Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Последние герои
Ситуация вокруг ТВ-6 и неожиданное отсутствие цинизма там, где ждали самых ярких его проявлений.

Дата публикации:  15 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На первый взгляд, прошедшая неделя крупными телесобытиями не блистала. Новых ярких проектов не появилось. Никто не сказал в эфире нечто такое, что перевернуло бы сознание всей страны. Никто ни с кем не подрался и не облил ближнего на глазах у страны. Все было, как обычно, - новостийщики освещали события в стране и вокруг нее, начиная, как это водится, с ужасов, те, кто призван развлекать зрителя, активно играли с последним на деньги (исключение - "Умники и умницы" на ОРТ, где играют на поступление в МГИМО, то есть тоже на деньги, но длинные), ответственные за кинопоказ "грузили" сериалами и пугали западными боевиками-триллерами. Было кое-что интересное и показательное, но об этом позднее.

Главным телесобытием недели опять, как и весной, стало внеэфирное происшествие. Очередной раут борьбы с командой Евгения Киселева, ныне выступающей под маркой "ТВ-6".

История выглядит глупой, скучной и крайне неталантливой. Не нами сказано, что нельзя дважды войти в одну реку. Весенний скандал вокруг НТВ был ярок, преисполнен страстей, драматургии. За ним интересно было наблюдать с помощью того же телевидения. И наверняка, рейтинги таких программ как "Встреча Коха с коллективом НТВ" и "Парфенов против Диброва со товарищи" опережали даже "За стеклом".

Возможно, происходило именно так, а не иначе и потому, что на наших глазах с телеканалом боролись в первый раз, и потому, что тогдашние противники НТВ тоже испытывали удовольствие от собственной публичности. Последующее, пусть краткое и не ставшее художественным событием, появление Коха в эфире в роли телеведущего доказало, что известности медиаперсоны могут завидовать даже олигархи.

Ныне ТВ-6 закрывают как-то тихо. И хотя в выпусках новостей на всех каналах об этом регулярно рассказывают, былая страстность отсутствует. Даже в новостных программах ТВ-6. Единственным исключением стала преисполненная печали и многозначительности репетиция надгробной речи на похоронах собственного творчества, произнесенная Евгением Киселевым в воскресных "Итогах". Без соответствующего моменту пафоса и энергии борьбы.

Конечно же, время каникулярное: не выходят в эфир "Времена" с Владимиром Познером и "Вести недели" с Евгением Ревенко, но все же это не может стать объяснением отсутствия накала, которого, как сказано выше, нет даже в "программном пространстве" самого закрываемого канала.

Возможно, это - тактика. И если она исходит от Киселева, то честь ему и хвала. Ведь победить он может только прикинувшись тихим пай-телеаналитиком. Сегодня даже не важно, во что обернется эта победа - оставят ли за его командой существующий канал или, лишившись его, все, кто (и что) ныне называется ТВ-6, обретут харизматический образ "жертв режима".

Наш национальный менталитет таков, что нежных, грустных и хрупких, раздавленных арбитражным судом и олигархами, будут жалеть. Даже те, кто не соглашался с ними, буйными и агрессивными, и не всегда искренними весной. Место Герцена с Огаревым они займут, а значит, их колокол обязательно кого-то разбудит. В том числе и тех, кто крепко спал до этого. И тогда в истории отечественного диссидентства Евгений Алексеевич будет удостоен объемистой главы.

Это - одна из причин, почему не надо бороться с Киселевым. Вторая - гораздо поэтичнее. За полгода ТВ-6 превратился в интересный и, как теперь говорят, смотрибельный канал. На вскидку можно назвать ряд проектов. Елизавета Листова как ведущая новостей, "Без протокола", "Свидетель века", "Интересное кино", "Дачники" и, конечно же, как к этой продукции ни относись, "За стеклом". Менее всего заслуживали интереса "Глас народа" и те же "Итоги". Чистый перенос не удался: пространство другое требовало другого наполнения┘

Стоит серьезно поразмыслить творцам программы "Последний бифштекс", готовящейся стартовать на ТВ-6. Думается, массового психоза, каким сопровождался показ "За стеклом", уже вряд ли удастся добиться. Качество программ, на которых отбирали будущих участников, явно оставляло желать лучшего, и именно в той области, которая называется режиссура и смыслы. Полуживой Эрнест Мацкявичус долго мусолил тему серьезного заболевания отсутствующего на записи Кирилла Набутова и своего полусерьезного заболевания, позволяющего наличествовать в кадре... Затем наступило время подозрительных шуток про горячий литовский темперамент ведущего. Явно присутствовали сразу два порока - отсутствие политкорректности и плохо скрываемый мазохизм. Выглядело все грубо и фальшиво.

Затем в борьбу вступили собственно претенденты, на этот раз женщины. Выбор участниц показался странным, - это были, в основном, алчные крошки, с удовольствием меняющие общение с родными детьми на тусовки в ночных клубах (и в перспективе публичный прием душа в программе "Последний бифштекс").

Однако самая печальная часть ждала впереди. В студии один за другим появлялись молодые люди, прославившиеся на всю страну в программе "За стеклом". Трудно представить более косноязычную, зажатую и не способную к общению компанию, чем эта. Полуторамесячная попытка сделать из ребят национальных героев за десять минут перечеркнута жирнейшим крестом. Уж лучше бы им текст написали и заставили выучить наизусть, как это водится в программах "Моя семья" и "Большая стирка". Пусть бы дурными голосами, но произносили бы что-то внятное и имеющее смысл.

На этом фоне проект ОРТ "Последний герой", который так или иначе воспринимается как "наш ответ лорду Керзону", кажется просто захватывающим. Последний выпуск занимал посильнее иного детектива. При этом из взаимоотношений оставшихся участников ушли гадость и подлость - сговор за чьей-то спиной, желание подставить ближнего, хула на всех вокруг. Выяснилось, что на каком-то жизненном этапе, даже играя на немалые деньги, люди могут искренне сострадать, переживать по поводу чужой проблемы и откровенно, в присутствии свидетелей, выяснять отношения.

На высоте оказался режиссер, выстраивавший жизнь на острове, и тот, кто монтировал программу. Блестяще была снята полулирическая сцена романтического обеда на двоих. Влюбленная островитянка и ее кавалер - брутальный и прямой - поедали шашлык, выигранный барышней на очередном испытании. К мясу прилагались овощи и вино. Для тех, у кого под боком магазин "24 часа", это количество алкоголя показалось бы смешным, но тропическим жителям его хватило. Сколько в этих отношениях, так ничем, кроме брудершафта, и не закончившихся, было игры, интриги и нерва! При этом люди, снимаемые скрытой камерой, не наигрывали и не паясничали в кадре, они в самом деле, каждый по-своему, проживали мгновения сложных и подлинных отношений, где она влюблена, он не против этой влюбленности и не знает, стоит ли развивать отношения дальше, но при этом сам же не дает перерасти ситуации из "дружеского ужина с флиртом" в "ужин при свечах с последствиями". Получилась сцена, достойная большой драматургии и большого кино.

"Последний герой" постепенно становится самым важным на сегодняшнем телевидении продуктом. Он нужен и значим не только для конкретного телезрителя. Ведь пришло время понять, что выживать можно не только уничтожая друг друга, но и пытаясь понять-узнать-простить того, кто рядом. И это, да простится мне эта вольная сентиментальность, касается всех нас. И ТВ-6.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Григорий Заславский, Есть ли в России авторское право? /11.01/
Мелкие заимствования, в смысле - когда берут, не спрашивая (в иных местах - в троллейбусе, например, или на рынке обыкновенно пользуются более крепкими выражениями и кричат: "Держите вора!"), на канале "Культура", как и вообще на телевидении - совершенная обыденность.
Татьяна Рыбакина, Перед Новым годом /08.01/
Практически все газеты решили "подбить бабки". Самое интересное было бы сравнить эти вполне субъективные выводы, ведь при совпадении они превращаются в объективные.
Валентина Тоцкая, Опасная позиция /08.01/
"Огоньки" стартовали ровно за полчаса до наступления нового года, минута в минуту на обеих кнопках одновременно. И были до неприличия похожи друг на друга.
Андрей Хрипин, Гергиев против Швыдкого: неоконченная пьеса для маэстро и министра /03.01/
Министра культуры Михаила Швыдкого, например, так же часто называют самым деятельным, умело нащупывающим компромиссы, решительным и даже жестким √ там, где, признают, решительность была нужна, - как и предрекают скорую его отставку.
Евгения Кузнецова, Неделя президентов /30.12/
Прямой эфир В.В.Путина, десятилетие ухода М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцин в "Зеркале" и много чего другого.


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: