Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20000203_glaf.html

Госкубышка, отдайся людям!
Глафира Кефирова

Дата публикации:  3 Февраля 2000

Выставка "Золотая казна России" могла бы и не попасть на экран РЖ, поскольку она совершенно малохудожественная, и проводить ее в Госмузее изобразительных искусств - нонсенс. Но ГМИИ им. Пушкина - музей государственный, Гохран - хранитель государственной казны, и Министерство финансов (патрон - Гохрана) воспользовалось господчинением музея для того, чтобы показать - все конфискованное таможней и правоохранительными органами тщательно хранится в государственной кубышке.

Вот этот поворот сюжета о выставке и заставил меня бить по клавиатуре. Никто в подцензурной бумажной прессе - я имею в виду совершенно необходимую цензуру, которая не позволяет призывов к покушению на государственные основы, например, на священную частную собственность государства, - не решится поставить вопрос ребром: зачем государство отчуждает в свою пользу собственность граждан, пусть не чтивших уголовный кодекс?

Прошу прощения за эмоциональное и бестолковое начало и рассказываю по порядку. В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка "Золотая казна России", которую организовал Гохран России (Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации - знаете ли вы еще какое-нибудь учреждение название которого состоит из двадцати двух слов?). Часть национального богатства в материальном воплощении (драгметаллы, художественные ценности и пр.) находится в ведении Гохрана. Часть этого гохрановского государственного богатства находится в ведении Госфонда. Эта госфондовская часть не может быть реализована в черный или серый день государства, ее нельзя продать, обменять, подарить. В Госфонде, который "олицетворяет богатство и величие Российской Федерации как мировой державы" (так написано в Гохрановском буклете), находятся разные исторические ценности, оставшиеся еще с царских времен.

"Создание государственного фонда ценностей России началось с Указа Петра I от 11 (22) декабря 1719 года, по которому коронационные регалии выделялись "как государству принадлежащие вещи". Согласно этому Указу была организована Камер-коллегия, в Регламенте которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специальном помещении - в Царской Рентерии. Таким образом, с принятием петровского указа произошло юридическое оформление рентерии как государственного фонда ценностей России. Позже рентерия получила название Бриллиантовой комнаты, куда продолжали собирать диковины со всего мира, а также изделия придворных российских ювелиров. В 1920 году декретом Совета народных комиссаров для "централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей" было создано Государственное хранилище ценностей Наркомфина - Гохран России. (...) В современном виде Гохран России был создан в соответствии с Постановлением Правительства Российский Федерации от 21 ноября 1996 года, получив на хранение уникальные сокровища Госфонда, созданные несколькими поколениями россиян. Это хранимое в веках бесценное наследие год от года приумножается". В этом пассаже из того же буклета Гохрана мне нравится все - и достойный стиль, и логика, и гордость за великих предков.

Указ Петра I гласил: "Государству принадлежащие вещи, а именно, Государственное яблоко, корона, скипетр, ключ и меч имеют в Царской Рентерее (казне) в большом сундуке за тремя замками в сохранении быть; к чему Камер-Президенту одному, Камер-Советнику и Царскому Рентмейстеру, каждому по одному ключу быть надлежит; и когда торжественное какое действие случится: то Президенту с двумя Камер-Советники идти в Рентерию и оной сундук отпереть, и надлежащие такие к Государству вещи вынать и через двух Камерных Советников к Царскому двору отсылать; а после бывшего торжества взяв, велеть оные паки в Рентерею сохранить". В деловом указании Петра все просто и по фольклорному верно: сундук с тремя замками, три советника, у каждого по ключу, пять священных госпредметов, нужно - вынули, потом опять заперли. В такую казну и руку запускать не хочется, да собственно говоря и незачем - Государственное яблоко на рынке не продашь.

Что сделали потом большевики с сокровищами Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, надолго сохранилось в народной памяти. Вспомним старый анекдот о том, как Рейган на приеме открыл портсигар с надписью "Президенту от избирателей", а Брежнев - "Графу Орлову от Екатерины". Но не в том дело. Большевистский лозунг "Грабь награбленное" по сей день действует. Важные сокровища, имеющие историческую и художественную ценность и принадлежащие Госфонду, хранятся в Алмазном фонде, что находится на территории Кремля, но в отличие от Оружейной палаты к кремлевским музеям отношения не имеет. Ценности, для Алмазного фонда мелкие, Госфонд хранит на своем балансе и не выставляет. Хотя пополняется Госфонд исправно, за счет поступлений из "Скупочного предприятия, Таможенного управления, правоохранительных органов, с горнорудных комбинатов и аффинажных заводов".

На выставке в Пушкинском Госфонд отчитался по всем направлениям комплектования: здесь есть и диковинные золотые и платиновые самородки, и алмазы (самый большой из выставленных - "Власть советов" - весит 196,63 карата), и нумизматическая коллекция, и ювелирка, и предметы декоративно-прикладного искусства. Всего показано 600 единиц хранения. Однако экспозиция не слишком впечатляет. Про слитки и самородки ничего сказать не могу. Глядя на них, вспоминаю только фильм "Ширли-Мырли". Но в нем хотя бы показано возможное использование найденного алмаза карат эдак в 2000 - на него вся страна полетела на Канары. Впрочем, всякие чудеса природы, может, и стоит хранить в госкубышке - хотя бы потому, что не понятно, как их иначе использовать. Не в короне же президента страны (Президент считается распорядителем сокровищ Госфонда) - нелепо, и не распиливать же на мелкие кусочки - жалко. Хотя, как поясняет тот же буклет: "Россия, единственная из числа мировых золотодобывающих держав, сохраняет интересные по форме, структуре и составу самородки благородных металлов". Зачем единственная их сохраняет, не объясняется.

С рукотворными чудесами проблем еще больше, чем с природными. Вот выставил Госфонд хранимые им предметы из серебряных и позолоченных сервизов, принадлежащих, думаю, в начале века каким-нибудь модным адвокатам с обширной практикой среди миллионщиков или даже самим миллионщикам, а также штучки от Фаберже. Среди этих штучек были серебряные звонки в форме зверушек. Подобный звоночек-зайчик был продан в прошлом году на русских торгах то ли "Сотбиса", то ли "Кристи", если мне память не изменяет, за 30 тыс. долларов. И такая мелкобуржуазная серебряная фауна нуворишского вкуса должна символизировать богатство и мощь великой державы Российской?! Да такого зайчика и мне, Глафире Кефировой, одной на безбедную жизнь хватит не надолго. И вот тут я перехожу к главному соображению, которым и хотела поделиться.

Хранить деньги в кубышке, как учат нас экономисты, недальновидно. Конечно, есть какие-то фамильные ценности, которые и в самый трудный день нельзя продавать (вроде все того же "Государственного яблока"), пусть они в казне и хранятся. Но зачем отчуждать в пользу государства такие мелочи, как серебряная кружка от Овчинникова или нюхательный флакончик от Фаберже. Это ведь не музейного даже уровня вещи! А если музейного, так почему не передать их в государственные музеи? Да потому, что там такого добра в избытке. Зачем отбирать на таможне серебряный портсигар, если люди на вырученные за него деньги покушают немного черствого хлеба чужбины с маслом? Происхождение у этих вещей темное? А насколько светло государство наследовало "нефритовое блюдо с ручками, украшенными прорезным, покрытым эмалью узором, выполненное в 1894 году ведущим мастером фирмы Фаберже М.Е.Перхиным ко дню бракосочетания императора Николая II и великой княгини Александры Федоровны"?

Конечно, Кефирова не призывает к экспроприации госсобственности в виде бриллианта "Людмила Зыкина" (55,02 карата), ей ведомо, что госсобственность священна. Но при осмотре выставки "Золотая казна России" пепел "Голден Ады", признаюсь, стучал в мое нежное сердце.