Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20011030_du.html

Новая агрессивность российского телевидения
Наши женщины нас не оставят в беде...

Оксана Дубовенко

Дата публикации:  30 Октября 2001

Лицо телевидения определяется содержанием. Это, кажется, понятно. В первую очередь - содержанием картинки. Но - по порядку.

Вспомните, когда ведущих можно было пересчитать по пальцам - Валентина Леонтьева, Юлия Белянчикова, Александр Масляков, Юрий Николаев, Сенкевич, Песков, остальные - "говорящие головы". Да, Татьяну Веденееву и Нелли Петкову помнят до сих пор, но это благодаря их природной прелести. Поменялся формат, и на ТВ окончательно и бесповоротно утвердилась непреходящая ценность роли личности в истории. На первый план выдвинулись персонажи, личности, чьи уста доносят до нас те или иные идеи, послания. Ценность, значимость персонажа в рамках, определенных диагональю домашнего телеприемника, определяется его способностью воздействовать на максимальную аудиторию, действуя широко и глубоко. При чем особенно ценится способность добиваться обратного результата.

Стоит отметить, что в разное время и в разные, так сказать, периоды истории женщины и мужчины на экране вызывают разную степень доверия. При этом раньше существовало четкое разделение, подобное немецким трем "К" - кирхен, киндер, кюхен,- женщинам на откуп были даны искусства, здоровье, кулинария. Интересно, что на воспитании в то время специализировались мужчины, - слишком серьезная область, требующая идеологического контроля, сейчас - по странному недоразумению! - временно заброшенная.

С течением времени переосмысляется, меняется положение женщины в обществе, и на ТВ в частности. Само ТВ становится более свободным, его роль в деле формирования общественного мнения становится определяющей, что, естественно, отражается и на "ТВ-мужчинах". Они становятся более мужественны, имеются в виду лучшие в этом плане образцы (Доренко), на первый план выходит индивидуальность, когда можно простить даже очевидные дефекты речи (как, например, Евгению Киселеву), непохожесть (Андрей Максимов), наличие собственного если не стиля, то манеры (Парфенов).

Женщины тоже с тех пор поменялись. Сперва на экранах культивировалась женственность "от гребенок до ног". Красотки с Московского канала, тогдашний нежный образ Татьяны Митковой, участливая материнская интонация Светланы Сорокиной, и, конечно, секс-символ тех новостей - Арина Шарапова, блондинка, красавица с кокетливым контральто и обманчивыми интонациями маленькой девочки.

Сегодня женщины стали заметнее на фоне мужчин. Вчерашние герои временно отошли в тень, прячутся кто за бородой, кто за стеклами очков, кто просто дома. Из появившихся на экране в последние год-полтора лидер еще не определился. Чувствуется, что это вот-вот произойдет, но, видимо, нет пока, не назрела еще историческая необходимость. А женщины - они на пике, на гребне. Сегодня женщины на телевидении вызывающе красивы, очень хорошо одеты, они компетентны и √ что вроде бы слабому полу несвойственно - агрессивны в манере подачи. Никакой эмоциональной отсебятины, лапидарность, жесткий синтаксис речи - работают профессионалы. Таким женщинам хочется подчиниться. Почти на каждом канале есть образцы нового стиля, но концентрируется это, с позволения сказать, веяние времени на ОРТ (Первый канал!): Екатерина Андреева, Ольга Кокорекина, Жанна Агалакова (супер-Жанна). Александра Буратаева, которая имела все основания быть телелидером, взяла такой разбег, что приземлилась уже в Думе.

Эта новая агрессивность, как одно из форматирующих свойств, не кажется чужеродной. Она как бы переводит в телевизионную картинку такие не формулируемые вроде бы (в том числе и в изображении) процессы мобилизации, объединения сил, воли, чувств. Время непростое, сложное, и в этой сложной ситуации этим женщинам удается передать сей месседж аудитории. Это качество, эта способность оказывается поливалентной. С одной стороны, она приближает российских ведущих к западному поведенческому стереотипу, их техничности и "равноудаленности" как от события, так и от переживающей его аудитории. А с другой стороны, что же это, если не одна из граней отечественной самобытности, отражение того состояния, которое наступает после выжидания последней отсрочки, когда не остается других вариантов и позади - Москва?!

Кстати, смещение акцентов с западного на наше - одна из примет сегодняшнего телевидения. И постепенная реактивация чувства национальной гордости (неизвестно, правда, на какой почве, видимо, все-таки за счет ПР-технологий) - несомненная заслуга нашего нового телевидения. Которое ныне стоит на страже интересов государства и по каждому пункту соответствует требованиям политического момента.

Сегодняшняя, порой глубоко законспирированная, переходность, когда серьезные изменения политического курса осуществляются не явно, а в неком оперативном (в правильном смысле этого слова) режиме, способствует тому, чтобы женщины на ТВ являли собой видимые спокойствие, четкость действий, поступательность движения и его, с позволения сказать, поэтапность. А телемужчины, видимо, ждут в засаде. Сегодня Доренко не нужен, пусть на ТВЦ рассказывает об ужасах семейной жизни. Другие мягкие и уютные, с "человечинкой", собрались на программе "Добрый день", занялись выращиванием цветов и воспитанием детей, в крайнем случае - распугиванием тинейджеров в новом проекте ТВ-6 "За стеклом".

Русским всегда хотелось чем-нибудь гордиться. И всегда находилось чем. Как противовес разбросанности желаний-чаяний, некой несобранности, лени - требуется экилибр. Нечто замечательно непревосходимое, как, например, несметные природные богатства, которые почти невозможно достать, просторы, сравнимые только с пустынными, наши замечательные телеведущие, которых не встретишь в обычной жизни. Комсомолки, спортсменки, красавицы.