Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Московский дневник
Дата публикации:  25 Мая 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выдержки

15.05

Тэйт открыли на неделе. Прессовка также скучна и бессмысленна, как все арт-прессовки у нас. Ничего нового после релизов. Разве что Робин Пали шутил-шутил, но так по-английски, что мы с японками его совсем не понимали. Сидел в третьем ряду промеж двух японок.

Все как у нас. Арт-пресса делится на "отличников" и "двоечников". "Отличники" - в два первых ряда, их мало. "Двоечники" - на камчатку: там болтают друг с другом, задают едкие вопросы и пр. Промежуток между теми и другими не занят. Я пришел, первые два ряда полны, последних несколько тоже. Сел на третий. Бац! - с одного боку садится японка. Бум! - слева другая. Так мы работали: как рояль. Встает японка справа: щелк! щелк! - своим фотоаппаратом. Потом подымается слева: клац! клац! клац! - вспышечкой. Садится. И тут я с "Кэноном" посередке - "дзз - вжжик!". Как светомузыка.

Журналисты - такие же. Есть несколько типов. Слегка небритые во всем в черном - этих больше (значительно), чем у нас. Захар мне сказал: "Это только в Москве обязательно бриться". Дамы в возрасте сильно за 40, крашеные в блондинок так именно, что их натуральные волосы просвечивают из-под беленых (две таких сидели прямо передо мной). Обе - искусственные блонды в монотонных блузках (справа сиреневая в крупных цветочках, слева - фиолетовая с растительным орнаментом). Музейные такие типично критикессы.

Англичане - лучшие критики. Я это давно знал, в 12 лет на турбазе в библиотеке нашел Честертона, в 17 купил в "Метрополе" Пэйтера. Старое издание, плохой перевод. Теперь узнал почему лучшие.

Есть у англичан особый способ поджимания губ, который уже годам к 35-ти образует устойчивые неустранимые морщины, расходящиеся прямыми линиями от углов рта - чем взрослей, тем заметней. Но даже молодые начинают вырабатывать эту вредную привычку: в ней "британское" и "критическое" сливаются в такой степени, что адекватную "критическую ухмылку", видно, может выработать в себе только британец. Путем долгой соцтренировки. И на улицах можно запросто встретить людей с такими губами. А на прессовке их было - зашибись. Даже у молодой девчонки с первого ряда: она старательно подражала тетке рядом. Вот почему у русских актрис плохо выходят англичанки. У наших женщин вялые губы.

Помню Друбич в роли гувернантки: "12 негритят". Не верю. По Станиславскому. Только у западных украинок встречается такая же иногда ухмылка. У полек. Почему и люблю.

И понятно откуда. Эта ухмылка такое физиологическое выражение гордости-недовольства. Среди критиков это застывшее "хмм" значительно чаще.

Обнаружил два английских нацблюда. "Фиш энд чипс" и "джекд потэйтос". Короче - картошка в мундире со всякой фигней и рыба в кляре с той же фигней. Все. Как говорит сестра: "Вот два оригинальных блюда английской кухни, придуманных за тысячу лет". Станешь тут недовольным!

Мелкий завтрак был до прессовки. В 9 утра. Метко! Чтоб не опаздывали к началу. И как у нас есть охотники за булочками. Точно так же стоят около столов и жрут одну за другой. Точно так же есть те, кто устраивается в возвышенном отдалении и смотрит на еду с героическим презрением: пьют свой чай и точка. Процентно таких больше, чем у нас. За две минуты до прессовки охрана стала ходить по кофейному залу и активно зазывать. Международная пресса, на ходу допивая свой чай и дожевывая, потянулась к стульям. Вопросы на прессовке задают только случайно попавшие немцы. И - чтоб не скучно - пара заднескамеечников.

В палате общин. Оказалось: там есть - реально! - задние скамейки. Слушал вечернее заседание. Народу мало.

Где-то в двенадцать на третьем этаже Тэйт начали давать сэндвичи плюс фруктовые наборы. Сначала народу было немного. Через полчаса прохожу мимо - все собрались: жуют, болтают, не проберешься. В залах - ни души. На искусство начхать. Все перила завалили грязными салфетками и заставили пустыми стаканчиками. Но чуть поаккуратней. За лацканы друг друга вроде не хватают и не надираются шампусем с утра.

