Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Плевок ниже пояса
Дата публикации:  3 Апреля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Нынешние выставки множат скорбь. И хотя даже и знаешь, направляясь в некую галерею, что тебе сейчас обязательно там плюнут в ..., но вот куда плюнут - еще не знаешь. Галерея "Риджина" зациклилась на эпатаже. И эпатирует все больше ниже пояса. Туда она вам и плюет. И ведь именно на то и рассчитывает, что бы вы возмутились. Вот я и возмущаюсь. На этот раз на тему гинекологии. Художница Наталья Турнова сделала в "Риджине" веселенькую выставку на тему родов и абортов. Такой новый лубок. Рассадила по залу всяких раскрашенных в яркие цвета грубых картонных баб с широко раздвинутыми ногами, ввинтила им между ног и в соски светящиеся лампочки, развесила вокруг стандартные высказывания загрубевших медицинских работников, гестаповок из женских консультаций. Главная цитата: "Что вы кричите, женщина, вам ведь не больно". И приказала это как-то понимать.

Для облегчения понимания раздала каталоги - комиксы на тему выставки. Я каталог у нее попросила, пообещав о выставке написать. Турнова внимательно посмотрела мне в лицо - а в лицо меня мало кто различает - и нехотя каталог выдала. А я тут же, каюсь, его потеряла. Не то, чтобы нарочно. Но, думаю, не случайно. Возвращаться за ним не стала - страшно! Осмыслить же увиденное самостоятельно не смогла. Как начну думать о выставке, так свое, что забыть хотела, вспоминаю. Поэтому обращаюсь за помощью к более умным и в современном искусстве продвинутым.

Людмила Бредихина в пресс-релизе к выставке написала: "Травма родов интернациональна (вспомним "Как женщина я не имею страны" Вирджинии Вулф или "Твое тело - это поле боя" Барбары Крюгер). Она имеет прямое отношение к упомянутому феминистскому коду "умалчиваемая правда о женском теле". Родовая травма в российских условиях усугубляется хорошо известной и мало объяснимой репрессивностью женщин-гинекологов по отношению к женщинам-пациентам". Тут я делаю некоторый пропуск в этом феминистском дискурсе, объясняющем причину этой мало объяснимой репрессивности (она в "болезненном напоминании о вытесненной проблеме самоидентификации" женщине-гинекологу, чувствующей себя во время аборта на государственной службе, а не женщиной - но это я своими словами, как поняла, пересказываю) только для того, чтобы перейти к самым сильным частям цитаты. "Ситуация родов грубо обнажает истину - женщина в репродуктивном возрасте не принадлежит себе. В ней нет ничего perse (для себя)..." Нет, самые сильные строки я все же опущу по природной и до сих пор не вытравленной стыдливости. В общем, заканчивается все так: "Проект Турновой замечателен тем, что в его рамках нутряной, истерический ужас бесформенного репрессированного "женского" героически отслеживает себя и отливает в объемные формы немыслимых, но эмоционально точных, кричащих цветов. Так рождается новое, мучительное и невостребованное".

Последнее слово - ключевое. О выставках новой "Риджины" пишут очень мало. Хотя писать, вроде, и надо. Во-первых, в память о прошлой "Риджине", где до закрытия галереи проходили самые интересные московские выставки, во-вторых... А может, и нет во-вторых. О предыдущей риджиновской выставке, касающейся педофилии, кто-то из критиков сумел, все же, что-то тиснуть в газетах, но большинство или промолчало, или высказало приличествующее случаю недоумение. Если так дело пойдет дальше, то проекты "Риджины" будут столь круты, что даже самые крутые критики переварить их не смогут - подавятся. Достигнув высокой и искомой степени эпатажности, легко остаться совершенно невостребованным. Не все же критики - мазохисты. И точно мало мазохистов зрителей.

Про гинекологию я пока обнаружила пока только одно рассуждение в "Итогах". Федор Ромер закончил свое благосклонное описание гинекологического проекта так: "Выставка Турновой про "травму родов" была бы резким феминистским высказыванием на грани истерики, слишком пафосным для современного искусства, если бы не фирменный турновский стиль - яркий, веселый, условный, нечто среднее между поп-артом и детским рисунком. Из столкновения темы и неподходящего исполнения возникает выставочный драйв, редкий в московских галереях". Вот он, мужчина! Если ему не избежать рассказа о женской консультации, абортах и родах, то он предпочитает услышать нечто веселенькое, с драйвом. Что вы на это скажите, госпожа Бредихина?

Помнится, я однажды, довольно давно, по тогдашней наивности и всегдашней глупости призналась одному достойному джентльмену, что не люблю фильм "Сало, или 120 дней Содома" Пазолини. Вообще не люблюа, и смотреть. "Как так! - вскрикнул джентльмен - Это же любимый фильм европейских интеллектуалов". На что я подумала, что готова отказаться от права бороться за гордое звание европейского интеллектуала, если для этого надо смотреть фильм Пазолини.

Так пусть говорят, что Кефирова - старомодная ханжа и не понимает современного искусства, больше о выставках "Риджины" я писать не буду. Потому что считаю невозможным веселенький поп-арт о гинекологических пытках абортов и родов. О них - только с пафосом, даже если пафос современному искусству не ко двору. Или ничего. А тот, кто получает от таких выставок драйв, должен быть отправлен... Куда, не скажу, по природной стыдливости.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ширли МакМырли, Искусство медленного кино /29.03/
"Талантливый мистер Рипли" понравится почитателям Акунина, любителям складывать пазлы и фанатам Венеции. Продвинутый зритель его на дух не переносит.
Александр Соколянский, В этом лучшем из миров /29.03/
Место действия: Москва. Время действия: всегда. 60 мультипликационных роликов о Москве сложились в почти часовой фильм. Текст к нему написал Мостовщиков, и текст этот войдет в культурную память народа.
Дмитрий Абаулин, Постановщик Ветхого Завета мечтает о граде Китеже /24.03/
Интервью с режиссером Дмитрием Черняковым. Опера "Молодой Давид" на фестивале "Золотая маска": Давид начинает петь метров за триста, потом идет через весь зал, через оркестровую яму и постепенно выходит на сцену. Такое возможно только в Новосибирском театре оперы и балета.
Борис Филановский, Насущная пиротехника /24.03/
Древний Жоскен никогда не звучит в концертах. Невозможно представить в ординарной программе Гюса Янсена и Виктора Екимовского. Нечего и говорить о Юрии Ханине, которого не выносит серьезная общественность - как можно разыгрывать в порядочном заведении "Пропаганду духовного ничтожества" да "Пропаганду духовного убожества"?
Юлия Яковлева, Вернуть прошлое, которого не было /24.03/
Классический балет - это редакции поправок редакций пересмотров версий редакций. Так было до тех, пока обе столицы не бросились воскрешать подлинного Петипа и потерянный эксклюзив марки "Russian ballet". Мариинский театр выпустил "Спящую красавицу", Большой - "Дочь фараона".


предыдущая в начало следующая
Глафира Кефирова
Глафира
КЕФИРОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки: