Русский Журнал СегодняПолитикаКруг чтенияКультураNet-культураВне рубрик
Новости | Афиша | Рецензия | Text only | Курсив не мой | Cinema | Мир искусства | Полифония
/ Культура / < Вы здесь
Ударники музыкального фронта
Дата публикации:  14 Августа 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Книжка с абонементами Московской филармонии на следующий сезон - если и не исчерпывающий перечень предстоящих концертов, то уж точно сердцевина, основной "наполнитель" московской музыкальной жизни, хотя возможно, что на рекламных щитах и растяжках будут "звучать" совсем иные имена.

Давно прошли те времена, когда только появившиеся абонементные списки преподносили немало сюрпризов, раскрывая ближайшие творческие планы любимых звезд, а абонементы спешно раскупались по той причине, что включали хотя бы даже и один труднодоступный концерт. Так, в 1980-90-е годы самым популярным был абонемент "Виртуозов Москвы" Владимира Спивакова. Сегодня же далеко не все наши звезды регулярно приезжают в Россию, тем более сотрудничают с филармонией и уж тем более планируют с ней свои выступления настолько заранее.

Другим стал и слушатель - как социальная категория (не говоря уж о восприимчивости), и стимулы покупателя филармонических абонементов также изменились: у людей нет ни времени, ни желания постоянно следить за концертной афишей и к тому же каждый раз повышенной любовью к музыке доводить себя до незапланированного выхода из дома - предпочтительнее с помощью предоплаты заранее обременить себя просветительскими задачами и посетить запланированное культмероприятие по повестке. Именно поэтому так полны залы на большинстве абонементных концертов и контрастно пусты на внеабонементных. Даже в случаях исключительно привлекающих публику гастролей ситуация за последнее десятилетие кардинально изменилась. Еще недавно приезд звезд сопровождался невиданной погоней за билетами, и здесь как курьез можно, например, вспомнить, что запись в очередь за билетами на концерт выдающегося шведского тенора Николая Гедды была инициирована лишь слухом о его приезде, когда даже дата концерта была неизвестна. Теперь куда более затрудняющим фактором стали цены, и недавние концерты Чечилии Бартоли или оркестра Ла Скала с Риккардо Мути проходили при незаполненном зале и оставшейся снаружи у входа толпе жаждущих "как-то" попасть. Это очевидно говорит о том, что основной слой ценителей классической музыки сегодня беден.

Здесь и смыкается нынешний типичный слушатель филармонических концертов с их среднестатистическим исполнителем. Такой музыкант не звезда и звезд с неба не хватает, что ни в коем случае еще не является оценкой профессионального качества. Наоборот, это высокопрофессиональный и честный труженик, редко, в силу условий низкооплачиваемого труда, балующий публику стремлением к некой эксклюзивности события и блистательности в мелочах. В сфере общедоступных классических концертов, как, скажем, и в сфере общедоступной медицины или образования, жизнь ставит перед оставшимися регулярно работать в России музыкантами именно задачу честного труда. И слушатель, попадающий на концерт, должен быть благодарен, что кто-то еще вообще считает нужным заниматься духовной подпиткой населения и держать при этом высокую профессиональную планку - десятилетиями складывающиеся правила приличия пока еще себя не исчерпали.

Уместно поделиться впечатлением от облика музыкантов Венского филармонического оркестра, одного из самых элитарных в мире сообщества музыкантов, по традиции крайне труднодоступного. Здесь каждый смотрит воистину барином, исполненным чувством собственного достоинства представителя мощнейшей культуры, и все играют, как боги. Может, еще 10-15 лет назад на этом не останавливалось бы внимание, поскольку что-то подобное, хоть и в несколько ином стиле представлял собою светлановский Госоркестр. Сегодня два лучших, мирового класса московских оркестра не сотрудничают с филармонией и имеют свои собственные абонементы. Абонемент Большого симфонического оркестра имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева распространяется по вполне демократичным ценам, сопоставимым с филармоническими. А Российский национальный оркестр Владимира Спивакова уже несколько лет ориентируется на состоятельную публику, пытаясь превратить свои концерты в элемент престижного времяпрепровождения. В возможностях этих коллективов приглашение в абонементный цикл западных звезд, большинство из которых, правда, все же являются российскими музыкантами. Разумеется, в этих абонементах значатся все наши звезды, постоянно "контактирующие" с Москвой: Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Александр Князев, Дмитрий Алексеев, Виктор Третьяков, Наталия Гутман. Но самым интригующим в абонементах РНО будут выступления с оркестром процветающих в Европе изгнанников Евгения Светланова и Александра Лазарева. С БСО и Федосеевым в конце ноября выступит прославленная югославская певица Марьяна Липовчек.

