никифоровой ("Сегодня"): "Заслышав капель и мартовских кошек, покупайте билеты на этот фильм - один из лучших фильмов года".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ширли МакМырли, Фабрика кошмаров /28.01/
С Голливудом - что-то не то. Он выскальзывает из прежних мифов, как змея из старой кожи. На фабрике грез весь последний год производят скандальные ленты, нарушающие все приличия, выходящие за рамки большого американского кино. В конце фестиваля "Лики любви" нам показали "Красоту по-американски".
Евгений Сно, Колики Любви, или Немного о Заголовках /27.01/
Анализ заголовка подскажет внимательному читателю имя автора, название издания и даже дату публикации. Станислав Говорухин идет в Президенты, чтобы бороться с порнографией на московских киноэкранах.
Музыкальная афиша 24 √ 30 января /21.01/
Солистка Мариинского театра Ольга Бородина (меццо-сопрано) получает премию им.Шостаковича; опера "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в "Геликон-опере"; новая симфония Юрия Буцко и Тройной концерт Бетховена.
Алексей Мунипов, Петр Поспелов, Современные музыканты и чего мы от них ждем /21.01/
Голосование. От кого вы ждете новых достижений и от кого уже не ждете? Классическая музыка: Башмет, Гергиев, Гутман, Кремер, Плетнев, Рождественский, Ростропович, Спиваков, Третьяков и др. Рок-музыка: Аквариум, Алиса, Ария, АукцЫон, Воскресенье, Гражданская Оборона, ДДТ, Звуки Му, Калинов Мост, Крематорий, Чай-Ф и др.
Дмитрий Циликин, FM-art /19.01/
Европейский совет министров культуры на 2000 год объявил культурными столицами Европы 9 городов: Авиньон, Болонью, Берген, Брюссель, Краков, Прагу, Рейкьявик, Сантьяго де Компостела и Хельсинки. Так как Хельсинки - в трех часах езды от Петербурга, из бюджета проекта "Хельсинки-2000" в 300 млн. FM значительная часть уделена городу на Неве.


предыдущая в начало следующая
Петр Поспелов
Петр
ПОСПЕЛОВ
Музыкальный критик

Поиск
 
 искать:

архив колонки: