|
||
/ |
Радость за коллег Обзор бумажной прессы Дата публикации: 17 Января 2002 После праздничной недели, начавшейся еще в конце прошлого года, страна с трудом возвращалась в рабочее состояние. Осоловелые от сытной еды, долгого спанья и резко замедленного ритма жизни люди протирали глаза, чтобы вспомнить на каком свете находятся. На этом. В России образца 2002 года. В короткий промежуток между длинными выходными в свет вышло не так уж много газет: у большинства были рождественские каникулы. Но со вторника, 9 января, началась - продолжилась новая - старая жизнь. Особых перемен не произошло, надо только привыкнуть на документах писать в конце даты "О2", а не "О1". Через месяц рука автоматически перестанет ошибаться. Для кого-то эти долгие праздники стали последними. Ушли из жизни два хороших поэта: Вадим Шефнер и Владимир Корнилов. За нынешней суетой многие из нас отошли от привычного когда-то стиля жизни с хорошей книгой в руках, со спорами о прочитанном. Может, эти два трагических события хоть кого-то подтолкнут к книжной полке, чтоб вспомнить их поэзию или просто ее впервые узнать. Никита Елисеев ("Коммерсантъ", 9 января) писал о Шефнере, прожившем долгую жизнь - он родился за два года до Октября 1917 года: "Он не стеснялся весьма сложной и неблагодарной работы: классовому или державному надчеловеческому социалистическому реализму он придавал человеческие черты". А в "Ведь не в начальстве И далее пишет: "Никогда и никак не чувствовал себя Корнилов пророком, вещателем истин. Но несовершенство мира, вечное несоответствие цели и средств он ощущал так, как его чувствуют немногие". И, увы, этих "немногих" стало еще меньше. В 2002 году двум замечательным сценаристам, друзьям, соратникам, сокамерникам (такое привычное для русского уха понятие) и соавторам - Юлию Дунскому и Валерию Фриду - исполнилось бы по 80 лет. О них на страницах Кинонеделя особо ничем не отличилась. Кинофестиваль "Лики любви" начался 13 января, потому о нем разговор пойдет в следующем "курсиве". Зато очередной Берлинале, который начнется 6 февраля, уже познакомил общественность с частью конкурсной программы. Жаль, что поехать в Берлин смогут не все, интересующиеся кино, - настолько она любопытна: остается ждать статей любимых критиков, чьему мнению доверяешь. Но, "что касается российского участия в Берлинале, - грустно сообщает Андрей Плахов ("Ъ", 9 января), - решение о нем отодвинуто до самых последних дней отбора". Поживем - увидим (или - не увидим). Документальное кино давно стало привилегией узких специалистов. Широкий зритель уже отвык от неигрового кино, где каждый кадр наполнен смыслом. А так здорово и легко тупо следить за мельканием картинок, связанных примитивным сюжетом очередной "стрелялки" или "ужастика", и не задумываться ни о чем. Искать и объяснять причину такой метаморфозы не входит в задачи моего обзора, хотя тема невероятно занятная и показательная, но оставим ее знатокам. Обратимся лишь к статье Валерия Кичина ( Жан-Марк Барр, французский актер и режиссер, представил свой новый фильм "Любовники" (его другой фильм "Слишком много плоти" принимал участие в неделе французского кино). Приехав в Москву, облагодетельствовал все московские издания "эксклюзивными" интервью. Одно досталось читателям "РЖ". Как актер он снимался у Ларса фон Триера, поэтому многие положения "Догмы" знает не понаслышке и увлеченно их развивает: "Догма" призывает убрать из кино все искусственное. Когда ты снимаешь без оглядки на освещение, появляется необыкновенная режиссерская свобода. Можно идти по улице с камерой, и все будут принимать тебя за туриста - не нужно останавливать движение, не нужно нанимать массовку, не нужно платить за аренду площадки. Это дает мне возможность быть и сценаристом, и режиссером, и оператором, и продюсером, очеловечивая свою работу, - чего очень трудно добиться в нашем промышленном корпоративном мире" ( Два фильма, вышедшие в прокат, особого разночтения не вызвали. Это "Эксперимент" Оливера Харшбигеля и "Планета Ка-Пэкс" Ийена Софтли. О первом сообщили: "главное, что смущает в "Эксперименте", - его надуманность и театральность" ( Режиссер Александр Котт, ярко заявивший о себе еще короткометражными лентами, выпускает в прокат фильм "Ехали два шофера", уже получивший на "Киношоке" приз за лучшую режиссуру: "Мне просто показалось, что это интересно - снять кино про людей, которые, как и мои родители, были молоды после войны. Это было их самым счастливым временем: тяжело с продуктами, приходилось постоянно работать, но оставался послепобедный дух, желание жить. (...) Сейчас, как я думаю, есть все, кроме того желания жить" ( Тут и перейдем к театру. Странным образом театр и кино, все-таки близкие друг другу искусства, создают совершенно разную вокруг себя "критическую" ситуацию. Кинокритики, мне кажется, настроены более миролюбиво. Театр имени Маяковского недавно возглавил Сергей Арцибашев, уже десятилетие руководящий своим Театром на Покровке, в котором очень небольшой зрительный зал, но большое количество преданных поклонников. Сразу же начались сравнения "маленького театрика" с "большим", умения или неумения режиссера ставить на большой сцене и с большими актерами. Но многие нынешние главные тоже долгие годы работали на малых сценах. Может, не спешить с прогнозами, а дать человеку поработать, ведь все прекрасно понимают, что значит прийти в уже сложившуюся труппу. Режиссеру можно посочувствовать и пожелать успеха, а не только раздавать оценки: "К числу столпов современного русского театра 50-летнего актера и режиссера Арцибашева отнести никак нельзя" (Роман Должанский, "Ъ", 9 января). Впрочем, достается не только ему. Марина Давыдова ( Московская театральная жизнь обогатилась спектаклями "Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана в театре имени Моссовета, "Город" Евгения Гришковца в "Табакерке", прошли последние представления первого блока "Силы судьбы" Джузеппе Верди в Большом. О последнем, театре - не спектакле, своим мнением поделился Сергей Лейферкус; уже много лет поющий за рубежом, он приезжал в Петербург на фестиваль "Площадь искусств": "Сейчас, как мне кажется, у Большого есть один путь: под предстоящий ремонт надо всех уволить. А потом, собрав независимую комиссию и освободившись от балласта (тех людей, которые числятся в театре, но реальной пользы ему не приносят), предложить оставшимся новые контракты. Только так можно возродить театр" ( И действительно, в театре один в поле воин, только вот какой. Во МХАТе имени Горького премьера - "Униженные и оскорбленные" Федора Достоевского. Об этом театре пишут мало, потому что мало (что касается критиков) ходят. А уж если пойдет кто, то статья оказывается чаще всего резкой, резко отрицательной. Роман Должанский ("Ъ", 11 января) досмотрел спектакль до конца. Выводы его неутешительны: "Мелодраматизм классика доведен у Татьяны Дорониной до какой-то клинической концентрации. После просмотра ее спектакля вопрос о том, кто может считаться отцом русской мыльной оперы, отпадает сам собой. Театр госпожи Дорониной серьезен. Он - не национальное достояние, а просто бесполезное ископаемое, отвал театральной традиции, плод прискорбного одичания". В заключение только один вопрос - в Москве такой театр единственный?
|
|
|
||