Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Том Уэйтс в Варшаве : калифорнийский бар под сталинской крышей
Дата публикации:  2 Июня 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Когда выяснилось, что самой восточной точкой европейского турне Уэйтса "Встань позади мула" (Get behind the mule) оказалась Варшава, в столицу самой западной некогда губернии российской империи потянулись, подчиняясь правилу о Магомете и горе, десятки его российских поклонников.

Не слишком деликатное ныне упоминание об общем прошлом России и Польши я позволяю себе не случайно. Деваться от него было некуда: концерт 26 мая проходил в большом зале варшавского Дворца культуры, которой есть не что иное, как единственная за пределами Москвы сталинская высотка, причем далеко не самая маленькая из них.

Таким образом, особость концерта была задана изначально. Не думаю, чтобы Уэйтсу часто приходилось выступать в залах большого тоталитарного стиля - с круглым амфитеатром, лепным потолком-раковиной, канделябрами и колоннами с завитушками.

Впрочем, и без этих завитушек, сам по себе громадный, на две с половиной тысячи мест, зал (москвичи могут составить представление о нем по залу Театра Российской армии) с Уэйтсом сочетается довольно странно. Концерт начался с большим запозданием, вместо объявленных девяти часов почти в десять, и у всех зрителей (а зал был, естественно, переполнен) достало времени об этом подумать.

Но едва погас свет, музыканты врезали первый жестокий блюз и на квадратном помосте возник, швырнув какими-то дурацкими новогодними блестками в басиста, тот, ради кого все эти люди собрались, - произошло обычное чудо.

Отступили в темноту все недоумения, и осталось только это: чувство соприкосновения с незаурядной личностью - чувство, ради которого мы, собственно, и ходим, платя большие деньги, на выступления и выставки мировых звезд и которое, увы, возникает на этих выступлениях далеко не обязательно.

Сама же программа довольно четко делилась на три части.

Первая, как я уже сказал, - жесткие рваные блюзы, когда Уэйтс надсаживался, извивался, выкидывал руки и ноги и буквально вколачивал акцентированные четвертые доли каблуками в помост.

После этого на сцену вынесли и поставили боком к залу искусно подрастроенное фортепиано (так называемое honky-tonk piano). Все музыканты ушли, весь свет, кроме одного софита, погасили, в этом круге света, рядом с пианино, встал длиннобородый контрабасист (не то хасид, не то ваххабит), и Уэйтс, картинно сгорбившись, стал наигрывать те песенки, которые, собственно, и сделали его стиль уникальным: одновременно безусловно кабацкие и в то же время безусловно концертные.

Потом фортепиано снова унесли, музыканты вернулись, Уэйтс взял гитару и стал исполнять баллады.

Фирменный уэйтсовский "минус-голос" (по аналогии с "минус-приемом") вживую, надо сказать, не поражает и ничего нового не добавляет. Более того: мне показалось, что в разговоре (а Уэйтс много разговаривал с залом, и зал дружно хохотал на английские шутки и узнавал песни по первым тактам вступления, несмотря на другие, по сравнению с альбомными, аранжировки) его голос, переходя не в сипение, как в песнях, а в металлический басовый рокот, звучит чуть ли не выразительнее.

Сценический же образ на протяжении всего выступления оставался один и тот же. Мне он сразу напомнил долговязого "блюз-брата" (из фильма Blues Brothers) в исполнении Дэна Акройда: кургузый пиджачок, шляпа с маленькими полями. Не хватало только темных очков. Когда на сцену все-таки прорвалась девушка и вручила Уэйтсу красную розу, он не положил ее сразу, а сумел правильно обыграть этот реквизит.

После окончания программы Уэйтс снял свою шляпу и низко поклонился, после чего были три явно запланированных биса - вещь, для рок-музыканта такого уровня абсолютно неслыханная. Но Уэйтс вовсе и не рок-музыкант, несмотря на все свои блюзы.

Я не зря избегаю слова "концерт" и употребляю слово "реквизит". Конечно, выступление было сильно театрализовано. Пригнувшаяся к микрофонной стойке голова, угловатые ломаные движения - эдакий Петр Мамонов.

Только уэйтсовский персонаж, в отличие от мамоновского, появился в стране, где виски - не предмет роскоши, а обычное питье, и пьют его не в подъездах, а в барах. Уэйтс воспроизводил именно эту практически неизвестную нам стихию, и зал воспринимал ее как свою.

В любви российских (да и, я думаю, польских тоже) слушателей к Тому Уэйтсу есть нечто мистическое. Никто ведь из нас не сидел с малолетства в калифорнийских ночных барах, и никто не в состоянии понять, даже в совершенстве зная английский, на что жалуется своим хрипом этот странный музыкант - точно так же, как ни один ученый-славист не в состоянии понять, о чем хрипит Высоцкий.

Но все равно пробирает! Прямо сплошное "я не слыхал рассказов Оссиана...", да и только.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юлия Яковлева, "Петрушка" : пособие для начинающих революционеров /02.06/
Фокин - самый эфемерный гений русского балета. У нас есть сушеная "Шопениана", "Умирающий лебедь", пара сцен в операх да три балета сомнительного происхождения. А тут вдруг "Петрушка": сильно побитый временем, артистами и небрежными редакторами-реставраторами, но ошеломляюще живой.
Дмитрий Циликин, Мадам, уже падают листья... /02.06/
Лев Додин поставил "Молли Суини". Что, он не мог сделать так, чтобы фонтаны били голубые и розы красные росли? Устроить актерский бенефис на зависть Виктюку, навертеть, напридумывать? Да мог, конечно. Не делает. Не устраивает.
Маргарита Катунян, "Моцарт и Сальери" : реквием на конец времени композиторов /02.06/
Интервью с Владимиром Мартыновым (часть III). Одно из главных событий уходящего театрального сезона - Анатолий Васильев поставил пушкинского "Моцарта и Сальери". В спектакле вместо "Реквиема" Моцарта звучит "Реквием" Мартынова.
Маргарита Катунян, "Моцарт и Сальери": Реквием на конец времени композиторов /26.05/
Интервью с Владимиром Мартыновым (часть II). День гнева - это воцарение радости. Гнев направлен против тех, кто неправильно себя ведет. Иван Карамазов не принимает этого дня, потому что есть слезинка ребенка. Но я не Иван Карамазов.
Ольга Кабанова, "Тема Лолиты с вариациями", где красота и животность - это синонимы!" /26.05/
На ярмарке "Арт Москва - 2000" лучшие из московских галерей - ХL, "Риджина", Галерея Гельмана - отличили свои стенды работами Олега Кулика. С ростом возраста и славы этот скандалист становится художником вполне респектабельным.


предыдущая в начало следующая
Михаил Визель
Михаил
ВИЗЕЛЬ
viesel @ lenta.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: