Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Когда я дошел до "пузырей земли"...
Дата публикации:  21 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Не люблю розыгрыши.

Не люблю провокации, литературные - в том числе.

Илью Смирнова знаю только по публикациям в РЖ, плохо представляю себе, сколько ему лет и каковы его вкусы и пристрастия. Однако же его "Пузыри" я приняла за розыгрыш явно сгоряча.

При ближайшем рассмотрении видно, что автор серьезен и даже патетичен. Он рискнул высказать, во-первых, свое эстетическое кредо, во-вторых, кредо моральное, и, в-третьих, отважился пунктирно показать, какие поступки должны были бы вытекать из его убеждений.

Эстетическое кредо - дело глубоко личное. Но когда эстетические объекты или художественные жесты оцениваются не просто как аморальные, но и растлевающие страну в целом, то меня это не просто смущает - меня это настораживает.

Илья Смирнов - не отрок, поэтому он не может не знать и то, что это уже было, и то, как это было, и то, где это было.

Откровенность автора меня тем более смутила, что наши чисто эстетические пристрастия, видимо, похожи. Я не люблю не только Пригова и Кабакова; я вообще не считаю искусством тексты типа поэзии Ры Никоновой. Я убеждена, что "Черный квадрат" Малевича и минус-музыка Кейджа - это только художественные жесты, маркирующие смены эпох.

Я решительно предпочитаю Уистлера и Джакометти всем инсталляциям вместе взятым. То есть меня, несомненно, следует отнести к категории square.

Но будь я хоть сто раз square, не могу же я не знать, что с некоторых пор в современном мире искусством считается то, что эксперты объявили искусством. И постмодернизм здесь ни при чем, ибо началось это не вчера, многократно анализировалось и описывалось.

Зайдем в Центр Помпиду и убедимся, что сантехнический предмет, некогда объявленный Дюшаном эстетическим объектом, стоит, где стоял. Народ же валит в Орсе, в Тейт, в Копенгагенскую Глиптотеку, где наслаждается тем, что некогда современники считали "пузырями" - отчаянно желтым Ван Гогом, вызывающе белым Уистлером и специально размещенными рядом на выставке "GLORIA VICTIS" ("слава побежденным") импрессионистами и живописцами Салона.

Однако главное для Смирнова - не столько парадоксы современных представлений об искусстве, сколько устрашающие социальные последствия засилья "софуршетников". Здесь мне придется процитировать:

Индустрия пузырей связана с определенным социальным слоем.<...> Два чувства определяют поведение этой "тусовки": 1. любовь к себе и 2. презрение к окружающему "населению".

Печально, не правда ли? Но давно известно, что большинство людей искусства любят себя (даже тогда, когда на поведенческом уровне совершают самоубийственные по последствиям поступки) и презирают "толпу", поскольку последняя, как известно, "плюет на алтарь" (что не мешает даже самому высокомерному художнику "по жизни" дружить преимущественно с простецами).

А вот теперь - самое главное: по мнению Смирнова, не было бы всей этой швали, этих паршивцев-тусовщиков, этих самовлюбленных обрюзгших мальчиков - социум не принял бы беловежские соглашения и ваучерную приватизацию и не поддержал бы "эти" реформы.

И, наконец, кода:

Насколько долговечен альянс между руководством страны и людьми, которые эту самую страну сознательно растлевают и втаптывают в грязь? Не знаю. Наверное, этот вопрос нужно задавать тем, кто причастен к большой политике.

Я все вспоминала - где же я в последний раз слышала всю эту лексику с "сознательно растлевают и втаптывают"?

В самом лучшем виде - сорок лет назад.

На другой день после посещения Хрущевым знаменитой выставки в Манеже мы с мужем были на утреннем спектакле в студенческом театре МГУ на Никитской. Давали "Дракон" Шварца. В антракте вся публика осталась на местах, шурша свежими газетами. У меня было острое ощущение, что когда мы выйдем, нас уже будет поджидать вереница закрытых фургонов с надписями "Хлеб".

Если бы не "те" и "эти" реформы, меня бы уж точно увезла какая-нибудь из таких машин, - а Вы, Илья, - Вы уверены, что вообще появились бы на свет Божий?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Эрик Булатов, Уцелевшие предметы оставить в покое /28.04/
Разговор с А.Журавлевой и В.Некрасовым. В моем поколении было два кризиса. Первый - когда поняли лживость "реалистического искусства". Второй - когда поняли, что модернистская свобода тоже не для нас. Наше искусство должно было заговорить на языке повседневной советской жизни.
Максим Рейдер, Музыка мира в Израиле /21.03/
Культурная жизнь в Израиле идет как обычно: так, в конце марта ожидаются три-четыре международных фестиваля. Один из них - фестиваль музыки мира "Слышим мир", на который в этом году должны приехать Горан Брегович, известный как автор музыки к фильмам Кустурицы, и Омар Фарук Текбилек - желанный гость на фестивалях "музыки мира" всего света.
Максим Рейдер, Майкл Альфредс: "Я хочу видеть на сцене жизнь" /14.03/
В спектакле Альфредса по рассказам Зингера "Ко всем чертям" занято восемь актеров. Казалось, что на сцене - целый мир: евреи и неевреи, живые и мертвые, история XX века. Казалось, перед нами оживают и исчезают картины - а на самом деле сцена была почти пуста - книжные стеллажи да десяток стульев. Был ли то израильский спектакль?
Михаил Трофименков, Телекино с 24 ноября по 30 ноября /24.11/
"Без лица" Джона Ву, чешский "Призрак замка Моррисвиль", "Красная палатка" Михаила Калатозова, "Одиночное плаванье" Михаила Туманишвили, "Мы из джаза" Карена Шахназарова, "Приносящий беду" Жозе Джованни, "Тайна фермы Мессе" Пьера Гранье-Деферра. "Коммерсантъ": избранное.
Григорий Ревзин, Мариинку не реконструируют по Большому /23.11/
Вчера председатель Госстроя Анвар Шамузафаров и министр культуры Михаил Швыдкой провели совместную коллегию своих министерств по поводу реконструкции Большого и Мариинского театров. Коллегия преследовала две цели - обнародовать принятую схему реконструкции Большого и попытаться принять ту же схему для Мариинского. "Коммерсантъ": избранное.


предыдущая в начало следующая
Ревекка Фрумкина
Ревекка
ФРУМКИНА
frum@rinet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: