Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20000224_myrli.html

Почти шедевр
Ширли МакМырли

Дата публикации:  24 Февраля 2000

Патрис Леконт чуть было не получил Сезара - высшую кинонаграду Франции - за свой новый фильм "Девушка на мосту". Ванесса Паради чуть было не удостоилась Сезара за свое исполнение главной роли. Этому фильму чуть-чуть не хватило, чтобы стать гениальным.

История выстроена с геометрической правильностью. Поначалу ее симметричность слегка раздражает, но к финалу равносторонний треугольник - мужчина-девушка-удача - начинает заваливаться, все идет вразнос, и только на руинах оцениваешь прелесть сюжетной конструкции. Девушка-замарашка бедной Лизой глядит с моста, собираясь закончить свою горестную жизнь в Сене. Откуда ни возьмись, появляется красавец с магнетическим взором и спасает ее. Спасает только для того, чтобы предложить ей стать его партнершей: он бросает ножи в цель, и для успеха номера ему требуется живая мишень. Счастье сопутствует безумной парочке. Счастье бегает за ними по пятам, назойливое, как приблудная собачонка. Банкноты зеленой листвой осыпаются на них, слава суетится поблизости, норовя увенчать лавровым венком их шальные головы. Все ножи Габора (так зовут красавца) летят в цель, все мужчины вокруг Адели (Паради) падают к ее точеным ножкам. Главный приз любой лотереи предназначен для них, и, не веря себе, они ошеломленно озираются по сторонам, не понимая, откуда такая везуха.

Через час Леконту надоедает их веселье и он грубо разлучает героев. Ножи Габора начинают попадать мимо цели, точнее, в его новую партнершу, толстую и глупую. Очередной кавалер бросает Адель. Деньги утекают сквозь пальцы, успех растворяется миражом. Глянь, вместо славы и богатства вокруг пустыня. Тучи людей и ни одного человеческого лица. И никакой надежды на счастье: оказывается, оно возникало в результате сложной алхимической реакции, объединявшей Адель и Габора. Общая неуверенность, душевная подвижность, галльская беспечность - все это, удваиваясь, давало вспышку ослепительной удачи. Расстались - и реакция прекратилась. В конце "Девушки на мосту" демонический красавец стоит на стамбульском мосту и тупо глядит в воды Босфора.

Ванесса Паради с ее водянистыми огромными глазами и русалочьим лицом, подвижным, как морская волна, идеально подходит для этой роли. Она девушка-никто, девушка-мотылек, глупая Психея-душенька, которую ветром мотает по свету, от одного мужчины к другому, и наконец прибивает к метателю ножей. Даниэль Отой демонстрирует все повадки профессионального разбивателя сердец. Мне особенно нравится в этом актере, что его демонический романтизм выглядит необыкновенно уютным. Он вроде и взоры бросает страстные, и ножи мечет в цель, и все равно у него это получается как-то не всерьез. Его легко представить дома, на крылечке, попивающим молодое божоле и болтающим с соседом. Это редкое сочетание гипнотизирующего обаяния и сугубой домашности позволяет ему работать во всех жанрах. Страсти его героев всегда чуть забавны, зато шутки грустны. Сейчас Отой снимается в новом фильме в роли маркиза де Сада, и, вероятно, его игра навсегда обелит знаменитого злодея. Получится такой свойский парень, добрячок и умница.

Забавно, что оба они, харизматические суперзвезды с легендарным обаянием, играют двух неудачников, решительно не умеющих добиться от людей любви, а от жизни - успеха. Хорошо, что Леконт сумел разбавить сентиментальную историю остроумными гэгами. Не подумайте, что "Девушка на мосту" - это мелодрама. Это чистой воды комедия, хотя и ужасно трогательная порой. Вообще, здесь есть все, что нужно для успеха фильма. Не хватает только той малости, которая заставляет нас тяжело вздыхать, выходя из кинозала, и произносить междометия вроде "Да-а, ничего", которые моментально зачисляют картину в разряд классики. "Девушка на мосту" - почти шедевр. Весь Леконт в этом "почти".

Странный он режиссер. Если Леконт не снимает откровенные однодневки вроде "Один шанс на двоих", то у него получаются стильные умные ленты. Костюмная драма "Посмешище" с неотразимой Фанни Ардан и убийственно смешными диалогами. Сюрреалистическая комедия "Танго" о профессиональном женоубийце. Они заставляют думать, бередят наши нервные окончания, надолго врезаются в память. Но Леконт избегает слишком сильных средств воздействия на зрителей. Он не рискует затянуть кадр или выбрать нестандартный план, его мастерство слишком правильно, чтобы бросаться в глаза. Порой он просто бравирует своей тихой манерой. "Девушка на мосту" прямо и не раз отсылает к амбициозному шедевру Лео Каракса "Любовники моста Понт-Неф". Но вместо всепоглощающей страсти перед нами - утонченная сублимация любви в смертельный номер, вместо вызывающего визуального великолепия - строгие черно-белые кадры. Леконт и вспоминает Каракса, и постоянно оспаривает его, словно говоря: можно и так, к чему все эти эффекты? Смотрите, какая простая вещь - кино.

Иногда кажется, что Леконт слишком хорошо воспитан, чтобы стать гением. Но это не мешает его "Девушке на мосту" играючи пленять зрителей.