Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20010621_kal.html

Александр Зельдович: "Могу руководить любым предприятием"
Елена Калашникова

Дата публикации:  21 Июня 2001

"Мой маленький сын вырос под любимую песню моего отца, которую я ему пела на ночь: "Спят медведи и слоны, дяди спят и тети, все вокруг спать должны, но... не на работе". Смешно, но, может, эта моя настойчивая, из вечера в вечер просьба "не спать на работе" вызвала у сына чисто детский протест, потому что и по сей день он, бедняжка, любит спать как раз в то время, когда по расписанию положено работать..." (Алла Гербер, гл. "Дом, в котором я живу", "Мама и папа").

Ему нравятся женские образы 50-х и 60-х, вплоть до 1967 года. "За это время сменилось целых 3 стиля, и все они мне по душе. Первый - время Мэрилин Монро: платья колоколом, женственные фигуры. Второй - начало битничества: обтягивающие свитера, узкие джинсы, много сигарет. Третий - сапоги, плащи-косынки".

Елена Калашникова: Что для Вас входит в понятие "модная" женщина, во что она одета?

Александр Зельдович: Женщина выглядит модной, если по ее одежде не поймешь, где она ее купила и за сколько.

Е.К.: Где, по-вашему, можно встретить модных женщин?

А.З.: Я знаю две-три модных женщины, но вижу их редко, так как сам мало куда хожу.

Е.К.: Как Вы очаровываете женщин?

А.З.: Искренность и стопроцентная прямота. Но шанс выпадает нечасто.

Е.К.: Вы согласны с таким мнением: "Чем лучше актер, тем более он нуждается в режиссере?"

А.З.: И плохому, и хорошему актеру всегда нужен режиссер. Но при этом - только хороший режиссер... Есть актеры гении, которые сами могут быть режиссерами.

Е.К.: Например, кто?

А.З.: Мастрояни, Габен.

Е.К.: А из современных?

А.З.: Не вижу.

Е.К.: С кем Вам как режиссеру легче работать - с женщиной или мужчиной?

А.З.: Вообще не важно. С женщиной напряженнее - из-за разницы пола.

Е.К.: Вы видели фильмы в последнее время, режиссерам которых Вы позавидовали или порадовались за них?

А.З.: Завидовать не завидовал. А радовался за многих. Например, замечателен предпоследний фильм Дэвида Линча "Простая история", "Песни со второго этажа" Томаса Андерсона, "Быть Джоном Малковичем" Спайка Джонза, "Романовы. Венценосная семья" Глеба Панфилова, "Хорошая работа" Клер Дени, "Любовное настроение" Вонга Кар-Вая...

Е.К.: Кто из режиссеров близок Вам по мировосприятию?

А.З.: Нравится Кар-Вай, хороший режиссер Лео Каракс, Клер Дени.

Е.К.: А наших режиссеров среди них нет?

А.З.: Пока нет.

Е.К.: У каждого режиссера свои враги. У одного безденежье, у другого отсутствие интересных сценариев, у третьего - постоянные депрессии... Вам знакомы эти состояния?

А.З.: Я бы не назвал их врагами. Существует нормальная ситуация - необходимость искать деньги, она связана с психологической нагрузкой. В России нет развитой киноиндустрии, и это ставит режиссера в шизофреническое положение. А интересные сценарии есть.

Е.К.: Сами их пишите?

А.З.: Вместе с Володей Сорокиным. Уже несколько сценариев.

Е.К.: Каковы Ваши гастрономические вкусы?

А.З.: Они разнообразны. Люблю русскую кухню; речную и океаническую рыбу; баранину. Сладкое и мясо не люблю.

Е.К.: Умеете готовить?

А.З.: Умею, это зависит от настроения. В основном готовлю горячие блюда. Друзьям нравится.

Е.К.: Что умеете делать в жизни кроме кино?

А.З.: Кино и все, что с ним связано. Все, что относится к режиссуре и сочинительству. Могу преподавать или руководить предприятием.

Е.К.: А каким предприятием, и почему не руководите?

А.З.: Думаю, любым. Просто времени нет.

Е.К.: Профессия режиссера помогает Вам в жизни?

А.З.: Во всяком случае уж точно ее не упрощает. Конечно, на жизнь я смотрю иначе. У этой профессии, как у любой другой, есть свои плюсы и минусы.

Е.К.: Как Вы думаете, возможно встретить человека и прожить с ним всю жизнь?

А.З.: Возможно. Но такое бывает редко.

Е.К.: Как Вы думаете, почему люди редко встречают свою "половинку"? Вы думаете, вся наша жизнь предопределена?

А.З.: В определенных приделах многое от человека зависит. Можно привести такой пример: дорога из города в аэропорт только одна, а уж ваше дело как ехать - быстро, избегая пробок, или медленно. Это зависит от водителя...

Е.К.: А от самого человека, по-вашему, зависит его счастье?

А.З.: Зависит, он может ориентироваться в жизненных условиях.

Е.К.: Почему же столько несчастных людей вокруг? Может, они просто не догадываются, что все в их руках?

А.З.: Кто-то, конечно, не догадывается. Как-то Надежда Яковлевна Мандельштам пожаловалась мужу на жизнь. "Почему ты считаешь, что все должны быть счастливы?" - ответил ей на это Мандельштам.

Счастье вообще недолговечно, несколько мгновений острого ощущения гармонии между человеком и жизнью. По этому поводу есть анекдот. Тонет человек и молится: "Боже, помоги выплыть!" Молится и все больше захлебывается. Повсюду плавают остатки кораблекрушения. И уже в последнюю секунду он взывает: "Почему же Ты мне не помог?!" - "Ты бы хоть за бревно уцепился..." - отвечает ему Бог.

Е.К.: Какая из увиденных Вами стран произвела наибольшее впечатление или наоборот, не понравилась?

А.З.: Все произвели, везде хорошо. Недавно был в Бразилии: солнце, море, песок - хорошо... В больших городах уютно.

Е.К.: Значит, предпочитаете большие города?

А.З.: Да. И деревни тоже. Хорошо там, где чем-то занят.

Е.К.: Не любите безделье?

А.З.: Да уж.

Е.К.: Как проводите свободное время?

А.З.: Пытаюсь его убить. Например, общением. С парашютом вот не прыгал.

Е.К.: Кто Ваши любимые писатели, кроме Владимира Сорокина?

А.З.: Жорж Батай, например.

Е.К.: Какие иностранные языки знаете?

А.З.: Английский.

В общем, как сами видите - начитан, немногословен, серьезен.