Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Министерство не планирует, режиссеры не одобряют
Мастера культуры и искусства советуют любить театр так, как любят его они

Дата публикации:  22 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"РЖ" обратился к тем, от кого зависит судьба театра - и творческая, и организационно-финансовая, предложив ответить на вопросы:

1) Пришло ли время закрывать театры?

2) Кому бы вы доверили столь важное дело?

3) Какова, на ваш взгляд, вообще дальнейшая судьба репертуарного театра?

Не все наши респонденты знали о публикациях, уже вышедших в печатных СМИ и посвященных в первую очередь судьбе МХАТа имени М.Горького. В некоторых ответах, тем не менее, участники заочного "круглого стола" реагируют на эти статьи.

Майя Кобахидзе, начальник департамента искусств Министерства культуры России:

У Министерства культуры нет никаких планов по закрытию МХАТа им. Горького. Ни по закрытию этого театра, ни какого-либо другого.

Владимир Андреев, народный артист СССР, художественный руководитель Театра-центра имени М.Н.Ермоловой:

Я считаю, что публикации против МХАТа имени М.Горького означают наступление на весь театр. Не случайно, что эти рецензии вышли одновременно. Кто за этим стоит? Это что, частный выпад или спланированная многоступенчатая операция? Я давно не бывал во МХАТе им. Горького, но с огромным уважением отношусь к актрисе Татьяне Васильевне Дорониной. Я знаю, что ее театр поддерживают организации определенного направления, раньше - больше. Но я знаю также, что в этот театр ходит зритель, там полный зал, а это - главный критерий.

В другие, гораздо более страшные, времена, когда воевали со своим народом, было разное, но на театр никогда не замахивались. Это очень опасная тенденция, и проявляется она гораздо шире. Никогда такого не было, чтобы критик, журналист брал на себя смелость решать судьбу артистов, коллектива, замахиваться на чью-то жизнь. Мне всегда интересен не автор, а очаг, его пригревающий. Эти публикации адресованы не зрителям, а тем, кого театр как таковой не интересует. Не любишь театр - не пиши о нем. Сейчас в критики зачастую идут малокультурные люди. Происходит страшное разделение интеллигенции. Можно, конечно, в связи с этим вспомнить мнение Чехова о ней, или недавно ушедшего и, кажется, уже старательно забываемого академика Лихачева, его определение. Я счастлив, что мне довелось и раньше, и сейчас играть в замечательных пьесах Леонида Зорина. Я счастлив, что люблю Пастернака и читал его стихотворения в своих чтецких программах. Я счастлив, что был знаком с творчеством позднего Константина Симонова. И знаю, что некоторые люди и меня причисляют к интеллигенции, и горжусь этим. Если в критику идут интеллигентные люди, это - одно. Иные, берущие в руки перо, деятели начисто лишены ферментов милосердия и добра.

Юрий Соломин, народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра:

Речь о закрытии или об умирании театра, не одного какого-нибудь, а театра вообще, возникла не сегодня. Сколько я себя помню, об этом всегда говорили. И тем не менее театр существует - и неплохо. И репертуарные театры тоже существуют, именно существуют, а не выживают. Мне очень трудно, почти невозможно говорить о закрытии театра, я сам - театральный человек. Закрывать театры ни в коем случае нельзя, по необходимости можно менять руководство. Тем более нельзя закрывать, руководствуясь одними лишь публикациями. Ведь существует вкусовщина, что-то нравится, что-то не очень, одному - то, другому - это. Мне кажется, что если сегодня говорить об упадке, то не только в театре, а в культуре вообще, в школе, в образовании, на телевидении. А выхватывать один вопрос из общей массы - это некрасиво и непрофессионально.

Вячеслав Долгачев, художественный руководитель Нового драматического театра:

Судьба репертуарного театра складывается все сложнее. Современному театру, при такой экономической политике, при недостаточном финансировании, с тем, что у него есть, выживать трудно. На его судьбу влияют многие факторы. Это и местоположение театра, его, например, удаленность от центра. И история, окружающая легенда, его прошлое. И состав труппы, ее сплоченность, едина ли она в своих художественных устремлениях, насколько солидаризуется со своим лидером, ведь именно лидер задает направление движения, развивает.

Не случайно, что сначала, с появлением свобод явились другие театральные формы. После того как долгое время театров было явно недостаточно и не было никаких новых образований, как грибы, стали появляться театры-студии. Потом возникли антрепризы, нерепертуарный театр, группы на один спектакль.

Сегодня главная проблема репертуарного театра - труппа. Почти в каждом театре имеется большой балласт. Это связано, прежде всего, со старым законодательством. Все ждали реформы и надеялись, что у руководства появится свобода в формировании коллектива. Но сейчас худрук может принимать людей и заключать с ними временные контракты, но он не может никого уволить из предыдущих - и оказывается, как это ни ужасно звучит, в ситуации ожидания умирания. Не каждый артист может быть на протяжении долгого времени все время в форме. Это может быть связано и со здоровьем, и с возрастом. К тому же талант не бесконечен, он может вдруг пропасть, это не константная величина, как любовь, как дым, он может вдруг исчезнуть. Так в любом творческом деле. Можно быть художником одной картины или написать за свою жизнь одну гениальную пьесу, "Горе от ума". И тем не менее, несмотря на потерю таланта, человек будет продолжать занимать штатную единицу. Я, например, назначен Комитетом по культуре Правительства Москвы художественным руководителем театра сроком на три года. А артисты в нем служат постоянно, всегда. Получается, что я уйду, а они все равно, в любом случае останутся, такое вот психологическое противоречие.

Чтобы репертуарный театр имел возможность выжить, он должен обладать большей мобильностью. Театр - это корабль, который надо вести, и все зависит от капитана. А что тот может сделать с командой, которая даже не знает, как ставить паруса. Главная беда репертуарного театра - застывшая, окаменевшая труппа. Контракт как возможность для маневра будет дисциплинировать артиста, и он будет относиться к театру не как к хобби, а как к работе. Репертуарный театр - это постоянная команда, постоянная - значит постоянно переменчивая.

Закрывать театры неплодотворно. Это какая-то крайняя мера. Закрыть - только чтобы открыть новый. Как родильные дома закрывают, когда там находят стафилококк, дезинфицируют и открывают заново. Но не нужно было бы, думается мне, закрывать никакие театры, если художественный руководитель имел бы возможность формировать нормальную труппу.

Геннадий Смирнов, заместитель председателя Союза театральный деятелей (ВТО) РФ:

1) Не думаю. Если же речь идет о России в целом (а не о Москве), то театры надо открывать. Население должно иметь выбор. Не просто - ходить или не ходить в театр, а пойти в тот или другой театр. Всегда должен быть "другой " театр. Это и есть конкурентная среда, полезная всем - и театрам, и зрителям.

Если же речь идет о распределении бюджетных средств - это разговор особый.

2) Столь важное дело доверено законом учредителю. То есть "я тебя породил, я тебя и убью". Это нормальная практика. (Есть, правда, исключения для некоторых некоммерческих организаций, закрыть которые можно лишь по решению суда, но театров-учреждений это не касается.) А вот процесс принятия решения может (и, думаю, должен!) включать в себя консультации с экспертами, специалистами. Это убережет "от потерь, которых не вознаградить ничем".

3) Государственный (муниципальный) стационарный репертуарный театр еще долго будет доминировать в театральной жизни России. Но рядом с ним будет все больше театров других организационных форм. Это первое. Второе - репертуарный театр сам постепенно будет усваивать (и осваивать) другие, в том числе антрепризные, формы. Примеры уже есть ("Метро" в Оперетте, например). "Время требует перемен и на сцене драматической". (А.С.Пушкин).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Речь может идти о "войне торговых марок" /18.01/
Ответственный чиновник Министерства культуры РФ отвечает на вопросы РЖ, касающиеся политики Минкульта в области театрального строительства и переустройства. Швыдкой по натуре - миротворец. Ему легче что-то открывать, чем закрывать.
Григорий Заславский, Пришла ли пора закрывать театры? /18.01/
Закрывать театры, а вернее, лишать их государственных дотаций? Надо, обязательно надо. Но кто возьмется за это грязное дело? Всякий радикализм хорош на словах, на деле же придется выгонять с работы людей, мало в чем виноватых.
Татьяна Рыбакина, Радость за коллег /17.01/
Странным образом театр и кино, все-таки близкие друг другу искусства, создают совершенно разную вокруг себя "критическую" ситуацию. Кинокритики, мне кажется, настроены более миролюбиво.
Валентина Тоцкая, Последние герои /15.01/
Главным телесобытием недели опять, как и весной, стало внеэфирное происшествие. Очередной раут борьбы с командой Евгения Киселева, ныне выступающей под маркой "ТВ-6".
Григорий Заславский, Есть ли в России авторское право? /11.01/
Мелкие заимствования, в смысле - когда берут, не спрашивая (в иных местах - в троллейбусе, например, или на рынке обыкновенно пользуются более крепкими выражениями и кричат: "Держите вора!"), на канале "Культура", как и вообще на телевидении - совершенная обыденность.


предыдущая в начало следующая
Оксана Дубовенко
Оксана
ДУБОВЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки: