Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20000315_paikova.html

Памяти театрального пастыря
Любовь Пайкова

Дата публикации:  15 Марта 2000

В Польском культурном центре прошел семинар, посвященный первой годовщине со дня смерти выдающегося театрального экспериментатора и мыслителя, настоящей звезды ХХ века Ежи Гротовского. Участие в семинаре принял руководитель Центра изучения Гротовского, созданного во Вроцлаве в 1990 году, Збигнев Осинский. В рамках семинара были показаны документальный фильм "Ежи Гротовский - проба портрета", запись спектакля "Акрополис" театра-лаборатории Гротовского и некоторые другие весьма редкие архивные материалы. Кумир интеллектуалов, в том числе и советских, 60-70-х годов, первейший тогда режиссер мира Гротовский стал театральной легендой задолго до смерти. О реальных обстоятельствах его жизни говорят теперь не часто, и семинар напомнил о них.

Гротовский родился в 1933 году и рос под сильным влиянием индуистской культуры. Очень любил индийские сказки, которые ему читала мать. Сам Гротовский говорил, что при выборе профессии задумывался о трех вариантах пути: мог посвятить себя индуистике - стать востоковедом, мог посвятить себя режиссуре, мог стать психиатром. Он считал, что все эти направления деятельности могли быть связаны между собой. Он понимал, что, во-первых, должен работать над внутренней жизнью человека, чтобы раскрыть тайны собственного внутреннего существования, причем не в психологическом, а именно в духовном аспекте. Он понимал, во-вторых, что ему предназначено работать с другими. В-третьих, в силу исторических особенностей он должен работать в той области, где его не могла контролировать цензура. Гротовский выбрал режиссуру, посчитав, что процесс работы режиссера с актером не подконтролен, и именно во время этих взаимоотношений может происходить истинное общение. Так что в самом начале Гротовский уже знал, что репетиция станет сосредоточием его главных творческих интересов.

Гротовский видел в театре не только колоссальный источник внутренней свободы, но и рассматривал его как полигон для духовных исканий и приключений. Основательно изучив актерское мастерство (Государственная высшая актерская школа в Кракове) и режиссуру у Юрия Завадского (московский ГИТИС) и Ежи Калишевского (вновь Краков), он участвовал в театральных семинарах Жана Вилара и Эмиля Франтишека Буриана, знакомился с традиционным театром Индии, изучал китайскую оперу, японский театр Но, йогу. В результате пришел к полному отрицанию "метода" и в конечном счете порвал с традиционным театром, чтобы сосредоточится на поиске "ускользающего смысла бытия".

Гротовский стремился стать и стал настоящим гуру, а не театральным педагогом. В маленьком провинциальном Ополе совместно с критиком Людвигом Фляшеном он создал экспериментальный театр "13 рядов". Создатель теории и практики "бедного театра" он собрал команду единомышленников (Рена Мирецка, Антонин Яхолковски, Зигмунт Молик, Ричард Чешляк), ввел в обиход железную дисциплину, культивировал принцип театра как "коммуны" и "способа жизни". В актерском искусстве увидел способ саморазвития, самораскрытия бытийных возможностей личности. Театр "13 рядов" был театром принципиально аполитичным, занимался сугубо духовными проблемами, репертуар его едва ли не полностью составляли мистерии. Понятно, это не очень нравилось властям, и театр много раз пытались закрыть. Гротовский с властями хитрил и специально создал у себя псевдопартийную ячейку. Когда театр в очередной раз пришли закрывать, он сказал: "Пожалуйста, но как быть с нашей партячейкой". Его оставили в покое, перестали замечать.

В течение многих лет Гротовский оставался фигурой нон грата. Его не выпускали ни на один международный театральный фестиваль. Но когда он все-таки в 1966 году приехал в Париж, то наутро проснулся знаменитым.

В 1968 году после "Акрополиса", "Стойкого принца" и "Апокалипсиса" Гротовский стал гражданином мира. Его признали великим театральным пророком, фигурой чрезвычайно значимой и авторитетной, его сравнивали со Станиславским и Арто.

Гротовский считал, что самым большим врагом современного театра стала коммерционализация - система антреприз, когда импресарио берет актеров напрокат и выбирает пьесу с большим коммерческим потенциалом. За несколько недель репетиций актеры превращаются в прибыльных рабов, часть коммерческой индустрии.

Гротовский поставил своей целью сделать театру "очистительную клизму", выкинуть на свалку актерские штампы, ликвидировать пресловутый профессионализм. Он стремился не "вооружить", а "разоружить" актера, его главной установкой было максимальное раскрытие в актере собственного я. А старенький "трамвай" под названием "успех" обещал спустить под откос.

В театре Гротовского сбились в стаю люди неординарные - вольнодумцы, искатели приключений, анархисты. Все, что делали его единомышленники, делалось не "во имя", а "против" чего-то, и не столько в политическом смысле, сколько вообще в антибуржуазном.

Несостоятельность традиционного театр Гротовский видел и в его взаимоотношениях со зрителем, и их тоже он намерился сломать. В 1962 году театр "13 рядов" был переименован в театр-лабораторию "13 рядов", а после переезда в 1965 году из Ополе во Вроцлав стал просто Театром-лабораторией. В этот период Гротовский начал последовательно уничтожать барьеры между актером и зрителем, ликвидировал разделение на зрительный зал и сцену, всю бутафорскую закулисную мишуру, связанную с понятием театрального зрелища.

Спектакли Театра-лаборатории стали играть в обыкновенной комнате сначала для 40, потом для 30-ти зрителей, которые сидели на полу или на жестких стульях. Пока Гротовский не понял, что на самом деле его интересует лишь один единственный зритель, для которого он и собирался работать.

В конце своего "театрального" периода (затем начался период паратеатральный) Гротовский разработал теорию театра как "искусства созидания", пытался построить театр, который бы "не был театром", воспитать актера, который бы "не был актером". Он утверждал, что театр - это "искусство неизвестного" и что именно это усилие к "неизвестному", до сих пор не открытому, и придает ему созидательный смысл. Актерское тело, с помощью которого он "рисовал" свои спектакли, стало для него вроде алфавита, из которого он составлял собственное Послание..

Огромное впечатление на участников семинара произвел записанный на пленку к в конце 60-х годов и почти неизвестный широкой публике спектакль "Акрополис" по Выспяньскому. Гротовский перенес действие пьесы на территорию концлагеря Освенцим, где человеческие существа, внешне мало напоминавшие людей, проводили последние дни и часы жизни в ожидании близкой смерти в печах крематория. Их монотонное хождение взад-вперед, их умопомрачительная пластика, их сосредоточенная озабоченность на чем-то своем, нутряном, их убаюкиванье друг друга, мерный цокот их деревянных башмаков, их пение (Гротовский специально разработал голосовую партитуру спектакля) позволили режиссеру получить такой сгусток формы, которую, возможно, не имел ни один театральный спектакль. Актеры были настолько сосредоточены на сути, на голой экзистенции происходящего, творящегося на наших глазах действа, что спектакль, почти напрочь лишенный вещной атрибутики, становился зловещим документом, партитурой импульсов и реакций человеческого организма на предлагаемые нечеловеческие обстоятельства.

Профессор Збигнев Осинский с горечью поведал, что, к сожалению, мало что знает о последних годах жизни режиссера. С 1986 года до смерти Гротовский жил в маленьком итальянском городе Понтедера. Там был создан специальный "Рабочий центр Ежи Гротовского и Томаса Ричарда". Каждый год сотни молодых людей (только мужчин - таково было условие тренинга) приезжали в него, надеясь стать учениками Гротовского. Из этих сотен отбирались один-два человека, с которыми этот философ и мистик соглашался общаться. В последние годы жизни Гротовский тяжело болел, был одинок и в сущности беззащитен. Он мечтал преподавать в Коллеж де Франс и даже прочел там несколько лекций. Своих актеров, своих единомышленников он искал по особому типу энергии, исходящей от человека. В Понтедера несколько раз приезжал Анатолий Васильев, считающий Гротовского свои духовным отцом.