Прекращаю читать "Коммерс". Все путают. Приехал - долго бегал после этого по коридорам "Независьки", воздух ртом глотал: не знал - плакать или смеяться. Нашел 5 (!) грубых ошибок в одной статье о Тэйт. Самое глупое то, что здание построено в прошлом веке (для электростанции! - три ха-ха). И эта ошибка кочует из абзаца в абзац, и ведет к самым неверным выводам. Называют "антиком" здание, которое к 63-му году только построили. А директором Тэйт Модерн некто Цветков (кто таков?) назначил Николаса Сироту, который - на деле - глава всей Тэйт. Руководит "Современной" Ларс Ниттве. Это примерно как сказать "директор Третьяковки Брук"... Но пипл, видно, хавает: не все ли равно, когда построили, из какого материала, кто директор. Главное - королева на кнопочку нажала. Подход "Бильд".

Самое смешное - по деньгам: и это в "Коммерсе", который по финансам должен быть главным спецом. Написали, что реконструкция обошлась в 212 миллионов долларов. А она стоила 134 миллиона фунтов. С половиной. Хочу в обменник, где мне сменяют 134,5 в фунтах на 212 в долларах. Тогда я завтра стану дядюшкой Соросом наоборот: он играл на понижение фунта, я разбогатею на понижении доллара. Это по какому курсу считали? ЦБ? Вряд ли. Может, цифирки-то перепутали: 134 и 143.

О где ты, где ты, Катя Деготь? Зачем ушла ты из газеты? Я так любил тебя читать. Наверно, был бы я поэтом, то оду б сочинил про это. В духе Кенжеева: "На уход Екатерины Деготь из газеты "Коммерсант-Дэйли".

Я тоже не безгрешен, конечно. Вот, помню, прочел полтора года назад свою статью об открытии новом в Третьяковке, рвал и метал. Но ладно - там из абзаца полфразы выдрали, и вышел бред. То же было с журналом "Обскура" когда-то. Но это понятно. А тут - цифирки, фактики: не в редактуре дело.

У Бонифация была теория осмысленной ошибки. Например: не исправлять опечаток. Согласен.

Бритсовет привез выставку молодых в Москву. Потрогал блестящую скульптуру. "Мягкий на ощупь", - так рекламируют одежду. Иногда. Так прямо и пишут на этикетках. Да, хорошая вещь должна ласкать кожу. Потому что ее нужно хотеть. Это касается одежды. Хорошее искусство может вызывать то же самое желание: трогать. У нас если повесить табличку "руками не трогать!", то все будет затрогано до невозможности узнавания. Был два раза на выставке: сегодня она пестрит "не трогатями". В Англии, возможно, не так. Иначе сразу бы оградили работу забором, к нему приставили смотрителей. Шивон Хапаска - автор. Женщина?

Графика МакКэйла подробна до паранойи. Квадрат со сторонами в два с половиной метра прорисован мелкими фигурками и детальками зданий. Это вид города: промзона как она сверху, из абсолютной точки обзора прямо над. Так что в репродукции в каталоге ни за что не разберешь ни одной мелочи. Понятно, как работал художник: от центра - к периферии он прорисовывал свой мир, ползая (?) по листу бумаги. Непонятно, как зритель может рассмотреть эту работу целиком. Повесить? Как это и сделано, но тогда выходит, что верхняя часть не видна. Положить? Но тогда центр не будет виден. Выход в том, чтобы построить спецобход вокруг листа: на уровне второго этажа. Работа впечатляет объемом.

Посмотрел на видео про шотландца на берегу озера. Парня фамилия Синклер. Романтик.

Я знаю, почему полицейский должен быть шотландцем. Или ирландцем. У них широкие задницы. Но при этом плечи еще раза в полтора шире задниц (кажется, Вальтер Скотт называл это "атлетическим сложением", хотя фигура греческого борца выглядит как-то иначе - кость что ли у греков была пожиже?).

Привезли как-то полицейский оркестр волынщиков. И - в клуб, на Лубянку.

Не как наши: все трубят да поют, а на дело совсем не ходят. Эти, из Глазго, - другое дело. Службу знают. Собирают их для репетиций, играют они на публику, а потом - снова к работе. То есть не оркестранты на милицейской службе, а менты-музыканты.

Коренастая кельтская фигура. Я с одним таким заговорил после концерта. Ничего непонятно. То есть ни слова. Я его спросил про Георгия в петлице. И потом только тряс головой, как бы делая вид, что понимаю. Они же еще при Алексее свет Михайловиче в Россию-мать приехали. Там, где "Гавана", первое немецкое кладбище было. Там и хоронили. Архитектор Гэлловей построил Спасскую башню Кремля. Яков Брюс чернокнижие запустил в народ. Но главным делом шотландцы шли по военной части. Проницательный взгляд Роб Роя.

Он стоял крепко расставив ноги. Так я понял, почему шотландцы. Потому что мент должен крепко стоять на земле, смотреть презрительно и говорить на варварском наречии. Чтобы его боялись и уважали.

У Рашида Капланова видел как-то Новый Завет на лолэндсе. Абсолютно непонятный язык мне, читающему по-английски.

Я несомненно попросился бы в члены Каледонского братства. Есть в Москве что-то такое. Но единственный из них выглядел так пронырливо. Его пиджачок был слишком свеж, а речь чересчур гладка и напыщенна, как пирожное эклер. Несомненно, подлинный председатель Новой Каледонии должен быть туповат, грубоват и простоват. Такому бы я поверил.

"Бумажная архитектура" по-английски - это поэзия воображаемых мест. Хемстедские пруды и Теория Колюшки. Если Британия существовала до Диккенса, это была не Британия. Дети - цветы жизни. Даже Оливер Твист. Они любят есть траву и смотреть, как ползают червяки. Этот детский взгляд сохранен в электронном эксперименте Мэта Коллишоу.

Карик и Валя - персонажи кошмарной детской книжки. Мальчик и девочка потребляют чудо-напиток и растут вниз. Там, под лопухами и подорожниками, они путешествуют, познавая мир. Эта история соединяет мотивы волшебной сказки и журнала "Юный натуралист". Нет повести ужаснее на свете, чем юннат, попавший в райский сад.

Мэт Коллишоу взял фоты прекрасного сада, красивых деток, мертвой птички и соединил их "без швов" при помощи компьютера. Маленькие ангелочки, тише воды ниже травы, головки меньше одуванчиков, с любопытством разглядывают мертвую птичку, которая раза в три больше любого из них. Новый образ задевает.

Живое - мертвое, большое - маленькое: две пары. "Кто убил малиновку": Коллишоу склеил пары так, что результат раздражает. Есть разные представления о природе. Одно - идиллия-гармония: "травка зеленеет, солнышко блестит", - человек растворен в этом идеальном космосе. Другое - интерес к опыту ради опыта: скрестить мушку со слоном и посмотреть, что вышло, - большой ученый наблюдает за несовершенной реальностью. И радикальный переворот масштаба вызывает чувство неуверенности: мелкие человечки, дети с любопытством смотрят, как плох райский сад. Травка зеленеет, но птички мрут.

Побывал в Хэмстеде. Отличное место. Англичане считают его диким. Но на траву никто не гадит: целлофан и окурки где попадя не оставляют.

Чтобы восстановить в России порядок, надо набрать в ментуру ирландцев. Хотя в Москве их роль играют украинцы. Горилку пьют? Пьют. Песни любят? Та як же! Но это ж совсем не то: украинцы добрые слишком. Нужно брать с Галичины, а не с Полтавщины - таких, чтобы москалей ненавидели с детства. В этом весь секрет обаяния кельтов. Они с детства привыкли ненавидеть всех, кто говорит по-английски. Хоть сами говорят по-английски. А "лолендс", в общем, то же, что суржик.

Царь был умный. Не зря его казаки берегли. Казаки же всех "иногородних" ненавидели смертной злобой: "мужики" - это для них как ругательство было. Вот в Урюпинске даже две отдельных церкви стояло: для станичников и для всяких прочих. И всяких прочих даже и на порог станичной церкви не пускали. Поэтому казаки и были лучшей полицейской силой при злоебучем царизме. Давили студентов, как клопов. Молодец Троцкий! Правильно он их расказачил.

Но казаков-то нет. А проблема осталась. Кому порядок наводить? Не этим же ряженым - в лампасах? Толстые - морды шире портупей. И глупые - больше атаманов, чем станичников. Их в детстве делиться не научили. А кого не научили - того уже не обучишь.

Тут один актер умер. Вечная ему память. Он в "Тихом Доне" гениально сыграл однажды - так, что казаком его признали. Сам, конечно, никакой был не казак. И вот в Доме Кино тут поминали его. Наверху - в буфете, вроде, девятый день, или сороковой, а внизу, в зале, критики собрались, сами себе призы вручают за ум, честь и совесть. Как-то это неверно. Кинокритики, конечно, сволота - порубать всех в мелкую крошку и следа не оставить: вот тогда да, тогда я бы в казаков поверил. А так - идет в Дом Кино гоп-команда: гуртом, не строем - вокруг камуфляжники, в сердцевине бородатики в синем с атласными лампасами. Я смотрю - батюшки! - это что же за холщовый эполет он себе на ножищу пришпандорил. А это не эполет вовсе: кнут. Прямо из-за голенища торчит. Это кого же он объезжать собрался в городе-то Москва? Конь-то его где вороной? Пешком ведь пришел, в метро ведь приехал. Я, может, себя под Блоком чищу. Я, может, со скифским акинаком хочу по улицам ходить. Имею я право на свое национальное оружие или нет? А тут всяка сволота с нагайками гуляет. А грамотной нагайкой коню хребет перебить можно. Если уметь и хотеть.

А фигуры? Пуза торчат, бороды в сале, камуфляж не стиран. Как купцы замоскворецкие после Масленицы. Я же не против казаков. Но ведь представление должно быть об облике. С "трудовой мозолью" на рысаке не поскачешь. Затрясет до посинения. Им только на русских першеронах ездить, на толстозадых тяжеловозах. Как там Амвросий Медиоланский писал о священном сане? Что не должно ходить ни быстро, ни медленно. И т.д. Ну, у военных свои приколы. Но в принципе верные.

Ездил тут в Архангельское на майские. Вот из "Правил внутреннего распорядка": "5. Все больные на территории санатория должны быть одеты по форме или в штатском костюме. Появление в смешанной форме одежды категорически запрещается". И еще пункт 7. "Перемещение больного без разрешения из одной палаты (комнаты) в другую воспрещается". Я плакал просто. Плакал! Читал и плакал. "8. Игра на музыкальных инструментах и пение разрешается только в отведенных для этой цели помещениях в определенные часы". Это же Платон. Чистый Платон. "Государство". Лечат котлетным веществом. Не хуе-мое, а Минобороны. Всю бы Россию в этот санаторий.

Но где взять столько врачей?

Разве что население проредить?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ширли МакМырли, Шепоты и крики /17.05/
"Здесь довольно темно, правда, Том? Мой агент говорит мне... Кстати, я собираюсь сменить агента. Том, ты слышишь меня?.. Том?.. Том!.. А-а-а-а!!!" Больше всего в "Крике-3" мне нравятся диалоги.
Маргарита Катунян, "Моцарт и Сальери": Реквием на конец времени композиторов /17.05/
Интервью с Владимиром Мартыновым (часть I). Гений - очень узкое понятие. Проблема, которую поставил Пушкин, неправомерна, потому что гений и злодейство совместны. Как несовместны? Она правомерна в его парадигме XVIII- XIX века. Тогда надо говорить, что есть высокое искусство.
Лейла Гучмазова, Похвала глупости /15.05/
В извечном contra "форма<=>содержание" балет изначально тяготел к первому. Второе - атрибутика критики: если смысл балета не высматривается, то его надо всмотреть. Приговаривая "Сделайте мне красиво!".
Дмитрий Циликин, Прощай, политкорректность /12.05/
Как я горжусь нашими легионерами, которые совершили огромный прорыв в сфере духа. Их беспардонный циничный проигрыш - великий удар по мировой глупости.
Ольга Кабанова, Без курсива /05.05/
Курсив не мой. Вместо обзора газет - обзор критиков. Размышления у газетного киоска. Что делать, если нет одного идеального отдела культуры, зато газет множество. Нет ответа.


предыдущая в начало следующая
Михаил Сидлин
Михаил
СИДЛИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: