Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Художественная самодеятельность из Лондона и не только
Обзор теленедели

Дата публикации:  22 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как все вокруг ни заговаривали скандал, взывая к мудрости Евгения Киселева со товарищи и стоящего ныне у них за спиной денежного мешка из Лондона, ничего не получилось. Скандал разразился. Причем в самой худшей из всех возможных форм.

Агрессия конфликта, ставшего явным, открытым, нарастала в эфире ТВ-6 день ото дня. В пятницу в программе "Глас народа" ситуацию вокруг канала обсуждали в студии ведущая Светлана Сорокина, журналистский коллектив, зрители, среди которых были сочувствующие и не очень позиции канала Михаил Лесин, министр печати, и олигарх в изгнании Борис Березовский. Диалог стремились держать в цивилизованных рамках. Часто, к чести Сорокиной, получалось. И даже не давили на телезрителей, рассказывая о рейтинговом голосовании и о том, что собственно надо сделать, дабы зафиксировать свое мнение в вечности. Министр Лесин был как всегда нетелегеничен, но в этом нет ни вины, ни злого умысла Шестого канала. Журналисты ТВ-6 старались вести себя предельно скромно, говорить, поелику это было с их точки зрения возможно, безэмоционально и вести коллективное расследование на тему "как нам расположиться в пространстве, чтобы команду и канал сохранить, но в грязь лицом перед власть имущими не ударить".

Правда, эта тема была внутренней, возбуждающей энергию дискуссии. Обозначена же была другая: "Сохранится ли в России частное телевидение?". Борис Абрамович из Лондона звонил в колокол и призывал к бдительности, язвил по поводу министра и по-барски разрешал продлить время программы и длительность дорогущего телемоста Москва - столица Объединенного королевства. По существу же он сказал следующее: что частное телевидение одному инвестору принадлежать может, а группе - нет. Почему? - потому. Шире этой мотивации умный и умеющий блестяще формулировать свои парадоксы Березовский не пошел.

Чтобы разрушить свой демонический образ, конфидент из Лондона читал наизусть произведения Иосифа Бродского, взывая к подсознанию граждан, - ну не может человек, читающий стихи, да еще и запрещенного совком поэта, быть циником. PR-акция не удалась. То ли менеджер неправильно рассчитал, то ли исполнение хромало, но нужного эффекта лондонская художественная самодеятельность не достигла.

Была разыграна сценка со Светланой Сорокиной, к участию в которой ведущая была явно не готова. Иронично и одновременно страстно Б.А.Б. доказывал, что никаких идеологических пут на коллектив ТВ-6 он не накладывал, что никогда не вмешивался в редакционную политику и не советовал, кому, как и что говорить. Монолог завершился, Сорокина попыталась быстро перевести тему, и тут ее призвали из Лондона к ответу - сказать, глядя телезрителям в глаза, были "путы" (словечко Б.А.) или нет? Сорокина оказалась крайне неподготовленным партнером, ответить бодро, по-пионерски, "нет!", как это, наверняка сделала бы на ее месте Марианна Максимовская, Светлана не смогла. И в результате - промямлила в ответ что-то невразумительное. Счастье, что Березовский не призвал к ответу по очереди каждого из журналистов ТВ-6, присутствовавших на передаче. Большинство из них - люди, без преувеличения, интеллигентные и краснеют, когда приходится врать. А телевизор у нас цветной.

Министр Лесин был невразумителен и обещал всяческое содействие на будущем конкурсе нынешнему коллективу ТВ-6. На что его спросили: "Даже если их вновь будет финансировать Березовский?" Лесин ответил что-то вроде: "Почему нет?.." Весной мы все получим шанс еще раз проверить, как министр держит слово. Б.А.Б. категорически при этом отказался финансировать "команду профессионалов" на паритетной основе. Дескать, это будет лебедь, щука и рак, а на такую конфигурацию он не согласен.

"Прокололись" в этот вечер все собеседники. Сначала на простом вопросе - почему команда ТВ 6 не может быть независимой и существовать на заработанные на рекламе деньги? Человека из зала, спросившего об этом, только что не избили. Над ним иронизировали, объясняя "глупцу", представляет ли он, о каких деньгах идет речь? Но человек не сдавался и предложил команде Киселева объявить подписку среди телезрителей. Тут многие из его оппонентов даже перестали скрывать, что жалеют об отсутствии гнилых помидоров, дабы закидать глупца и, может быть, даже провокатора.

А собственно, что плохого он сказал? Если нынешний ТВ-6 объявляет себя независимым каналом, значит нужно вырабатывать схему, чтобы быть и экономически защищенными от каких-либо посягательств государства, "спора хозяйствующих субъектов" или Хозяина (именно с большой буквы и никак иначе). Ведь если катастрофически не хватает денег, есть два выхода - продаться или сократить расходы. Думается, что во имя общей идеи, за которую так ратует коллектив ТВ-6, можно и подождать с гранд-проектами, и перестать, живя в сегодняшней России, требовать оплаты за свой труд на уровне коллег из BBC. Может, для того, чтобы полюбиться стране, надо хоть немного пожить так, как живет большинство ее граждан, продолжая при этом честно выполнять свое дело.

Закончился этот чудный пропагандистский опус абсолютной фантасмагорией. Борис Абрамович заявил, что хоть, зарегистрировавшись как отдельное предприятие, коллектив ТВ 6 его "кинул", он не злопамятный и все прощает. Хочется верить, что в недрах прославленного журналистского коллектива взрастает свой Булгаков, который напишет очередные "Записки покойника" или "Телевизионный роман".

Начавшаяся в пятницу история бодро продолжилась в воскресенье - утром и вечером. В половине двенадцатого, аккурат когда проснулись даже самые отъявленные сони, нам показали пример того, как канал тратит деньги. Владимир Соловьев слетал в Лондон на завтрак - выпить апельсинового сока с тем же Б.А.Б. Доложу вам, завтракали вкусно, но без роскоши, полагающейся собеседнику Соловьева по статусу. Гастрономические излишества, понятно, были отставлены, дабы не занимать сознание зрителя рассматриванием сервированного стола. Ведь главным в этой встрече было донести до каждого информацию, которая, по мысли собеседников, должна была, как минимум, открыть глаза обманутым и одураченным гражданам страны. Для тех, кто проспал или проигнорировал сей опус, передаю информацию Березовского: убийство Листьева сотворил Коржаков, а дома в Москве и Волгодонске взорвали спецслужбы. У Березовского есть неопровержимые доказательства. Поэтому он не боится преследования со стороны европейских властей, ибо как только к нему придут, он все это и покажет. Может, и раньше, но сильно подумает.

Вечером, в программе "Итоги" Евгений Алексеевич откровения из Лондона целиком не повторил. Телеведущий, возомнивший себя равным культовому Джеймсу Бонду, что мы неоднократно наблюдали в опять же недешевом ролике, занимающем минуты дорогого эфирного времени, не сдается. Разрушив одну прекрасную телекомпанию ради сохранения своего статуса, он сделает то же самое и с другой. Что поделать, - опыт...

И это, к сожалению, случилось. В момент написания текста пришло сообщение, о том, что министр Лесин своим указом запретил команде Киселева работать на ТВ-6. Это кажется очередной ошибкой министра. Методы - те же.

Впрочем, на прошедшей неделе поводы для грустных размышлений дал не только ТВ-6. Коллеги если и отстали, то ненамного. В среду ОРТ показал очередную программу Михаила Гусмана "Формула власти", на этот раз о президенте Казахстана Султане Назарбаеве. Цель этих программ представляется туманной и какой-то по сути очень древней, словно из середины прошлого века. Правда, иногда бывает интересно и познавательно, когда Гусман беседует с собеседником, о котором мы практически ничего не знаем, - первым лицом страны, далекой от нас и географически, и экономически, и ментально.

Назарбаев - фигура иная. О том, что творится в Казахстане, знают даже те, кто редко смотрит телевизор и не прикасается к газетам. Картина совсем не идиллическая, о чем не раз рассказывало то же ОРТ. Однако ведущий создает очередной парадный глянцевый портрет, даже не пытаясь спровоцировать на разговор о том, что по-настоящему болит┘ Последний раз такой елей нам предлагали просматривать еще при СССР. Порой даже возникает мысль, что это "джинса", но Назарбаев вроде бы не собирается баллотироваться в президенты России. Значит, материал рассчитан на местную аудиторию ОРТ?

Не беру на себя смелость судить о профессиональных качествах коллеги, но в течение программы преследовала одна мысль - может быть, дело в том, что Михаил Гусман просто плохой журналист. Возможно, он отлично разбирается в международной политике и прекрасно руководит ИТАР-ТАСС, но┘ Это все - другие профессии. А есть еще талант интервьюера, который с легкостью "раскручивает" собеседника на искренний разговор или подмечает в диалоге с ним оговорки, запинки, мелочи, собственно и формирующие настоящий образ. Назарбаев оговорился минимум дважды - в первый раз, когда сказал, что единственной мечтой его голодного детства были деньги, и во второй, когда рассказывал от своем решении уйти с огромной потерей в зарплате от мартена в секретари комсомола. Но Гусман продолжал лить елей...

История его поправила. Ровно на следующий день во всех новостных выпусках прошла информация, что назначен новый посол Казахстана в Москве - представитель целой группы новой генерации госчиновников Казахстана, диктующих Президенту политику, в том числе и национальную. Вновь назначенный посол, например, против использования в республике русского языка. И так далее.

Невозможно не сообщить об очередном выпуске ток-шоу "Культурная революция". Канал "Культура", ведущий - Михаил Швыдкой. Тема - "У России исчезло чувство юмора". В массовке - Эльдар Рязанов, Аркадий Инин, Ольга Аросева и т.д. Герои - Владимир Жириновский и Дмитрий Быков. Зрелище было потрясающее. Вице-спикер Государственной Думы уделал министра культуры ни за понюшку табаку. Он просто кричал, очень громко, крайне экстравагантно жестикулируя и не понижая уровень подачи звука ни на секунду. Из общего хронометража программы Жириновский занял своими не слишком обдуманными и складными текстами около двух третей. Самым отважным оказался Эльдар Рязанов, который пытался призвать нарушителя к порядку всеми возможными способами, кроме дуэли. Самым мудрым - Аркадий Инин, он в этой вакханалии не участвовал. Самым беспомощным - ведущий.

Программу выдали в эфир, полагая, что покажут, как ужасен Жириновский. В данном случае ничего нового мы для себя не открыли. В очередной раз удивила "Культура", готовая из пиетета перед своим бывшим руководством, а ныне самим министром, давать в эфир что ни попадя. К слову сказать, про юмор мы не узнали ничего нового и не освежили старых знаний.

О хорошем. Порадовал Гордон в ночном эфире НТВ. За одну неделю две блестящих передачи. Одна об обряде обрезания, другая - о туринской плащанице. Умно и при этом интересно и совсем не скучно! Увлекает энергия мысли и у Гордона, и у его собеседников - людей ученых и вроде не приученных шляться по телеэкранам. Вот настоящий пример для того же канала "Культура". А штука вся в нескольких простейших вещах. Гордон не отрабатывает эфир, - просто беседует с умными людьми о том, что его самого занимает. Мысль рождается на глазах. А ведущий умен уже потому, что не боится задавать ученым мужам простые обывательские вопросы. Узнает для себя и не боится поделиться с нами.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Оксана Дубовенко, Министерство не планирует, режиссеры не одобряют /22.01/
У Министерства культуры нет никаких планов по закрытию МХАТа им. Горького. Ни по закрытию этого театра, ни какого-либо другого.
Речь может идти о "войне торговых марок" /18.01/
Ответственный чиновник Министерства культуры РФ отвечает на вопросы РЖ, касающиеся политики Минкульта в области театрального строительства и переустройства. Швыдкой по натуре - миротворец. Ему легче что-то открывать, чем закрывать.
Григорий Заславский, Пришла ли пора закрывать театры? /18.01/
Закрывать театры, а вернее, лишать их государственных дотаций? Надо, обязательно надо. Но кто возьмется за это грязное дело? Всякий радикализм хорош на словах, на деле же придется выгонять с работы людей, мало в чем виноватых.
Татьяна Рыбакина, Радость за коллег /17.01/
Странным образом театр и кино, все-таки близкие друг другу искусства, создают совершенно разную вокруг себя "критическую" ситуацию. Кинокритики, мне кажется, настроены более миролюбиво.
Валентина Тоцкая, Последние герои /15.01/
Главным телесобытием недели опять, как и весной, стало внеэфирное происшествие. Очередной раут борьбы с командой Евгения Киселева, ныне выступающей под маркой "ТВ-6".


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: