|
||
/ |
Не стоило вырубать вишневый сад Дата публикации: 10 Февраля 2000 В Музее Кино неторопливо идет ретроспектива британского кино под пышным названием "Надежда и слава". Тонкость, правда, в том, что одноименный фильм Главной сценой "Надежды и славы" стала та, в которой мамаша героя, только что закрутившая любовь с дружком своего мужа-фронтовика, рассматривает баночку с немецким джемом. Жизнь без чая немыслима, чай без джема - нонсенс, но баночка-то немецкая. Гамлетовская морщинка ложится на ясный мамин лоб. Кто его знает, что там враги подложили. "Немцы знают, что мы жить не можем без джема..." "Пить или не пить?" Вот в чем, получается, вся надежда и слава - в правильной пропорции чая и джема. Двусмысленность бурменовского фильма устроители ретроспективы, осознав, отыграли по полной программе. В названии - главная обманка ретроспективы: пообещав помпезные киношедевры, она знакомит нас со скромными и приличными образчиками британского кино 80-х. В этом и главная ее прелесть. В XX веке тысячелетнюю историю Англии словно отмотали назад - в ускоренном темпе. Как в обратной съемке, всесильная империя превратилась в скромное, не отягощенное амбициями островное государство, скептичного соседа континентальной Европы. На глазах последнего поколения скукожилась и исчезла сложная, веками выстраивавшаяся система социальных различий. Жители бывших колоний нахлынули в метрополию, заставив соотечественников Шекспира объясняться с ними на пиджин-инглиш. Тридцать лет назад состоялась историческая потасовка в полуподпольном лондонском гей-клубе, когда полиция пересчитала ребра нескольким представителям секс-меньшинства, а в позапрошлом году англичане с чувством глубокого удовлетворения отметили увеличение числа "открытых" гомосексуалистов в кабинете министров. Мир не успевает отслеживать эти изменения. На уроках английского детей до сих пор учат, что, мол, любой англичанин способен по выговору собеседника определить, в каком тот графстве родился и какой университет закончил. Но что можно определить, если выпускник Кембриджа родился в Пакистане, а уроженец Лондона живет в индийском квартале и незаметно обогащает свой могучий и прекрасный чужеродным сленгом. Эти катаклизмы - штука посильнее мировой войны, но англичане переживают их, не выпендриваясь по поводу своего особого пути. Они старательно пытаются угнаться за временем и снимают про это честное кино. Сверхсюжет британской ретроспективы - человек в чуждом, порой невыносимом социальном окружении. Порядочный мужик работает шофером у дорогой проститутки - Ведь как обычно снимают социальное кино? Страстно, размашисто, злоупотребляя назидательным монтажом и учительской интонацией. Так получались саркастичные ленты Конечно, неловко как-то работать шофером у проститутки. Не умеешь ни одеться как надо, ни вести себя, как принято. А впрочем, кто его знает, как принято? Или жить семьей двум мужчинам тоже как-то непривычно. Вроде никто вокруг так не живет. Да еще один из них подает надежды, а другой - нет. А потом вдруг из подававшего надежды выходит пар, а другой выбивается в гении. Тоже проблема. Но ведь уживаются как-то. Люди пытаются жить вместе - во всех смыслах этого слова. Сколько ни повторяй заезженное "мой дом - моя крепость", именно в Англии демократия становится высоким искусством сожительства. Право на приватность невозможно без обязанности поддерживать добрососедские отношения, будь твой сосед хоть негр преклонных годов, хоть юный косяк, хоть профессиональная шлюха. Причем вовсе не обязательно, что налаженные отношения разрешатся идиллией. Дело может кончиться и дракой, и убийством, и самоубийством. Но кто сказал, что будет легко? Только не Черчилль. Мягкая, вся на полутонах, игра актеров - а в ретроспективе собрались асы британского театра - как нельзя лучше подходит этому стилю отношений, этому трудному пути к взаимопониманию. Английская актерская школа славится не только своей утонченностью - тут и русским, и французам есть чем щегольнуть, - но и редкой протеичностью, способностью менять жанр, метод и масштаб. Все они начинали свою карьеру на сцене, деля свои роли между
|
|
|
||