Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
"Не исчезай из жизни телезрителей!"
Дата публикации:  24 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

13 мая на канале РТР праздновала свое десятилетие программа "Театр+ТВ". Подобное долголетие - редкий феномен для телевидения, и сравнить его можно разве что с такими телестарейшинами, как "КВН" или "Клуб кинопутешественников", возраст которых перевалил за серьезный временной рубеж жизни зрелого человека. Это говорит о том, что наши телезрители обладают чувством юмора, нестареющим интересом к жизни людей на всей планете и верной, неугасимой любовью к отечественному театру. Российский театр - наш реликт, и вряд ли кому придет в голову оспаривать эту истину. Ему предсказывали закат на исходе века девятнадцатого, упорно говорили о смерти театра в зенитный период победного шествия кинематографа, то есть в середине века двадцатого. С наступлением двадцать первого века предсказания стихли, а театр живет и процветает - и, как говорится, дай ему бог!

Отношения телевидения с театром складывались по-партнерски неровно, то разгораясь до суперпопулярных "Театральных гостиных" с колдовски обаятельным ведущим-актером Михаилом Жаровым, то надолго и молча исчезая из поля видимости зрителей, чтобы снова зажечься талантливейшими телефильмами режиссера и актера Михаила Козакова. Его постановки А.С.Пушкина на ТВ запомнились так же, как запуск первого космического спутника, а фильм "Покровские ворота" стал этапом долгой экранной жизни целого поколения замечательных актеров и зрительской жизни - тем более. За этим всплеском опять последовало глубокое затишье.

Появление программы "Театр+ТВ" в начале не произвело особого впечатления, так как в зрительской памяти жили незабываемые воспоминания о чарующих жаровских "Театральных гостиных", обставленных в духе вальяжных актерских приемов девятнадцатого века, где каждое имя гремело немыслимой популярностью, а любое сказанное героем передачи слово было неповторимым по интонации и манере произношения. В "Театральных гостиных" зрителей как бы причащали к лону великого искусства, допуская в его святую святых, предоставляя уникальнейшую возможность общения со своими кумирами. Сама передача представала перед телезрителями роскошным спектаклем, неповторимым по актерскому ансамблю, ярким фестивалем блистательных талантов российской театральной сцены. Она заставляла телезрителей стремиться в театр, как в Мекку искусства, завораживая их воображение и на всю жизнь заражая любовью к загадочно притягательному волшебству театрального действа.

Возобновить что-то подобное на ТВ было невозможно. Великое поколение современников К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко ушло, правда, оставив свои традиции и творческие принципы, бережно чтимые их учениками и последователями, но что-то всегда уходит со сменой поколений и не только театральных. С течением времени исчезает прежняя манера общения, меняется разговорная лексика и сам ритм жизни, технологически ускоряясь, меняет стиль жизни людей и их восприятие искусства, в том числе.

Перед ведущей программы "Театр+ТВ" Екатериной Уфимцевой и ее режиссером Сергеем Варновским в 1991 году встала весьма сложная и неоднозначная задача возобновления передач о театре. Они сохранили дух прежних программ без повторения их атрибутики, сценарно изменив постановку телепередачи и превратив ее в диалог двух друзей, один из которых обязательно является театральным актером или режиссером. Как это удается авторам передачи, не знает никто, но гости программы "Театр+ТВ" преображались у нас на глазах, они раскрывались неожиданно и прекрасно, рассказывая о себе и о своей работе, делясь сокровенными планами и советуясь о будущем. Перед зрителями прошла череда известнейших персонажей русского театрального искусства, и каждый раз по-новому звучала нота любви к театру. Актеры - лицедеи по сути своей, они не могут не играть, а роль, исполняемая ими в программе Екатерины Уфимцевой и Сергея Варновского, всегда была прекрасной возможностью сыграть не то, что дано режиссером, а что подарено судьбой, и каждый актер, приходивший в студию "Театр+ТВ", играл ее самозабвенно и гениально. Отсюда яркость и выразительность программы.

За прошедшее десятилетие Уфимцевой и Варновскими подготовлено и выпущено множество передач, среди которых, как в любом творческом процессе, есть более удачные и менее, не это главное. Программа "Театр+ТВ" заслуженно и регулярно набирает высокие зрительские рейтинги, приобретая своих верных поклонников среди зрительской аудитории потому, что дает людям редкую возможность не только заглянуть в любимый мир кулис, но и серьезно познакомиться с театром; она мастерски и ненавязчиво показывает телезрителям необходимость общения с театральным искусством, то есть не только анонсирует и выполняет роль интервьюера, но является и просветителем. Именно последнее и стало самым ценным на пустом - в этом смысле - телевизионном экране.

Юбилейная передача была хороша! Она собрала одиннадцать популярных театральных режиссеров Москвы и выстрелила фейерверком любимых актеров. Хозяев "дома" поздравляли: Роман Виктюк, Марк Захаров, Кама Гинкас, Валерий Фокин, Галина Волчек, Константин Райкин, Владимир Кочан, Геннадий Хазанов, Александр Ширвиндт, Владимир Этуш, Николай Караченцев, Юлия Рутберг, Марина Неелова, Инна Чурикова и многие другие звезды российского театра - герои передачи "Театр+ТВ". В адрес авторов и ведущей было сказано немало прекрасных, вдохновенных, искренних слов, но особенно часто повторялась фраза: "Спасибо за то, что только вы так любите нас - актеров". Не правда ли, странно звучат слова из уст всенародных любимцев о том, что только Екатерина Уфимцева и Сергей Варновский любят театральных актеров? Оказывается, не так странно, если внимательно вспомнить или постараться найти среди пестрого перечня телепремьер последнего десятилетия еще одну программу, посвященную театру и его актерам. Усилия окажутся напрасными.

Наше телевидение, бурно пережившее экономическую перестройку и заметно раздобревшее материально, не стало от этого лучше и интереснее для зрителей. Наоборот, оно пошло по пути наименьших эмоциональных и интеллектуальных затрат, без счета копируя примитивные импортные "Угадайки", превратив телеэфир в нечто среднее между самодельным казино и деревенскими свадебными посиделками. Все ведущие, невзирая на возраст, до удивления одинаковые, этакие супермолодцы с шутками-прибаутками, все раздают направо и налево шикарные, по меркам очередного спонсора, подарки от квартир до ядов от тараканов и все демонстрируют в качестве героя передачи российского гражданина в строгом совпадении с тем сценарным западными стереотипом времен холодной войны, где каждый русский обязательно туп, нетрезв и агрессивен, как в фильмах наших "западников": Андрона Кончаловского и Павла Лунгина. Опускаясь до самого низкого обывательского уровня, телевидение тем самым, как любое искусство, насильно опускает интеллектуальную планку своих зрителей, выдавая желаемое за действительное. Передача "Театр+ТВ"- убедительное опровержение обывательскому телевидению, и недаром собирает многомиллионную аудиторию. Она дорога людям за столь редкие для теперешнего телевидения ум, доброту и интеллигентность. Хочется пожелать любимой передаче долгих лет жизни на нашем ТВ, а ее создателям - стойкости и терпения в преодолении заскорузлости мышления теленачальников и их спонсоров. И закончить, перефразируя слова некогда популярной песни: "Не исчезай из жизни телезрителей!"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Стоматологи с телекамерой /23.05/
Беседа с Даниилом Дондуреем, главным редактором журнала "Искусство кино". Власть - это не сидение в Кремле, не специальные дивизии ФСБ и даже не "ядерный чемоданчик". Власть - это прежде всего право на интерпретацию реальности. Это телевизор, который ежедневно смотрит 92% населения страны. Богатство и счастье - это телевизор. В скором времени и любовь тоже будет телевизор.
Ревекка Фрумкина, Когда я дошел до "пузырей земли"... /21.05/
При ближайшем рассмотрении cтатьи Ильи Смирнова "Пузыри" видно, что автор серьезен и даже патетичен. Он рискнул высказать свое эстетическое кредо и отважился пунктирно показать, какие поступки должны были бы вытекать из его убеждений. Александр Соколянский. Возвращение в XVIII век. Статьи Смирнова необыкновенны тем, что главную мысль автора почти всегда хочется поддержать, додумать и развить дальше, а от его аргументов часто хочется взвыть. (обсуждение)
Эрик Булатов, Уцелевшие предметы оставить в покое /28.04/
Разговор с А.Журавлевой и В.Некрасовым. В моем поколении было два кризиса. Первый - когда поняли лживость "реалистического искусства". Второй - когда поняли, что модернистская свобода тоже не для нас. Наше искусство должно было заговорить на языке повседневной советской жизни.
Максим Рейдер, Музыка мира в Израиле /21.03/
Культурная жизнь в Израиле идет как обычно: так, в конце марта ожидаются три-четыре международных фестиваля. Один из них - фестиваль музыки мира "Слышим мир", на который в этом году должны приехать Горан Брегович, известный как автор музыки к фильмам Кустурицы, и Омар Фарук Текбилек - желанный гость на фестивалях "музыки мира" всего света.
Максим Рейдер, Майкл Альфредс: "Я хочу видеть на сцене жизнь" /14.03/
В спектакле Альфредса по рассказам Зингера "Ко всем чертям" занято восемь актеров. Казалось, что на сцене - целый мир: евреи и неевреи, живые и мертвые, история XX века. Казалось, перед нами оживают и исчезают картины - а на самом деле сцена была почти пуста - книжные стеллажи да десяток стульев. Был ли то израильский спектакль?


предыдущая в начало следующая
Елизавета Дубинская
Елизавета
ДУБИНСКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: