Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20000614_mynip.html

Точно ртуть алоэ: результаты читательского опроса
Алексей Мунипов

Дата публикации:  14 Июня 2000

Читателям "Русского журнала" не так давно предложили скромное голосование: требовалось назвать самых перспективных молодых музыкантов - академического и неакадемического толка. Отзывов пришло немного, картину показательной не назовешь, однако имена прозвучали - и сейчас мы их огласим.

Чаще всего, как ни странно, упоминали не очень-то известную группу "Алоэ", и это, пожалуй, стало основным сюрпризом, который, конечно, вполне можно объяснить спецификой интернет-голосований, легко поддающихся "накручиванию": объявись хоть один, но ярый поклонник, и группе "Х" обеспечено лидерство. Однако будем считать, что все играли по правилам, и процитируем восторженный комментарий некоего Андрея Чуркина: "Основа композиций группы "Алоэ" - песни Игоря Бычкова, но то, в какую форму они облекаются, каким количеством музыкальных, театральных и просто человеческих находок они кишат, и с каким смаком, а точнее, драйвом, подаются - ЭТО НАДО СЛЫШАТЬ! НАСТОЯЩИЙ ДЖАЗ! Даже для того, кто джаз не любит (я думал, что не люблю), после концерта "Алоэ" (для меня это был концерт в клубе Оракул Божественной Бутылки 10 января) становится ясно, что в телевизоре, как правило, не те проповедуют (или профанируют?) джаз. Не ходите на старые песни о джазе. Не ходите на Бродского, оскверненного приджазованными фокстротами в Большом зале Консерватории. Приходите на концерт группы "Алоэ".

Что там такое сотворили с Бродским, мне неведомо, а наш читатель джаз, пожалуй, все-таки не любит, а скорее не знает, ибо группа "Алоэ", если и имеет к джазу некое отношение, то, пожалуй, весьма опосредованное. Газета "Загубленное детство" называет их стиль "джаз-роком", а коллега, побывавший на концерте, припоминает ресторанный джазок Земфиры Рамазановой ("плюс очень техничный клавишник и минус земфирин талант) - все одно русский рок получается. Из актуальных достижений группы "Алоэ" отметим победу на фестивале молодых талантов "Рок-Держава-2000", где призом служила возможность бесплатно записать альбом. Географическую же принадлежность группы указать сложновато: лидер, упомянутый Игорь Бычков, родом из украинского города Северодонецк, прочие же музыканты - москвичи. Игорь, кстати, некоторое время сотрудничал с Вовой Веселкиным, экс-танцовщиком "АукцЫона", и его командой "Уши Ван Гога" - быть может, для кого-то эта информация будет полезной.

Примерно так же часто, как "Алоэ", читатели упоминали собственно Земфиру - ну, здесь без комментариев. Смешная история случилась с коллективом "4.33" под управлением Алексея Айги: их тоже поминали весьма активно, причем в обеих категориях сразу - академической и неакадемической. И вправду: бес знает, куда их, по совести, отнести. Назовем неоакадемиками и закроем тему.

Вообще, в связи с вышеупомянутыми персонажами стоит отметить вот какой аспект: голосование ведь затевалось нами с целью поощрить неизвестные доселе коллективы, заинтересовать почтенную публику пригоршней новых имен. А зачем, спрашивается, поощрять Земфиру? Да и коллектив Алексея Айги, очевидно, в подобном поощрении не нуждается: учитывая известные ограничения жанра, популярность его превосходит всяческие пределы. Фотографию Алексея можно обнаружить даже в журнале "Вог" - в разделе "Люди, которые более других влияют на развитие музыки в 21 веке" или как-то так. Чего уж боле? Хотя и Земфира, и Айги, признаем, вполне подходят под определение "молодые и перспективные".

А вот макабрический театр под названием "Чердак Офицера", также упомянутый в числе подающих надежды музыкантов, под это определение не подходит никак: человек-гора, охальник по фамилии Кац, обладатель весьма внушительной наружности и хриплого козлетона, коим он горланит богомерзкие куплеты собственного сочинения, порвет на части всякого, кто назовет его молодым и талантливым автором. И будет прав.

Вообще, если оглядеть весь список, присланный нашими неутомимыми подписчиками (если это слово применимо к инет-аудитории), бросится в глаза некоторая его радикальность. Ни одной из тех команд, которые традиционно считают молодыми дарованиями и помещают на бесчисленные сборники и компиляции, будь то "Нашествие", "Ультрамарин", "У-1,2,3" или что-нибудь в том же роде, здесь нет или почти нет. Зато имеются злые коллективы "Inquisitorum" и "bestiality.com", имеется любимый Мишей Вербицким "Кооператив Ништяк", вестник дурных времен, есть молодежный акын Псой Короленко, ныне обитающий за океаном, и певец сопротивления Александр Непомнящий, и другие, совсем уж неофициальные лица. Несколько человек сразу выделили группу "Зимовье зверей" (это две энергичные девушки из Питера; словно бы Викторию Токареву помножили на два, всучили гитару и велели: пой о нашем, о женском!) - привет, "Зимовье", вас любят!

Также были названы: группа С.П.О.Р.Т., "Леприконсы", Инна Желанная, "Комитет Охраны Тепла", "Миссия: Антициклон" из Владивостока (сколько ж им еще в перспективных-то ходить?), Сергей Калугин, Ольга Арефьева, Таня Буланова (хей-хо!), "Карибасы", Мумий Тролль, "Ногу Свело" (дважды), Сплин (дважды), Иван Смирнов, "Машнинбэнд" и "Танцы Минус", а также "ДДТ", "Алиса" и "На-на". Плюс, непонятно к чему, зарубежные гости: "Methods of Mayhem" и "The Cranberries". Наборчик... Лично я из вышеперечисленных отдаю предпочтение группе "С.П.О.Р.Т." и "Карибасам", причем считаю, что первые еще дадут жару, вторым же, в смысле признания, не светит ровным счетом ничего - в лучшем случае выпустят какой-нибудь radio-friendly хит, и только. Формат больно специфический. Группе же "Алоэ" желаем творческих удач и некоторой активности: боюсь, большинство наших читателей о существовании новых героев и не подозревает.