Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культура на тропе мира
Кавказ как объект и субъект искусства

Дата публикации:  9 Ноября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В Москве прошел необычный "круглый стол". Его организатором был культурный фонд "Мир Кавказа", а к участию приглашены известные в России и за рубежом деятели культуры, политики - Расул Гамзатов, Фазиль Искандер, Нина Ананиашвили, Андрей Битов, Ахсарбек Галазов, Михаил Шемякин, Вячеслав Михайлов, Михаил Залиханов и другие. По результатам работы "круглого стола" было принято обращение к деятелям культуры, представителям бизнеса, главам государств, руководителям республик, краев и областей. В обращении подчеркивается, что "ключом к решению современных острых кавказских проблем является осознание исторической реальности: Кавказ многолик, но един... Если во весь голос заговорят музы, пушки на Кавказе замолчат". Акция, которая была обозначена как "роль культуры в установлении мира на Кавказе", была поддержана Мэрией Москвы, а первый заместитель Мэра Людмила Швецова выступила со своим видением проблемы.

Недавно один мудрый деятель нашей отечественной культуры (замечу, представитель Кавказа) спросил меня: "Как по-вашему, почему у нас в стране не получилась переброска северных рек?" Не дождавшись моего ответа, он добавил: "Потому что это противоречило природе, как Вы полагаете?"

Я, разумеется, согласилась, что это противоречило природе. Но тоже не преминула добавить: "Если бы писатели, деятели культуры не подняли тогда против переброски рек общественное мнение, реки, возможно, и потекли бы вспять..."

Известно, что кризис, возникший и на Северном Кавказе, и в Закавказье в связи с распадом Советского Союза, пытались и пытаются решить прежде всего военными, силовыми методами, а затем уже в русле укрепления политического и экономического сотрудничества. Но сегодня снова хотелось бы сказать о другом - о нашей активности в той сфере, которая позволяет подойти к решению конфликтов и устранению напряженности на Кавказе совсем с других позиций.

Речь идет о культурном взаимодействии, о наших огромных возможностях привлечь интеллигенцию, лучших представителей интеллектуального труда, людей разных поколений, к осуществлению благородной и столь необходимой культурной миссии - созданию на Кавказе такой атмосферы, которая максимально способствовала бы утверждению мирных и добрососедских отношений между народами.

Предвижу заранее реакцию современных прожженных прагматики (да и политиков, кстати, тоже): мол, какая культура, о какой роли культуры, а главное - о роли какой культуры в достижении мира можно говорить? Мир перевернулся - и он, мол, к сожалению, жесток.

Если это правда, если мир на самом деле окончательно жесток, то он конечно перевернулся. Однако где-где, но в нашем Отечестве невозможно себе представить, чтобы сузился круг лиц, кто искренне считает, что мир не окончательно жесток, а значит - ему можно и нужно помочь.

Скажу очень банальную и печально воспринимаемую по сегодняшнему времени мысль - изменить мир к лучшему невозможно без культуры. Что она банальная - это понятно. А что печальная - так ведь мы во многом отошли от своей традиционной культуры. Последние 10 лет в нашей общественной жизни - это годы бездумного бегства из тенистого и плодоносного сада, который предоставляла нам культура.

Функцию культурного взаимодействия мы понимаем нередко узко и ограничено. Увы, но это так. Цитируя устаревшие учебники, мы догматически повторяем тезисы о культуре как надстройке, всецело определяемой экономическим базисом и политическими устремлениями различных социальных классов и групп. Вместо того чтобы формулировать положительные установки во взглядах, идеях, чувствах людей, добиваться высокой культуры межнационального общения, мы рассматриваем существующие конфликты как почти непреодолимое зло, вытекающее из неупорядоченности общества в целом.

А почему бы, не поставить вопрос иначе? Духовная - культурная - сфера и сама в немалой степени определяет общественное сознание и реальную жизнедеятельность общества, модель национальных и конфессиональных отношений. Давайте хотя бы про себя усомнимся - а вдруг и вправду не материя, а сознание первично? Наши обществоведы постепенно приходят, на мой взгляд, к очень важному выводу: культура - это вовсе не производное от экономических отношений, а как раз наоборот, культура выстраивает адекватные себе экономические и политические отношения.

Что я имею в виду? Коль скоро речь идет о Кавказе - необходимо перестать рассматривать этот регион как пороховой погреб, регион неискоренимых кровавых конфликтов. Нужно понять, что мы сами - люди, движения, организации - формируем социально-психологическую модель взаимных отношений.

Сами того не подозревая, сегодня мы стали носителями и проводниками идей Шпенглера, считавшему, что культурные миры имеют замкнутую и завершенную форму. Привлекательные на первый взгляд (и может, приятные для национального уха, для национального самосознания), на поверку они оказываются приглашением к утомительному бегу по привычному и надоевшему кругу. Но прав, тысячу раз был прав Михаил Михайлович Бахтин, когда говорил, что "единство определенной культуры - это открытое единство". Хочется и дальше цитировать слова этого выдающегося литературоведа и философа. Звучавшие привычно 20-30 лет назад, в сегодняшних наших условиях они стали поистине пророческими. "Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины. Без своих вопросов нельзя творчески понять ничего другого и чужого. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются".

Чего греха таить, многие политики, а также некоторые средства массовой информации немало сделали для того, чтобы нас взаимно обеднить, чтобы создать искаженный образ Кавказа, где якобы люди чуть что - сразу хватаются за автомат или гранатомет. Появление стереотипа "лицо кавказской национальности" в сознании людей - прямой результат одностороннего, тенденциозного, непрофессионального освещения действительно сложных и противоречивых процессов в этом регионе.

Но если мы хотим изменить положение вещей, то наряду с разумным политическим урегулированием надо научиться подходить к Кавказу не как к изначально взрывоопасному конфликтному региону, а как к своеобразному историческому, социально-культурному и этно-национальному феномену, ставшему таковым в силу сложившейся ситуации на постсоветском пространстве.

Кавказ - это вовсе не конгломерат, не нагромождение противостоящих друг другу народов и конфессий, а все-таки определенное историко-культурное сообщество, своеобразная социально-этническая среда, которая развивается по своей внутренней логике. И любое некомпетентное вмешательство в судьбы населяющих его народов дезорганизует глубинные основы сложившегося духовного мира, жизнедеятельность людей.

Кавказ хочет остаться самим собой, сохранить свою самобытность, а отношения с другими народами строить на равноправной основе, сохраняя свободу, не поступаясь честью, национальным достоинством. Таково желание людей, населяющих Кавказ, - и с этим надо считаться.

Хорошо сказал о Кавказе грузинский философ Мераб Мамардашвили: "Это Вселенная, живущая на давно выработанных внутренних основаниях". Да, это целый мир, который таит в себе и огромную, как сказал бы российский этнолог Лев Гумилев, пассионарную энергию, и готовность бороться за свои ценности. Организовать постоянный и все расширяющийся культурный диалог с представителями этого мира - значит навести с ним прочные мосты взаимопонимания и сотрудничества. Подготовлены ли мы, россияне, в том числе и москвичи, к тому, чтобы взаимодействовать с народами Кавказа, преследуя сугубо гуманные цели?

У нас есть уникальный долгий опыт взаимоотношений с народами Кавказа в разные исторические эпохи. На протяжении веков Россия формировала свое видение и свои формы взаимоотношений с Кавказом. Важнейший урок истории состоит в том, что силовое давление и вмешательство лишь отдаляет народы. А вот сближение с народами Кавказа на мирной культурной почве - это проверенное средство завоевания умов и сердец лучших его представителей.

Знаменитый армянский поэт и прозаик Ованес Туманян писал: "Быть может, наибольшей "угрозой" для нас является русская культура, но это уже другой вопрос. Кто станет протестовать против этого? Наоборот, с любовью принимаем мы в наши дома Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева и т.д., коими и в самом деле покоряет русский дух, но против этого нам нечего возразить".

Извлекли ли мы, россияне, должные уроки из опыта истории? Да, конечно, мы помогали и будем оказывать материальную и иную помощь и содействие народам Кавказа. Но следует по-настоящему организовать и культурное взаимодействие, то есть щедро делиться с дружественными нам народами духовной пищей. Надо стремиться к тому, чтобы бессмертные произведения русской литературы, живописи, искусства стали для нынешнего поколения жителей Кавказа столь же дорогими, как и произведения Низами и Чавчавадзе, Гамзатова и Вургуна, Хачатуряна и Таривердиева.

В советское время - и об этом не следовало бы забывать - сформировалась многонациональная культура, ставшая достоянием широких масс. Давайте мысленно вернемся к тем временам, когда нас по праву считали самой читающей нацией в мире. Вспомним, что читали. Не один только "Цемент" и "Железный поток". И не одного только Достоевского или Толстого. Нас добрее, мудрее, великодушнее делали грузинские и абхазские, дагестанские и татарские, киргизские и башкирские, эстонские и литовские, белорусские и украинские, азербайджанские и армянские писатели. Это была очень высокая литература, позволявшая ближе узнать быт, историю, традиции и характер народа.

Мы не просто узнавали, мы в буквальном смысле слова проникались симпатиями к этим народам. Да, была государственная политика, проповедовавшая великую дружбу народов, и она формировала культуру межнационального общения, но, пожалуй, самую весомую лепту в дело единения, в дело мира между народами вносили национальные литературы, национальные культуры в целом.

Наши беды сегодня во многом происходят оттого, что мы механически прервали диалог культур. На мой взгляд, есть насущная необходимость - вернуться к этому диалогу в новых условиях. Да, за это десятилетие много воды утекло, мы многое потеряли в своей традиционной культуре, но разве Волга перестала быть Волгой, а Терек - Тереком? Диалог Волги с Тереком - это не устье в устье, не переброска одной реки к другой, а задушевный разговор, сердце к сердцу, песня к песне.

Москва на протяжении столетий была столицей многонационального и многоконфессионального государства, городом межкультурного взаимодействия - и именно в таком качестве она вошла в число мировых культурных центров. Взаимовлияние культур многих народов на протяжении веков создало неповторимую московскую культурную среду, атмосферу межнационального мира и доверия в самых разных аспектах - психологических, моральных, социальных, деловых и т.д. Сохранение и развитие этой замечательной московской культурной традиции - один из главных приоритетов деятельности Правительства Москвы в сфере национальных отношений.

Одной из основных предпосылок решения этой задачи является создание условий для сохранения и развития национальных культур, чтобы москвичи той или иной национальности не забывали своих предков, их традиции и язык. Важное значение в этой связи имеет развитие системы этнокультурного образования в столице. Мы также высоко оцениваем роль национальных объединений в общественной и культурной жизни Москвы и считаем их эффективными партнерами в реализации национальной политики, прежде всего - в области культуры и образования.

Нам, москвичам, жителям многонационального мегаполиса, надо подумать и о новых формах и подходах к осуществлению национальной политики. Мы не ошибемся, если привлечем серьезных ученых, имеющих солидный опыт в разработке проблем патриотически-интернационального просвещения и воспитания, к созданию эффективных программ и пособий в этой области. А в школах и вузовских программах уделим достаточное внимание этим важным предметам.

В связи с современной антитеррористической деятельностью предпринимаются попытки представить ее как борьбу с исламом. Нельзя недооценивать возможный вред и опасность подобных домыслов. И здесь мы должны опираться на сотрудничество представителей всех конфессий, их плодотворный диалог, пример которых дает и московская практика. Зримым образом этого является возведение на Поклонной горе трех храмов - православного, мусульманского и иудейского. Стереотип агрессивного или преступного представителя иной национальности должен уйти в прошлое. Преступник не имеет национальности. А народ, где бы он ни жил, является носителем лучших свойств и традиций.

Сегодня, проповедуя культуру мира, идя по пути культуры мира, мы, прежде всего, должны утвердить для себя и между собой мир культуры. Когда эти миры вступят друг с другом в диалог, то мы вправе говорить не просто о диалоге культур, а о мирном диалоге. Диалог миров - это уже мирный диалог, форма общения цивилизованных народов. То, к чему стремились всегда лучшие и светлые умы человечества.

...Мир, по тому же самому Бахтину, полифоничен. Поэтому хочется надеяться, что нынешняя кавказская какофония - это не что иное, как попытка не потерять свой голос. Мне кажется, сегодня на Кавказе позарез нужна тишина, чтобы все кричащие стороны на секунду осеклись, поняли всю немощность и трагичность своего крика и вступили в мирный диалог.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анатолий Королев, Под стеклом /06.11/
Как ни бодрятся условные Саша, Макс или Дэн, Марго или Маша, видно, что им давно обрыдло позировать, и холодок смертельной скуки придает супершоу атмосферу вымороченности и фальши. Перед нами - подобие уличной гриль-кухни, где вертятся на шампурах мертвые куры.
Александр Щуплов, В литературу идут шеренгой /01.11/
Прошедший Форум молодых писателей России призван был реанимировать забываемую форму работы с молодой литературной порослью.
Вадим Шамсулин, Телевидение в России заключено в четырех кабинетах /30.10/
Церемония ТЭФИ-2001 вызвала на удивление мало ожесточенных дискуссий. Даже в Интернете никаких смертоносных словесных баталий в этот раз не случилось, тогда как в прошлом году доходило чуть ли не до виртуального рукоприкладства.
Оксана Дубовенко, Новая агрессивность российского телевидения /30.10/
В разное время и в разные, так сказать, периоды истории женщины и мужчины на экране вызывали разную степень доверия.
Михаил Малыхин, Культурная столица Поволжья в действии /26.10/
Нынешней осенью родина вождя революции раскололась надвое - и все из-за какой-то закорючки с двумя точками. В некогда тихих залах областной библиотеки детский хор с задором выводил: "О, буква "Ё"!


предыдущая в начало следующая
Людмила Швецова
Людмила
ШВЕЦОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки: