Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20011030_sh.html

Телевидение в России заключено в четырех кабинетах
Вадим Шамсулин

Дата публикации:  30 Октября 2001

Церемония ТЭФИ-2001 вызвала на удивление мало ожесточенных дискуссий. Даже в Интернете никаких смертоносных словесных баталий в этот раз не случилось, тогда как в прошлом году доходило чуть ли не до виртуального рукоприкладства. Список лауреатов, получивших статуэтку Орфея в минувшую пятницу, оказался таким, что не вызвал больших споров. На мой взгляд, премии в этот раз получили в основном те, кто и должен был получить.

Штука в том, что у телевизионщиков выбили из рук важнейший козырь. Благодаря политической ангажированности каналов раньше даже самая ничтожная с профессиональной точки зрения идея могла иметь большой резонанс. Телевидение перестало быть системой координат, определяющей расклад политических сил в России. И теперь "Глас народа" уже не будет иметь успеха только в силу своей махровой оппозиционности. Так что телеакадемикам в этот раз ничего не оставалось, как оценивать собственно профессионализм и качество программ. Наконец-то ТЭФИ приблизилась к тому, для чего была создана, - стала профессиональной премией в области телевизионного искусства.

Одна из первых приятных неожиданностей ТЭФИ-2001 - вручение премии передаче ОРТ "Жди меня". Как телевизионный продукт, как журналистская работа, она не имеет себе равных на отечественном ТВ. До сих пор никто не отваживался делать ничего подобного по качеству и трудозатратам (можно, конечно, вспомнить старую, останкинскую передачу "От всей души", но тогда и возможности у телевидения были другими). Но, как и полагается программам с большим рейтингом, "Жди меня" удостоилась признания не с первого захода.

Вообще, только в нынешнем году понятия "качество передачи" и "рейтинг" для ТЭФИ стали более-менее пропорциональными. Раньше телеакадемики были склонны считать их скорее антонимичными понятиями, хотя кому, как не им, знать, что телевидение по своей природе существует для массового зрителя. Собственно, в том и состоит "телевизионное искусство" - сделать продукцию с большим рейтингом, не выходящую при этом за рамки хорошего вкуса. За это и дают премии...

Судя по последней церемонии, данным искусством в совершенстве овладел Константин Эрнст. ТЭФИ-2001 стал бенефисом генерального директора Первого канала. Безусловно, для многих это неприятный сюрприз, да и вообще, по-человечески противно наблюдать, как один и тот же персонаж буквально не сходит со сцены и уносит статуэтку за стутаэткой. Положа руку на сердце, почти ни в одной номинации Первый канал не встретил серьезной конкуренции. Политику руководства канала в последние годы можно сформулировать так: телевидение для всех. Это предполагает приверженность "золотой середине", отсутствие явных раздражителей (а к таковым, к несчастью, относятся передачи, рассчитанные только на интеллектуалов) и модный антураж. Но ведь это не исключает и творческих взлетов!

Сериал "Граница. Таежный роман" Александра Митты получил три ТЭФИ. Митта на российском телевидении - продолжатель дела Татьяны Лиозновой. Во всяком случае, он явно тянет на многие из тех эпитетов, которые в тот вечер Парфенов произнес в адрес Лиозновой. Митта тоже создал многосерийное кино, где каждая серия - самостоятельное произведение искусства. Во время трансляции "Границы" нация прилипала к экрану. А многие из исполнителей главных ролей теперь, по всей видимости, навсегда останутся для российского зрителя такими, какими предстали у Митты. Алексей Гуськов, Марат Башаров и Рената Литвинова, вероятно, будут в дальнейшем страдать от зрительских стерепотипов.

В общем, для создателей "Границы" не жалко ни одной статуэтки. Хотя другое кинематографическое достижение ОРТ, получившее ТЭФИ, - фильм Александра Рогожкина "Особенности национальной охоты в зимний период" - можно поставить под большой вопрос.

Но есть еще несколько номинаций, в которых лидерство ОРТ вряд ли можно оспорить. В первую очередь это "Лучшая публицистическая программа", где победили "Времена" Владимира Познера. При всем уважении к блестящей программе Евгения Кириченко "Забытый полк", номинировавшейся на ТЭФИ, продукция ОРТ значимее для российского телевидения. Без нее - сейчас, во всяком случае, - невозможно представить воскресный вечер.

Не вызывает вопросов и лидерство программы "Что? Где? Когда?". Она достойна ТЭФИ не только в связи с трагическими событиями, произошедшими прошлой весной. Две персональные премии - Владимиру Ворошилову и оператору Александру Фуксу - хочется надеяться, были вручены не только в связи с их уходом из жизни. Они оба были выдающимися фигурами российского телевидения. После вручения премий осадок у телезрителя мог остаться только в связи с выступлением на церемонии вдовы автора "Что? Где? Когда?" - Наталии Стеценко. Дело не в продолжительности выступления. Стеценко произнесла слова, которые, мягко говоря, не совсем годятся для многомиллионной аудитории. И можно было бы счесть это проявлением простоты душевной, если б телевизионщики давали основание считать себя простачками...

ОРТ получило, пожалуй, все полагающиеся ему призы, кроме одного - за оформление канала. Присуждение статуэтки Орфея в этой номинации ханты-мансийской телекомпании "Югра" - одна из главных сенсаций ТЭФИ-2001. Судя по отрывкам, показанным на церемонии, ханты-мансийцы в состоянии заплатить за телевизионный дизайн как минимум не меньше, чем центральные телеканалы. "Одежда" канала "Югра" стоит, пожалуй, дороже, чем у некоторых московских коллег. Нынешний внешний вид РТР, НТВ и ТВ 6 сильно уступает ханты-мансийскому аналогу. Если финансовые потоки на телевидении и в дальнейшем будут распределяться подобным образом, на "Югру" (а также на какой-нибудь ямало-ненецкий канал) перекочуют не только выдающиеся московские теледизайнеры, но и лучшие московские ведущие.

То, насколько сильно изменилось за год российское телевидение, можно проследить уже по тому, сколько премий в получил НТВ. Канал, который на ТЭФИ-2000 не хуже ОРТ собрал почти все призы, в прошлую пятницу удостоился всего одной статуэтки - за "Путешествие натуралиста" с Павлом Любимцевым. Да и ту могли не дать - конкуренты у передачи были сильные. Такое положение вещей можно объяснить обнулением счета, произведенным минувшей весной. Но в следующем году НТВ не сможет рассчитывать ни на какие скидки.

А еще об изменениях можно судить по тому, что информационная служба РТР получила три статуэтки (отмечены "Вести", "Вести-Москва" и журналистское расследование Елены Масюк "Этапом на Запад"). При Олеге Попцове и Михаиле Швыдком такое было немыслимо.

Впрочем, кроме информационного вещания, РТР пока ни в чем не может конкурировать с основными каналами. Прочие программы РТР даже не номинировались на ТЭФИ. А премия ведущим "Городка" досталась скорее по инерции и "из вредности": не хотелось награждать новичка Максима Галкина, ведущего "Кто хочет стать миллионером?", тем более что в прошлом году Дмитрий Дибров уже был отмечен за аналогичное сомнительное достижение.

Церемония вручения ТЭФИ раз от раза становится все длиннее. В этот раз устроители практически отказались от концертных номеров, и все равно выдержать четырехчасовую церемонию было почти невозможно - лауреаты премии сделали для этого все. Без их благодарности, пожалуй, не остался ни один человек в России, кроме, разве что, телевизионных критиков. Однако самый большой приступ любви у лауреатов вызывали телевизионные продюсеры и генеральные директоры. Наверное, в каждом отдельном случае роль продюсеров в создании программ велика. И все, кто говорил свои благодарственные слова по адресу Эрнста, Добродеева, Прошутинской и Лесневской, вероятно, были искренни. Но в целом после церемонии создалось ощущение, что все телевидение в России заключено в четырех кабинетах, которые занимают эти гендиректоры. Когда художник ставит создание произведения в заслугу своему начальнику, благодаря которому и т.д., в этом есть что-то от эпохи Моцарта, когда композиторы посвящали свои сочинения (и даже приписывали авторство) какому-нибудь "архиепископу" Зальцбургскому.

Экспромт Валдиса Пельша с Константином Эрнстом и Александром Любимовым ("Не обращайте внимания, я пресмыкаюсь!") оказался уместен. Вообще, среди всех трех пар, ведущих церемонию, дуэт Марии Киселевой (открытие года на ОРТ!) и дурашливого Валдиса Пельша был, пожалуй, самым захватывающим. Хотя Айгуль Мирзаянова (казанская телекомпания "Эфир"), составившая пару Кириллу Набутову, также была очень хороша.

А вот со Светланой Сорокиной случился казус. Она на церемонии ТЭФИ была гостьей из прошлого. Когда Светлана перепутала "Вести" и "Сегодня", это можно было счесть за оговорку, но ведь и до этого она дважды попыталась свести застарелые счеты с НТВ и прочими затаившимися врагами! Время изменилось, и грустно, если она этого не слышит. Между каналами уже почти не осталось никакой политической конкуренции. А состязаться по профессиональным критериям гораздо сложнее.