Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Прощай, политкорректность
Дата публикации:  12 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как я счастлив, что российская сборная так блистательно проиграла чемпионат мира по хоккею!

(Счастлив я, кстати, и тем, что могу, не боясь за свою участь, публично об этом сообщить. Немалое достижение - в Петербурге, например, по ящикам разбрасывали подметные листовки, где один кандидат в губернаторы будто бы высказывал нечто в том же духе. Авторы диффамации резонно полагали, что в глазах электората это равнозначно вымазыванию по уши говном.)

Как я горжусь нашими легионерами, которые (разумеется, бессознательно) совершили огромный прорыв и чуть ли не революцию в сфере духа. Их беспардонный циничный проигрыш - великий удар по мировой глупости. Доказательством того, что удар был точен и силен, служит невиданной силы визг и вопль этой самой раненой глупости. "Кроме доллара, есть еще честь страны и спортивного флага", "Миллионеры-энхаэловцы в погоне за длинным рублем позабыли чувство патриотизма и гордости за свою Родину", "Россия прошла через унижение", "Ладно бы проиграли американцам, но бывшим "товарищам" по Союзу!" - и все в таком же роде.

Господа, страна, величие и унижение которой находится в прямой зависимости от попадания цилиндрического куска плотной резины (или чего там еще?) в ограниченный прямоугольной рамкой кусок искусственного льда, заслуживает жалости, если не презрения. Хоккей - это игра. И только. Как любая игра, он имеет целью себя самое и ничего более. Игроки и зрители могут получать или не получать от игры удовольствие, но из этого процесса решительно никаким образом не проистекает национальная идентичность, честь, патриотизм и прочие метафизические категории.

Вообще говоря, в данном случае понятие "игра" есть синоним сценического действия, то есть процесса, в котором одни демонстрируют какие-то умения, а другие на это смотрят (игра в театре, на музыкальных инструментах и т. д.) - и, увы, вышеописанный бред обнимает собой эти искусства так же, как и спорт. Если пианист играет на конкурсе - так это он не просто играет, чтобы выиграть, получить деньги и ангажемент, а защищает славу Отчизны. Если балерина крутит фуэте - так ведь и она не проделывает изобретенное итальянцами виртуозное движение классического танца, а утверждает престиж Российской Федерации. И конца бреду не видать - на наш век уж точно хватит.

О хоккеистах пишут "талантливые", о матче - "вдохновенный". Эти эпитеты правомочны, когда игра (в данном случае хоккей) становится творческим актом и, таким образом, подпадает под действие общих законов художественного творчества. Один из них - можно наилучшим образом продавать рукопись, но вдохновение не продается. И не вызывается вне художника находящимися причинами - в частности, бессмысленными схоластическими понятиями вроде "чести Державы". Если творческий акт питается не таинственными внутренними источниками, а инструкциями очередного инструктора райкома по идеологии, - это не творческий акт, это воспроизводство пошлости. Потому что именно таинственность источников (проще говоря - "непонятно, как сделано") отличает чудеса искусства от бойкой заказной ремеслухи.

Какая, к чертовой матери, честь Державы? Люди свободно меняют ПМЖ, имя, гражданство, национальность, цвет кожи и даже пол. Ничто не мешает нам считать духовной родиной хоть Тибет, хоть Шумер. Ubi bene - там и patria. Как писал Мандельштам, "Свое родство и скучное соседство / Мы презирать заведомо вольны". Зачем было проходить многотысячелетний кровавый путь к свободе - чтобы теперь вместо бога Вицли-Пуцли поклоняться столь же умышленным идеалам Государства?

Что же касается связи с "милым пределом", который каждый отдельный человек воспринимает как свою отдельную родину, - это вещь интимная. Такая связь - опять-таки предмет творческой деятельности (как у Набокова, Бродского или Томаса Манна), но никак не мифической "защиты" мифической "чести".

Подмена интимной родины публичным государством - одно из проявлений пустой души. Индивидуальная и общественная пустота находятся во взаимовыгодных, взаимопитательных отношениях. Кажется, Владислав Третьяк еще лет двадцать назад уверял, что, когда сборная проигрывает, в стране падает производительность труда. Это, право, что-то первобытно-общинное: хуже работать вследствие неких абсолютно умозрительных причин: ладно бы просто ожидали получить кайф от игры, но не получили - так ведь нет, "наши продули", вот откуда погибель производству!

Киркегор писал: "Как наследник, имеющий получить хотя бы все сокровища мира, не может вступить во владение ими ранее совершеннолетия, точно так же и наиболее богато одаренная личность - ничто, покуда она не определит самое себя; с другой стороны, даже самая, по-видимому, бедная личность - все, если она сделала этот выбор, так как великое заключается не в том, чтобы быть тем или другим, а в том, чтобы быть самим собою". Когда человек осознает себя - это прежде всего означает, что установились, по выражению Ходасевича, "весы души во мне самом", что он соотносится с миром и располагает себя внутри каких-то его координат (например, Бога, диавола и т. п.), а не просто черпает извне наполнители внутренней пустоты (типа "гордости за наш хоккей" или "за наш балет"). Но ведь и государство, когда оно не может гордиться исполнением своих прямых обязанностей (безопасность и комфорт граждан), объявляет себя Родиной и начинает, на манер крошки Цахеса, приписывать себе все одержанные представителями населения творческие победы (которые по природе своей индивидуальны). И тот самый пианист не оттого взял первое место, что талантливый, а оттого, что Родина его взрастила и воспитала. И когда художника объявляют "принадлежащим всему миру" - так ведь и он принадлежит миру не потому, что он его, мира, гражданин (гр. kosmopolitēs), а потому, что государство этим художником мир облагодетельствовало.

Как будто для тех отношений, в которые мы вступаем с произведениями искусства, имеет значение, какой у автора паспорт? Только что я был в Вене - в знаменитом венском Kunsthistorisches Museum пусто. Потому что Европейское Сообщество объявило Австрии политический и моральный бойкот. И туристы в Вену не едут. (И, слава богу, нету стад гусаков и гусынь в шортах, обтягивающих толстенные задницы, в панамках и с фотоаппаратами на пузе.)

Уже больше половины моей жизни прошло в дикой, отвратительной, человеконенавистнической стране. Одно из лучших известных мне определений счастья принадлежит поэту, который как раз такого счастья был лишен: "Про прихоти своей скитаться здесь и там, / Дивясь божественным природы красотам / И пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья, / Вот счастье! Вот права..." Главнейшим, может быть, проявлением человеконенавистнической природы страны, где мы жили, была абсолютная и унизительная невозможность осуществления именно этих прав и достижения этого счастья. Вот, наконец, оно достижимо - и что же, отказаться от него (по примеру "цивилизованной Европы") во имя очередных умозрительных соображений? Фигушки - никаких гарантий этих прав в будущем у меня нет, потому полагаю скорейшее воссоединение с Брейгелем и Веласкесом более нужным для, извините, душевной жизни, нежели борьбу с неполиткорректным Хайдером путем отказа от данного воссоединения. Тем более что Брейгель и Веласкес как раз принадлежат всему миру (и мне в частности), а вовсе не Австрийской республике.

По тем же соображениям поведение наших энхаэловцев представляется мне победой разума. Принято думать, что "болеть за спортсменов" - необходимый способ канализации агрессии, выпуск пара, укрощение демона воинственности, которым имманентно одержимо человечество. Что это-де своего рода битва Пересвета с Челубеем, которая позволяет обойтись без сражения целых войск, без массового кровопролития. Но практика доказывает обратное - спорт не только не канализирует агрессию, но и прямо ее возбуждает: болельщики убивают друг друга "на полях спортивных сражений" ничуть не хуже, чем солдаты - на полях сражений обычных. Человек не безразмерен - тупая животная сила и злоба не могут быть канализированы, а могут быть лишь вытеснены умом и духом. Это и есть цивилизационный процесс. В результате которого, в частности, на смену малым сим, заполняющим пустоту своей жизни общинно-племенными обрядами и ритуалами, придут знатоки и ценители игры как игры. Сколько столетий займет этот процесс - судить не берусь, но уже сейчас сборная России показала себя настоящим экзистенциальным авангардом - она в принципе сменила парадигму "защиты чести России". Люди, наделенные выдающимися способностями в какой-то области игровой/творческой деятельности, продают плоды своего мастерства и таланта за деньги. И все. А те, кому хоккей интересен как искусство, могут наслаждаться (за деньги же) этим искусством без разбору, являет оно себя миру под флагом России, США. Канады или Буркины-Фасо.

Собственно говоря, к этому же экзистенциальному авангарду нужно причислить и всех пользователей Internet, поскольку мировая паутина устроена как раз по таким принципам. А значит, мировая глупость уже не так трагически беспредельна.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Кабанова, Без курсива /05.05/
Курсив не мой. Вместо обзора газет - обзор критиков. Размышления у газетного киоска. Что делать, если нет одного идеального отдела культуры, зато газет множество. Нет ответа.
Борис Филановский, Кремер и Десятников сочиняют метамузыку /04.05/
Учитывая тот факт, что "Времена года" Вивальди и "Времена года в Буэнос-Айресе" Пиаццолы протекали в разных полушариях, мы действительно услышали произведение под названием "Восемь сезонов".
Ширли МакМырли, Шекспир хай-тек /04.05/
Шейлок живет так, словно никаких холокостов не было и в помине. Калягину удается придать нормальный масштаб страстям своего героя. Жестокость, нетерпимость - это нормальные человеческие свойства, констатирует Стуруа. И с ним невозможно не согласиться.
Михаил Сидлин, Московский дневник /26.04/
Выдержки. Туалет в галерее Гельмана подкачал; к одному фотографу из "Плейбоя" (плохому, но модному) приехала моделька из Африки-Америки - жаловалась. "Изба" - выставка Кошлякова: русская духовность - это "украденный унитаз".
Марина Игнатушко, Что нам делать с нашей славой? /26.04/
Самый тонкий знаток графического дизайна как искусства Владимир Кричевский издал книгу о нижегородском типографе Николае Ильине. "Как отнеслись к ней нижегородцы?" - спросила ведущая рубрики у нижегородского корреспондента.


предыдущая в начало следующая
Дмитрий Циликин
Дмитрий
ЦИЛИКИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: