Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20011101_shup.html

В литературу идут шеренгой
Закончился Форум молодых писателей России

Александр Щуплов

Дата публикации:  1 Ноября 2001

Известен веселый диалог в записной книжке Ильи Ильфа: "Что у вас там на полке? - Утюг. - Дайте два". С нашими писателями такой номер не проходит. Особенно с молодыми. На полках они не лежат (в смысле, конечно, книг!), да и порой создается впечатление, что их нет вообще. Раньше регулярно проводились совещания молодых писателей, всесоюзные фестивали поэзии, на которых многонациональная поросль советской литературы знакомилась друг с другом, завязывала контакты - порой на всю творческую жизнь, писатели из союзных и автономных республик обретали своих переводчиков, которые делали из них классиков национальных литератур. Лет пятнадцать назад подобные мероприятия почили в бозе. Союз писателей развалился на несколько противоборствующих союзов, руководители которых перессорились и стали стали проводить "свои" молодежные совещание - от Москвы до самых до окраин. Работа с литературным молодняком превратилась в узкопрофильный "междусобойчик". В каждом СП - и "патриотическом" на Комсомольском проспекта, и "демократическом", и непонятно каком "независимом" - появились свои классики, свои гении, свои "молодые". Конечно, литературная молодежь, привыкшая, как ласковый теленок - всех маток сосать, приспособилась и к этой ситуации - и дефилировала по совещаниям на утлой лодчонке самоутверждения - от одного - "патриотического" к "демократическому" берегу. Каждый союз и толстые журналы для проведения подобных акций с попеременным успехом искали своих спонсоров. Вперед вырвались демократические "толстые" журналы "Знамя" и "Новый мир", нашедшие своего Сороса. Более жалкое существование влачил "Наш современник", остававшийся на плаву за счет трех-четырех знаменитостей, сотрудничавших в журналом, и непримиримой патриотической публицистики.

* Лед не мог не тронуться. Объединительная тенденция возникала то тут, то там (правда, в основном на демократической стороне). Помнится, Е.Евтушенко в одном интервью, данном автору этих заметок, протягивал руку примирения С.Куняеву. Не получилось. Непредсказуемая ситуация возникла после объединения российских союзов писателей в какую-то фантомную и расплывчатую конфедерацию...

Прошедший Форум молодых писателей России, организованный Конгрессом российской интеллигенции, литературными "толстыми" журналами, при участии Минкультуры и при поддержке Администрации Президента РФ и Правительства России, по сути дела призван был реанимировать забываемую форму работы с молодой литературной порослью. 150 пишущих ребят созвали со всей России и поместили в красивейший и шикарнейший пансионат "Липки" в осенних дебрях Подмосковья. Руководство семинарами взяли на себя известные писатели и поэты. Перед будущими властителями душ и дум российских читателей выступали не только писатели: Б.Васильев, Р.Казакова, В.Токарева, но и высшее чиновничество: М.Швыдкой, А.Починок, А.Илларионов, В.Григорьев... Можно было бы свести разговор к духу отчетной реляции о проделанном мероприятии, если бы не одно "но": никогда еще автору этих заметок, наблюдающему за подобными совещаниями молодых на протяжении вот уже трех десятилетий (и участнику VI Всесоюзого совещания молодых писателей в 1976 году), не приходилось видеть столь демократическую атмосферу общения власть имущих и молодых питомцев музы. Образцом диалога власти и творческой интеллигенции стала встреча вице-премьера Валентины Матвиенко, которая несколько часов отвечала на вопросы молодых литераторов России. Выступление вице-премьера подкупало искренностью и демократичностью, откровенным разговором о положении в стране и о том, что касается писателей, издательств и журналов. Естественно, разговор зашел об отмене льгот издательствам и журналам. Это, по мнению В.Матвиенко, может привести к тому, что вместо рыночной экономики журналы будут опять жить по принципу "правительственного прикармливания". Вице-премьер посоветовала писателям самим бороться за свои права, поскольку сейчас вопрос о дотациях отдан на рассмотрение в Госдуму. Увы, ни одна партия в нашем парламенте не выработала четкой линии в культурной политике. В.Матвиенко обещала помочь в определенных вопросах, в частности, с замечательным журналом "Волга", который был центром культурной ауры Поволжья и ныне, кажется, уже отдал концы, а его редактор занимается ловлей рыбки в Волге.

В общем-то, наша интеллигенция давно привыкла к тому, что ее используют на баррикадах и митингах, топчут, относятся к ней с усмешкой, задают вопросы и ждут умных ответов, а потом отодвигают и забывают. Валентина Матвиенко признала, что в социальном плане наша интеллигенция - самая необеспеченная категория населения. Главное, она сообщила о решении правительства поддержать полезное начинание и сделать Форумы молодых писателей России традицией...

*

"Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами..." Актуальны ли эти слова Льва Озерова?

Сергей Чупринин, главный редактор журнала "Знамя": "Писатель - существо разное, по определению. Нет такого видового понятия "писатель". Они делятся на две категории: одним не надо помогать, они сами напишут или сами не напишут. А другим - надо. И вот тем, кому надо (их не так много на нашем совещании!) надо сообщить, что он - писатель. Это важное свидетельство. Сегодня на нашем совещании мальчики и девочки получают важное свидетельство того, что они тоже, может быть, писатели".

Евгений Попов, писатель: "Талантам надо помогать не ординарным способом, не выдаванием денег, а научить их тому, что одному жить невозможно, а надо себе искать компанию..."

*

К сожалению, назвать Форум "объединительным" на все сто нельзя. В последний момент отказался участвовать "патриотический журнал "Наш современник", не приехал руководить поэтическим семинаром Юрий Кузнецов. Но это не сделало общей погоды. Результаты совещания позволяют делать выводы и обобщения.

Что показал слет молодых литераторов? К сожалению, нового литературного поколения сейчас нет (время не пришло?), но есть отдельные светила. Таково, видимо, веление времени. Налицо непреложный факт - поэтическая энергетика в наши дни в большей степени возникает в провинции, а не в Москве. Калининград, Ростов, Краснодар, Новосибирск представили самостоятельные голоса, полные свежести, иногда даже варварской первозданности и первобытности. Последнего, увы, нет у московской молодежи, которая в культурном отношении немножко объелась и притомилась. Так что российская поэзия, как заметил руководитель семинара К.Ковальджи, продолжает традиционно прирастать провинцией. Между прочим, Христос тоже был провинциалом - жил на окраине империи... Еще одно знаковое явление - новое литературное поколение России отличается более пристальным обращением к человеческой личности, нежели к истории, обществу, социуму. Некрасовская линия почти не ощущается, главной темой становится - "Я и мир". Но главное - по всем приметам молодая русская поэзия обязательно на новом витке своего развития будет искать контакты с читателем, чем всегда отличалась от поэзии европейской, нынче ставшей исключительно герметичной. Впрочем: пока можно констатировать утрату читателя поэзии - и в Москве, и в провинции, хотя это - не столько вина самой поэзии, сколько современного уклада и изменения роли самого мобильного жанра в нашем обществе.

* А что происходит в молодой прозе? Здесь идет переосмысление итогов постмодернизма, возвращение к реализму. Как заметил руководитель семинара писатель Леонид Юзефович, молодые перестают добиваться литуспеха, "занимаясь сексом на бумаге и при этом матерясь". Если такое и прорывается - то как часть текста, а не как заданный прием. Бедой молодых прозаиков остается робость мысли, деструктивная размытость сюжета, упование на язык, который может вывезти, а может и не вывезти. Открытием совещания стал Денис Гуцко из Ростова на Дону (кстати, едва начался мастер-класс, он получил известие из журнала "Знамя", что его текст взят для публикации). В своей повести молодой писатель описывает то, что пережил его отец во время грузино-абхазской войны - так, словно пережил это сам, как бы снимая с отца груз страшных переживаний безумной войны. Он делает это очень точным языком, избегая пафосного штиля... Интересными оказались литературные опыты астраханского писателя Александра Гриценко. Писатель, которому всего 21 год, имеет за спиной опыт работы на рыболовном траулере, где за ловлей тюльки успешно проходили его "университеты".

И главное, как замечали руководители мастер-классов, у молодых литераторов России явственно видно стремление к общению и к общности - в отличие от старшего поколения, которое расплевалось до такой степени, что даже разучилось защищать свои корпоративные интересы. И в этом - тоже урок писательского Форума.