Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Академики проголосовали за раскол НТВ
Дата публикации:  24 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вручение седьмой национальной телевизионной премии ТЭФИ состоится 26 октября в киноконцертном зале "Россия". Телеверсию этого торжественного действа зрители смогут увидеть по каналу НТВ в традиционно "хоккейном" варианте. Высокой чести транслировать профессиональный праздник телевизионщиков НТВ удостоили не за какие-то особые заслуги, но честно выбрали в результате жеребьевки, предпринятой главным телеакадемиком Владимиром Познером на недавней пресс-конференции. Тогда сидящая в первом ряду журналистка вытащила из его рук одну из трех разноцветных спичек, символизирующих три федеральных канала.

Надо сказать, что при всей уже сложившейся и отработанной за шесть лет системе выдвижения соискателей единственная в нашей стране профессиональная телепремия в последние годы впала в глубокий кризис, и академикам ничего не оставалось, как только принимать в свой адрес иронические выпады прессы и дипломатически помалкивать по поводу того или иного, мягко говоря, несправедливого решения. Нынешняя ТЭФИ может стать более объективной, чем все прежние вместе взятые. Это связано с увеличением количества членов академии, о чем с самого начала мечтал президент Владимир Познер, измученный набиравшими силу корпоративными интересами вошедших во вкус коллег. Помнится, в одном из интервью видный телевизионщик заявил, что избавиться от этой напасти можно лишь в том случае, если число членов академии достигнет 400. До такого количества дело пока не дошло, однако в этом году академические ряды заметно расширились, так что впервые за все время существования ТЭФИ в "тройки" финалистов выдвигали не 30, а более 100 человек, голосовавших по секциям, соответствующим профилю номинации. При этом одному и тому же академику никто не мешал отдать свой голос в нескольких, чем не замедлил воспользоваться, например, изрядный "путешественник" Юрий Сенкевич, успевший поучаствовать в голосовании во всех секциях. Самой представительной оказалась информационная, куда вошли первые лица отечественного телевидения - от гендиректора ОРТ Константина Эрнста до президента Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуарда Сагалаева.

Однако даже и сотне академиков при окончательном варианте шорт-листа номинантов избежать невнятностей опять не удалось. Скажем, "Кто хочет стать миллионером?" (ОРТ) проходит по разряду "Телевизионная игра", а Максим Галкин отчего-то попал в ведущие развлекательной программы. Вряд ли Владимира Молчанова, автора и ведущего передачи "И дольше века..." (РТР), стоило "трактовать" лишь как интервьюера, выдвинутого в соответствующей номинации, - он все-таки заслуживает гораздо большего. Решительно невозможно взять в толк, почему уже боровшийся за приз в прошлом году документальный фильм Елены Смелой "Дуня" (тогда каналом-вещателем был РТР, теперь - ТВЦ) снова оказался в числе кандидатов на ТЭФИ, хотя премия вручается за работы, вышедшие в эфир в 2001-м. Мало того, фамилию автора "Дуни" можно увидеть в "тройке" финалистов в номинации "Режиссер". Видимо, личные пристрастия и симпатии некоторых академиков сыграли здесь не последнюю роль. К слову, похожие случаи, когда передача или персона из года в год настойчиво выдвигается в кандидаты на награду, в истории ТЭФИ уже были. Но тогда речь шла о телепрограммах, постоянно выходящих в эфир, а не об отдельном фильме или разовом показе. Ну а уж о том, что в список включены откровенно беспомощные вещи, говорить не приходится. Чем, например, привлекли академиков сериал ОРТ "Остановка по требованию" Джаника Файзиева или "Старые песни о главном. Постскриптум"? Точно - не качеством. Вряд ли, конечно, "Остановке" светит бронзовая статуэтка, скорее всего "Орфея" удостоится ее конкурент - "Граница. Таежный роман" Александра Митты.

Внушительный список финалистов 2001 года возглавляет компания ОРТ, соискатели которой представлены 28 раз в 26 номинациях. В некоторых "тройках" от него выдвинуто по два кандидата, а в пяти: "Программа для детей", "Просветительская передача", "Игровой сериал", "Музыка на телевидении", "Сценарист" - у ОРТ и вовсе нет конкурентов. Второе место по количеству финалистов в списке занимает ВГТРК, третье - ТВЦ. Некогда лидировавшему НТВ досталось лишь четвертое. В аутсайдерах, по обыкновению, остались дециметровые каналы и региональные производители. Судя по достаточно выразительному раскладу, ответ на вопрос, какой из каналов имеет больше всего шансов стать лидером по числу наград, лежит в сфере очевидного.

И все же в некоторых номинациях ОРТ придется соревноваться всерьез. Скажем, в базовой и самой престижной - "Информационная программа - общенациональные новости", где вместе с "Временем" представлены "Вести" РТР и "Сегодня" НТВ. Надо заметить, что в 2000 году из-за пробушевавших в эфире "информационных войн" у академиков хватило ума принять достойное решение и ТЭФИ вообще не присуждать. Похожих катаклизмов в этом году, к счастью, удалось избежать, и центральные каналы взялись улучшать свои новости. Заметно изменившиеся за это время новостные программы называются теперь информационными каналами, включающими в себя вместе с обычным событийным блоком и комментарий. (Поэтому ни "Однако" ОРТ, ни "Подробности" РТР в кандидаты на премию не попали, хотя и тот, и другой формат вполне смог бы составить конкуренцию передачам подобного жанра.) Пожалуй, не много шансов есть у ОРТ, чтобы выйти в победители в номинациях "Журналистское расследование", "Игровой фильм" и "Юмористическая программа". В первой "Дикая охота" Павла Шеремета соревнуется с авторской работой Елены Масюк "Этапом на запад" (РТР). Нельзя сказать, что для ОРТ это заведомый проигрыш, однако соперник у Шеремета достаточно сильный. Не очень убедительной в борьбе за первенство выглядит также картина "Особенности национальной охоты" с надоевшими приключениями поскучневшего егеря Кузьмича, которая собирается обойти любопытную ленту РТР "1 мая". В юмористической номинации сущим динозавром смотрится допотопная, как ветряная мельница, старомодная "Смехопанорама Евгения Петросяна", намерившаяся оставить позади веселую программу "Тушите свет", сделанную по последнему слову телевизионных технологий и хотя бы поэтому заслуживающую внимания. Во всех этих номинациях конкуренцию программам центральных каналов составит продукция регионалов: "Будни" Красноярского ТВ, "Империя под ударом" (СПб, канал-вещатель - ОРТ) и "Писаки" хантымансийской ТРК "Юрга".

Впечатляет список каналов-вещателей, на которых побывали персонажи передачи "Тушите свет" Хрюн и Степан, - это и НТВ, и ТНТ, и ТВ-6. Интересно, представитель какого из них примет в свои руки бронзовую статуэтку, если программа станет победителем? Ведь о миротворческих отношениях между нынешними НТВ и ТВ-6 не может быть и речи. К тому же, у нового НТВ с номинантами довольно туго. То, что программа "Сегодня" попала в финалисты, скорее заслуга бывшей команды, а не нынешней, стремительно теряющей рейтинги. У проектов же, выдвинутых на ТЭФИ ТВ-6, каналом-вещателем чаще значится НТВ - например, "Глас народа" и "Забытый полк", Михаил Осокин и Юлия Бордовских ("Сегодня", соответственно, "Ведущий информационной программы" и "Спортивный комментатор").

Изрядное недоумение вызывает решение академиков выдвинуть на ТЭФИ (но премию не вручать) соискателя под названием "События на и вокруг НТВ" в номинации "Телевизионное событие года". Не совсем понятно, что под этим подразумевается: то ли смена менеджмента на НТВ, то ли конфликт "двух хозяйствующих объектов". "Один канал сохранил название, но сильно изменился, другой тоже сильно изменился, и эти изменения были видны по всей стране. В совокупности это событие", - попытался разъяснить ситуацию Владимир Познер, еще больше ее запутывая. Как бы то ни было, от раскола НТВ нет никакого проку - по крайней мере, самому НТВ, во многом утратившему конкурентоспособность. Чем и воспользовались другие каналы - в первую очередь, ОРТ и РТР, которые весь год спокойно набирали очки, занимаясь иными проблемами. И вообще странно, как академикам могла прийти в голову мысль выдвинуть на премию, призванную отмечать профессиональные достижения телевидения, ситуацию, никакого отношения не имеющую к творчеству. Участники тех бурных событий теперь на каждом углу не стесняясь рассказывают о политической подоплеке истории с НТВ. Такое решение академиков разве что еще не раз заставит усомниться в справедливости и объективности экспертов...

Второй год подряд до торжественной церемонии академики предпочитают держать в секрете имя лауреата премии ТЭФИ, присужденной за выдающийся вклад в развитие российского телевидения. Обсуждались, к примеру, кандидатуры Владимира Ворошилова, самого Владимира Познера, сразу взявшего самоотвод, и даже бывшего президента страны Бориса Ельцина, при котором телевидение получило недостижимую в советские времена степень свободы и независимости, о которых тогда никто не мог и подумать. Но кто получит награду, станет известно только 26 октября. Тогда же со сцены ГКЦ "Россия" впервые объявят призера телепрессы, на днях утвержденного жюри, созданного по инициативе журналистов, пишущих о телевидении.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Аронсон, Писатель и доза эфира /22.10/
При всей провокативности литературных жестов Сорокина, телевидение точно определило его как культурную единицу: "советский писатель". "Советское" Сорокина сохраняется в самом его противодействии штампам советской литературы.
Григорий Заславский, О культуре - культурно /07.08/
Чтобы вступительное слово не превратилось в чистый образец старческого брюзжания, остановимся пока на этом: о культуре следует писать культурно с тем, чтобы способствовать установлению нормального диалога.
Илья Смирнов, Правильный выбор Пола Донована /03.08/
Искусство не укладывается в познавательные модели. Тысячу раз закон подтверждается - а в тысячу первый ты увидишь нечто непредсказуемое. Это и произошло со мной, когда я переключал каналы и наткнулся на что-то импортно-фантастическое. Прошло 5 минут, и выяснилось, что "Lexx" нагло выламывается из привычных кино-теле-стандартов. В фильме присутствовал смысл.
Борис Бергер, Профессия - демиург /30.07/
В интервью РЖ: "Мне повезло учиться у таких людей, как Евгений Лысик, Роман Виктюк, Григорий Комский, Александр Аксинин. В те годы мы называли их "демиургами".
Кирилл Якимец, Флакончик /23.07/
Публика часто забывает, что художник решает свои, а вовсе не ее проблемы.


предыдущая в начало следующая
Антонина Крюкова
Антонина
КРЮКОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки: