Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20000216_romer.html

Я резервацию себе...
Федор Ромер

Дата публикации:  16 Февраля 2000

В культурном центре "Дом" открылась и закрылась без особого внимания публики и прессы, выставка, на которую пресса, казалось бы, не могла не прореагировать - из коллегиальных сочувствия или зависти. Выставка "Прессформат" (куратор Оксана Саркисян) напоминала собой отдел периодики районной библиотеки, но только на добрую половину укомплектованный бесценными материалами из отдела рукописей библиотеки центральной. В "прессформат" уложились не только "обычные", хоть и специализированно-элитарные издания, стабильно выходящие и имеющие четырех-пятизначный тираж (превышающие оный на выставку не допускались по причине опасности для интеллектуального и душевного здоровья посетителей), но и эфемерные поделки, изготовленные с помощью ксерокса или даже шариковой ручки с соответствующими тиражными показателями. Более того, эта издательская самодеятельность на выставке справедливо главенствовала, превратив своих типографски рожденных коллег в ненужный и неинтересный довесок.

"Прессформат" - не просто антология самиздата, но самиздата художественного, мало известного и совсем недоступного публике. Это журналы, альманахи, сборники и т.д., созданные художниками, - то есть художественные проекты, по разным причинам использующие форму печатных СМИ. Каталог заграничной выставки известной московской группы, декорированный как первый (и, естественно, последний) номер журнала, целиком посвященного творчеству группы. Хрупкие машинописные листочки с интервью, беседами, стихами, исследованиями завидной философской конденсированности - домашний тренинг ума советских интеллектуалов. Нарциссический трогательный листок о себе любимом, поддерживающий имиджевоперверсивную стратегию одного из главных героев питерской богемы. Разухабистый, весь изукрашенный виньетками и забитый картинками-комиксами журнал героя богемы московской. Даже "желтая пресса", добившаяся все-таки места в экспозиции, но только в виде своего "симулякра", старательно и почти серьезно изготовленного художником. И т.д., с кажущимся богатым и разнообразным содержательным спектром.

Однако в случае масс-медиа форма определяет (и даже заменяет) содержание. Журнал, газета или еще какая пресс-разновидность основываются на массовости, публичности, аттрактивности и сжатой информативности. Искусству же, тем более искусству современному, в качестве наследственной болезни от многогрешного модернизма достались сугубый индивидуализм, закрытость (ярче всего проявившаяся в сегодняшней популярности жанра видеоинсталляции, по определению требующей закрытого пространства), темный эзотеризм и размытость высказывания. Всеми этими родимыми пятнами искусства наделены почти все самодеятельные журналы художников, созданные не для популяризации их деятельности и распространения их идей, а словно для защиты от профанной среды, как ничего не значащий оазис в информационно насыщенной пустыне. Этакое наплевательское к себе отношение интуитивно чувствует экономика "большой" печати, и потому художнические издательские начинания, отчего-то претендовавшие на тиражи, полиграфию, деньги etc., после августовского кризиса умерли первыми (черно-белая мумия-верстка одного такого так и не вышедшего журнала болталась на веревочке в "Доме").

Для того чтобы выгодно продать свой богатый, но одному ему интересный, внутренний мир, художнику нужно его чуть-чуть изменить, упростить и раскрасить во все цвета радуги. Что, кстати, сделал Семен Файбисович на выставке "Каждый охотник желает знать..." в XL-Галерее, открывшейся в один день с "Прессформатом". На ней фотографии из родительского архива (сугубо личные, полные одному Файбисовичу ведомой синдроматики, скучные для постороннего) художник перевел на пленку, тонировал в цвета радужного спектра и подсветил изнутри. Этот внутренний свет может, конечно, интерпретироваться как метафизическое свечение с астральным сиянием. Но может и как свет софитов публичности, озаряющий художника, вылезшего на рынок масс-медиальности со своим интимным товаром.