|
||
/ |
Cмерть и самоубийство как фундаментальные концепции русской рок-культуры Дата публикации: 6 Июня 2001 3.2 Что значит "само-" в слове "самоубийство"? Осмысление смерти пошло особенно успешно в Сибири, хотя и не только там. Как мы увидим, свободная от урбанистических оков Москвы, Петербурга и Урала природа Сибири оказалась как нельзя более созвучной тому, что тогда хотелось сказать всем участникам событий, не исключая и записных "горожан", вроде "Наутилуса". Даже сибирский "панк-рок" на удивление быстро переболел модой на антиэстетическое смакование подробностей разложения, индуцированной западными группами 80-х, а более "культурные" уральские группы этим и вовсе никогда не соблазнялись. Оба направления русского рока вскоре сошлись на чем-то очень близком. Мне уже приходилось упоминать о параллелизме между "Офелией" Летова, 1992, и "Джульеттой" "Наутилуса", 1990
Разложение трупа - такой же естественный и даже жизнеутверждающий процесс, как и сама смерть, в которой теперь уже просто-напросто потеряно различие между насильственной смертью и самоубийством. Впрочем, стоп: а откуда этому различию было взяться? Разве не оказалось на поверку "рокерское" отношение к действительности жестко детерминированным самоубийством - одновременно насильственным, коль скоро люди оказались заложниками собственной жизненной установки, но в то же время и вполне добровольным, коль скоро ему предшествовал свободный выбор в пользу свободы от окружающей действительности? Где-то в начале 90-х об этом самоощущении спел Вадим Кузьмин (более известный как "Черный Лукич", - кстати, начинавший вместе с Егором Летовым и всей сибирской компанией "панк-рокеров", но затем перешедший на такие тексты и музыку, что его стали путать даже не с "Наутилусом", а с "бардами"!)
Здесь идеально моделируется ситуация, когда война против действительности оборачивается самоубийством, а рок-культура теряет внутренние критерии для различения самоубийства и смерти в бою. 3.3 Смерть в живой природе Но больше всех о "природности" такой смерти, в которой теряется грань между самоубийством, естественной смертью и гибелью, спела Янка Дягилева - самая смерть которой в 1991 году была официально зарегистрирована как "несчастный случай или самоубийство", а среди друзей до сих пор ходит третья версия - об убийстве. Тема смерти в творчестве Янки столь велика и обширна, что выходит за рамки настоящей работы. Тут главная проблема в том, что не имея соответствующих биографических данных, мы не можем решить, нужно ли рассматривать корпус Янкиных текстов в диахронии или в синхронии, - точнее, мы не можем решить, насколько все ее тексты были актуальны для нее самой. Почти все из них она продолжала петь до конца жизни, но ее жизнь была так коротка, что и песен, и стихов накопилось мало, - так что особого выбора у Янки не было. Можно быть уверенным, что все - практически - Янкины произведения сохраняли интерес для нее самой. Но каков был этот интерес - интерес ли читателя собственного дневника или еще и злоба сегодняшнего дня? Писала ли она все время об одном и том же, но с разных сторон, или же о разном? Чего окажется больше, если разложить траекторию развития на составляющие, - движения ли по окружности или движения поступательного?.. Не имея даже методики, позволяющей приблизиться к ответу на эти вопросы, лучше пока что оставить в стороне Янку как личность, а говорить лишь о Янке, видимой сквозь янтарь сохранившей ее рок-культуры. Последнее проще: здесь весь корпус Янкиных текстов нужно рассматривать как единое и вполне неподвижное синхронное целое. Это целое, скорее всего, не вполне соответствует "исторической Янке", но зато в самую пору "Янке керигмы" рок-культуры, то есть той Янке, образ которой сформировался посмертно
Начавшись "стандартным" описанием самоубийства, стихотворение неожиданно заканчивается "красным цветком", что переворачивает всю картину. Гибель при попытке сорвать красный цветок - это гибель в борьбе с мировым злом. Безрассудная и даже сумасшедшая гибель в борьбе для внешнего наблюдателя всегда выглядит самоубийством, но внутренне это качественно иное... и даже не столь уж безрассудное. ...И, кроме того, - это и природный процесс, восстановление нормального порядка, которого никогда не было в "беспокойном доме" и который теперь уверенно восстановлен "уходящим за перелески" столь любимым Янкой "проливным дождем" (опять нельзя не вспомнить ее Столетний дождь!). А вот теперь то же самое - но через несколько лет после Янки: "Черный Лукич", песня, услышав которую по радио, никто бы не признал рок, - по мелодии что-то среднее между детской песенкой и "бардами" (написано в начале 90-х):
Ключевые слова - "...и едва ль / Я проснусь" - так разделены стихотворной строкой, что "с налету" вместо них читается (точнее, слышится) "Я проснусь, но мне / Будет вас немного жаль". В обратном свете от этих ключевых слов видно, что "потом" в первой строфе относится ко времени после моей смерти, а вся песня оказывается таким же предчувствием очень скорого собственного ухода дождем, как и стихотворение Янки. Присутствует и традиционная тема неразличимости смерти и самоубийства Водная стихия вообще особенно подходит для слияния с природой. Вот еще один пример из Янки:
А вот - из очень раннего Летова:
И еще, из него же, уже цитированное: "пахнет летним дождем - кто-то только что умер" [Оптимизм, "Оптимизм", 1985]. Примеры можно умножить (чего стоит одна только Янкина Придет вода, 1990). Но не нужно. Мы, собственно, говорили о том, что такая странная смерть, в которой теряется отличие трагической/героической гибели от самоубийства, является частью жизни - но жизни природы, а не индивидуума. Это общий вывод "русского рока" рубежа 80-х и 90-х, одинаково характерный и для "панков", и для "артистов", сиречь и для "почвенников", и для "западников". "Западнических" отличий было тут очень мало (если считать по идеям, а не по образному строю). Даже стихии у "западников" те же - вода у "Наутилуса"
И, наконец, вполне закономерно - в песне той же "Текилы", посвященной Янке, "естественная" символика дождя вполне сливается с урбанистической:
3.4 Итоговый документ. Внутри бросающейся в глаза тенденции русского рока 90-х - отхода от какого-либо определенного типа музыки и других "рок-стандартов" - мы имели случай отметить еще одну более частную тенденцию, не всеобщую, но достаточно распространенную (она есть не только у "Черного Лукича", но и у БГ в 90-е годы, у "Наутилуса"): "рок-содержание" маскируется, почти зашифровывается - так что песня, почти до конца уже прочитанная в каком-то одном направлении, в определенный момент резко выворачивается наизнанку. И обычно "замаскированным" содержанием оказывается именно смерть - точно так, как она же оказывается главным, хотя и замаскированным содержанием человеческой жизни вообще. Конечно, основным средством "маскировки" выступает музыка Теперь мы обратимся к такому тексту (словесному и музыкальному)
При беглом прочтении (прослушивании), когда видишь лишь самое заметное, текст воспринимается как романтический сюжет о ком-то, живущем в единении с природой, - и так праведно, что кажется (или на самом деле?), будто он не ступает по земле ("ноги на вершок от земного праха") и проводит время в обществе ангелов. Сюжет - о какой-то "охоте" по типу соколиной, но вместо сокола на руке - "на плече птаха", которая служит "телохранителем" самому хозяину, а вместо убитых зверей или хотя бы сорванных ягод - "ест свежий снег с куста". "Тихой охотой" иногда называют и поход за грибами Все это - "отвлекающий маневр", которому, вдобавок, эффективно содействует музыка. При более внимательном прочтении проступает иная картина: повесившийся человек в зимнем лесу, лицо задрано вверх и в открытый рот с веток ссыпается снег Теперь предлагается прочитать тот же текст с третьего захода - когда глаз начинают колоть там и сям какие-то нехорошие намеки. Почему желания "быть сном" и "быть всем" сбываются тогда, когда поется о трупе, а не о его душе, но зато желание "не быть" сбывается как раз там, где ему сбываться, вроде бы, не положено - в компании ангелов? Это читается как намек на растворение трупа в природе (классическая, можно сказать, тема), на исключение души из хорошей компании за гробом. Еще худший намек - в игре омонимов заключительной "объясняющей" строфы: "Тихая охота пуще неволи". "Охота пуще неволи" - это ведь как раз та враждебная необходимость, о которой мы тут все время говорим, - которая загоняет носителей определенного мироощущения в самоубийство. Получается, что речь идет не о свободном прорыве из тисков действительности, а о принудительном заклании, подобном закланию скота: предмет охоты - повесившийся, но охотник уже отнюдь не он сам... После всех этих соображений в названии "Тихая охота" совершенно явственно проступает имеющееся у всех на слуху и несущее весьма отрицательные коннотации (хотя нельзя сразу сказать, какие именно) выражение "дикая охота". Где-то здесь внимательный читатель-слушатель принужден остановиться, но ему уже понятно, что вместо апологии самоубийства здесь какое-то разоблачение обмана, которым самоубийство является. Литературовед, однако, может продвинуться еще дальше. Памятуя, что окончательный диагноз ставится только при вскрытии, он может поискать подходящий инструмент в ближайшем культурном контексте изучаемого произведения. Заранее ясно, что нужно найти непосредственный источник слишком многозначного выражения "дикая охота": если такой источник есть, - а это априори всегда наиболее вероятно, - то можно будет определить круг авторских ассоциаций, легших в основу замысла. Источник находится - это альбом "Nigredo" (1994) Сергея Калугина и эфемерной группы "Дикая Охота", в записи которого участвовала подруга автора данного текста Ольга Арефьева. Альбому предпосылается предисловие Сергея Калугина - Это образ из скандинавского и германского фольклора. Где-то с образом Дикой Охоты связывалось полярное сияние. Выражаясь достаточно заумно, это амбивалентный образ - то есть, с одной стороны, под Дикой Охотой подразумевались души, следующие в Ад, и их проводник назывался Дикий Охотник. Эта самая Дикая Охота ужасная с диким воем и гиканьем проносилась в темном небе над средневековой Германией. Вообще образ очень древний, уходящий в мглу столетий. <...> Теперь мы размотали до конца катушку ярких ниток и у нас осталась голая деревяшка: сюжет "Тихой охоты" - о том, как душу самоубийцы забрали в ад. Впрочем, как раз деревяшка-то нам и не нужна: нас ведь не интересуют религиозные воззрения лично Умки или кого бы то ни было, а интересует лишь то, что можно отнести к рок-культуре в целом. Поэтому мы остановимся на "третьем прочтении": картина самоубийства, выписанная по лучшим канонам более чем десятилетней традиции (для русского рока - совсем немало!), включая неприятный привкус, который "должны" (в этой традиции) оставлять подобные "правильные" (то есть наиболее логичные в этой же традиции) сцены. На этом уровне - что бы ни решил автор сам для себя - так и останется непонятным, насколько "само"-убийство бывает добровольным: "тихая охота - пуще неволи"... 4. "Святые пустые места" Несколько неожиданно для автора этих строк Умка оказалась его Вергилием в потусторонней реальности, сопредельной русскому року. Некоторое объяснение этому можно придумать задним числом: Умка была участником почти всех тех процессов, о которых здесь говорилось (не с конца 70-х, но уже с начала 80-х), но в то же время ее взгляд всегда был и взглядом со стороны, - то ли она немного чувствовала себя участником фольклористической экспедиции, то ли просто - эдаким ирландским скальдом при дворе норвежских конунгов... Во всяком случае, похоже (эту гипотезу следовало бы проверить в исследовании, для которого Умка уже давно стала весьма многообещающим материалом), что творчество Умки - не вполне "первично", а является чем-то вроде зрелой саморефлексии самой русской рок-культуры. Как бы там ни было, мы еще раз вспомним Умкины слова, вынесенные в эпиграф к этой работе, - "а кто-то в это время вышел покурить на балкон┘". Так, приблизительно, задумывался "рок-н-ролл" рубежа 70-х и 80-х годов. Будучи петербуржцем, трудно не вспомнить даже не балкон, а крышу на улице так называемой Софьи Перовской (Малой Конюшенной), на которую выходили обитатели квартиры Гребенщикова и их многочисленные гости (если кто-то, как я, не бывал там лично, то уж непременно имел знакомых, которые бывали, и регулярно)... Но дальше ситуация развивалась именно по Умке - совсем не так, как ожидали: "...и чует: ветер дует сразу со всех сторон". Как сказал о тогдашних событиях Егор Летов:
В этом весеннем урагане конца 80-х годов сформировался тот русский рок 90-х, который мы знаем и в котором все предметы завертелись вокруг одного - смерти. Появились произведения и даже авторы ("Черный Лукич"), у которых тема смерти (в ее специфической для рока трактовке) остается едва ли не единственным признаком принадлежности к рок-культуре. Рок-культура выработала определенное понятие о смерти, но так и не выработала - и не могла выработать - собственного понимания смерти. В понятии смерти потерялись из виду грани, отличающие гибель героя от самоубийцы и жертвы несчастной судьбы. "Потерялись из виду" - не означает, что сами эти грани исчезли. Просто рок-культура не имела собственных критериев, чтобы их различить. Это и означает, что в рок-культуре не выработалось общего понимания смерти. Здесь каждый оставался предоставлен сам себе, своим личным верованиям относительно потустороннего мира. Эти верования, как известно всякому, бывали очень и очень разными. Теоретически верование было, возможно, и православное - хотя практически на деле таковым не являлось
Примечания:
|
|
|
||