Система филармонических абонементов - нечто вроде напоминания об ушедшем стабильном обществе - все-таки продолжает оставаться прогрессивной и не чуждой западному стилю формой организации концертной жизни. Заблаговременная продажа абонементов сегодня процветает во всем мире. Потому сегодняшнюю "эффективность" этой системы у нас можно оценивать не только как угасание устаревшего, но и как хилость всего разумного, лишенного в нынешней жизни почвы для процветания. К собирательному же образу музыканта - честного филармонического труженика - можно добавить симпатичную приверженность порядку, при котором некогда всем было хорошо, одним из лучших в мире российским залам и какой-никакой остающейся публике.

Вышеперечисленные комплименты прежде всего следует адресовать нашим замечательным пианистам Элисо Вирсаладзе и Владимиру Крайневу. Каждый из них имеет свой абонемент Большого зала с участием своих учеников. У Крайнева в абонементе два клавирабенда, совместное выступление с учениками, а также выступление лауреатов его харьковского Конкурса юных музыкантов. В абонементе Вирсаладзе сольный концерт, вечер с квартетом Бородина. Обозначены также ее сольный концерт в сборном абонементе Малого зала и выступления с оркестрами под управлением Юрия Симонова, Вячеслава Трушина. Знаменитое содружество с Наталией Гутман проявится лишь к 75-летию дирижера Юрия Николаевского в Зале Чайковского и в единственном сонатном вечере в Малом зале.

Свои абонементы имеют все московские оркестры и их дирижеры: Василий Синайский, Марк Горенштейн, Валерий Полянский с его уклоном в ораториальный репертуар, Владимир Понькин, Павел Коган, Константин Орбелян, Вероника Дударова и Владимир Зива, который со своим коммерческим оркестром попытается покорить дирижерский Эверест - 9-ю симфонию Шуберта. Из них наиболее интересно работающими представляются камерный оркестр Musica Viva и Оркестр Московской филармонии, их возглавляют Александр Рудин и Юрий Симонов, соответственно. У Рудина заявлен нетривиальный цикл музыки XVIII-XIX вв. под общим титлом "Шедевры и премьеры". Ораторией Генделя "Иуда Маккавей" Рудин продирижирует в абонементе КЗЧ, а в Малом зале предлагает сольное выступление с Алексеем Любимовым (виолончельные сонаты Глинки, Шумана и Мендельсона). Востребованный в мире Юрий Симонов, возглавляющий также оркестры в Брюсселе и Будапеште, предстает сегодня символом высочайшего профессионализма, пропитанного академическим духом старой закалки. В его плане - интерпретации симфонических шедевров: 4-й симфонии Брамса, 5-х Мендельсона, Прокофьева и Бетховена, 3-й Чайковского.

Безусловно, не разочарует абонемент Малого зала, в котором ансамбль высочайшего класса "Московское трио" (Александр Бондурянский, Владимир Иванов, Михаил Уткин) продолжат цикл редко исполняемых шедевров "Музыкальные столицы мира". Любопытен парад квартетов - лауреатов только Первой премии конкурса струнных квартетов имени Шостаковича. Из сборников ценность для профессиональных слушателей представляет лишь абонемент БЗК "Камерные вечера", где сначала выступит Елизавета Леонская с Квартетом Бородина (Квинтеты Франка и Шостаковича - только для тех, кто не помнит исполнения этих же вещей предыдущим составом Квартета с Рихтером), затем состоятся сонатные вечера видных скрипачей Виктора Пикайзена, Максима Федотова и блистательного Сергея Стадлера, а в заключение соберется звездное струнное трио - Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Александр Князев. Лучшие дирижерские циклы базируются на ярких и высокопрофессиональных гастролерах: Владимир Вербицкий (Воронеж), Арнольд Кац (Новосиборск), Геннадий Проваторов, Максим Шостакович (США), Федор Глущенко - с Оркестром Павла Когана; снова Кац, Лев Маркиз (Голландия), Александр Ведерников (Большой театр), Александр Дмитриев (Петербург) и Дмитрий Ситковецкий (Англия) - с Госоркестром.

Интересы любителей старинной музыки призваны удовлетворить ветераны-семидесятники: бессменный "Мадригал" и новомодная "Академия старинной музыки" Татьяны Гринденко, которая, помимо циклов "Празднества трех королей" в Малом зале и "Зеркала" в Гнесинском зале, будет просвещать в сфере авангарда. В качестве циклов кому-то все же могут быть полезны неравноценные сборники пианистов, органистов и раскручиваемых "звезд третьего тысячелетия", не приближающихся и близко к звездам второго. Интересны вспомнившие родину Рудольф Керер и Владимир Виардо, сравнительно молодые и оригинально мыслящие музыканты Михаил Лидский и Валерий Кулешов, профессоры Наум Штаркман и Алексей Наседкин, а также вошедший в моду Алексей Любимов. Любителям органа стоит обратить внимание на сольные концерты молодого, но серьезного мастера современного уровня Анастасии Сидельниковой, конкурирующей с долгие годы державшим монополию в этом жанре Гарри Гродбергом.

Вокальные абонементы предельно бедны, так как камерным пением заниматься гораздо менее выгодно, чем оперой, а в опере процветают небольшие голоса. Ленятся и знаменитые оперные пенсионеры, которым, казалось бы, самое время попеть романсы.

По отдельным абонементам разбросано несколько значимых имен: сольные выступления в Малом зале Консерватории скрипача Григория Жислина (сонаты Бетховена с Ниной Коган) и виолончелиста Александра Князева (транскрипции скрипичных сонат Моцарта). С оркестрами солируют скрипачи Виктор Третьяков (1-й концерт Шостаковича и два концерта Прокофьева), Сергей Стадлер (концерты Аренского и Глазунова, Вьетана и Сен-Санса) и маэстро мировой славы Дмитрий Ситковецкий (четыре крупных сочинения для скрипки с оркестром в одни вечер), виолончелисты Наталия Гутман (Концерт Шумана), Иван Монигетти (1-й концерт Сен-Санса) и Александр Князев (Концерт Дворжака), известная польская певица Эва Подлещ ("Песни и пляски смерти" Мусоргского с Государственным камерным оркестром Константина Орбеляна).

Развлекают публику от филармонии в своих неформальных программах скрипачи Эдуард Грач с его камерным оркестром "Московия" и Светлана Безродная с "Вивальди-оркестром", просвещают любимицы нескольких поколений Жанна Дозорцева и Светлана Виноградова - и то, и другое рассчитано скорее на узкий круг приверженцев перечисленных лиц. Помимо этого, филармония предлагает хоровое пение, джаз и оркестры народных инструментов.

В абонементном списке немало и других весьма уважаемых имен, хотя так же много знаменитостей будет непременно появляться в московских залах вне филармонического плана. Зато программа филармонии - это еще и стратегия музыкального развития публики. В этом плане юбилейный 80-й филармонический сезон не отличается ни особой торжественностью, ни очевидными новыми идеями в виде организации крупных премьер или последовательном открытии новых имен. Что касается необходимой, как воздух, популярной классики, картина такова. По четыре раза запланированы 1-й концерт и 6-я симфония Чайковского, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова; очень любят музыканты Скрипичный и 2-й фортепианный концерты Брамса, фортепианные концерты 2-й Рахманинова и 1-й Шостаковича. Из Бетховена в сезоне избраны Скрипичный и четыре из пяти фортепианных концерта, симфонии ## 1, 2, 3, 5, 7, 9; Чайковского симфонии ## 3-6 и "Манфред"; Малера ## 2, 3, 9, 10; четыре поэмы Рихарда Штрауса, все четыре симфонии и четыре концерта Брамса, два скрипичных и два (из пяти) фортепианных концерта Прокофьева, одна из семи его симфоний и три раза кантата "Александр Невский"; по две симфонии Шуберта (## 8, 9) и Брукнера (## 1, 4); симфонии ## 5, 8, 13, 15 Шостаковича. Также будут два прочтения "Фантастической симфонии" Берлиоза, три Скрипичного концерта Сибелиуса, по два "Реквиемов" Верди и Моцарта. В целом большая филармоническая программа позволяет как сетовать на непоследовательность и неоригинальность, так и благодарить за самоотверженную поддержку конструкции нашей музыкальной жизни.

написать отзывнаписать отзыв
поставить закладкупоставить закладку
Предыдущие публикации:
Михаил Жирмунский, Сенсационное приглашение Владимира Спивакова /07.08/
С 25 сентября по 5 октября в БЗК пройдет фестиваль "Владимир Спиваков приглашает", который откроется концертом РНО "Посвящение Шостаковичу". Cенсацией стала весть о том, что Спивакову удалось договориться об участии с самой Джесси Норман - она предстанет с ответственной и вовсе не шуточной программой.
Григорий Заславский, О культуре - культурно /07.08/
Чтобы вступительное слово не превратилось в чистый образец старческого брюзжания, остановимся пока на этом: о культуре следует писать культурно с тем, чтобы способствовать установлению нормального диалога.
Илья Смирнов, Правильный выбор Пола Донована /03.08/
Искусство не укладывается в познавательные модели. Тысячу раз закон подтверждается - а в тысячу первый ты увидишь нечто непредсказуемое. Это и произошло со мной, когда я переключал каналы и наткнулся на что-то импортно-фантастическое. Прошло 5 минут, и выяснилось, что "Lexx" нагло выламывается из привычных кино-теле-стандартов. В фильме присутствовал смысл.
Борис Бергер, Профессия - демиург /30.07/
В интервью РЖ: "Мне повезло учиться у таких людей, как Евгений Лысик, Роман Виктюк, Григорий Комский, Александр Аксинин. В те годы мы называли их "демиургами".
Кирилл Якимец, Флакончик /23.07/
Публика часто забывает, что художник решает свои, а вовсе не ее проблемы.


предыдущая в начало следующая
Михаил Жирмунский
Михаил
ЖИРМУНСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: