Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020131_sh.html

Фабрика по производству вундеркиндов
Из жизни фондов

Игорь Шевелев

Дата публикации:  31 Января 2002

Уникальный случай - о Международном благотворительном фонде Владимира Спивакова трудно писать не из-за отсутствия информационных поводов, а из-за их переизбытка.

Писать ли о выставке и феерическом концерте детей-виртуозов в Белом доме российского правительства в конце декабря? Или о концерте лауреатов международных конкурсов в Оружейной палате Кремля накануне Старого нового года? Или о предстоящих концертах, организуемых фондом в столице Норвегии Осло, в Королевской Академии? Или о концертах в Англии, провести которые лично пригласил принц Майкл Кентский? Или о концерте в ближайшее воскресенье в Большом зале консерватории? Да какие вообще могут быть поводы, если концерты, фестивали, организуемые фондом, идут чуть ли не ежедневно, а бывают дни, когда в одной Москве их сразу три, а при этом еще фестивали в Нижнем Новгороде, летние школы в Тольятти, гастроли в Греции?

Эту неуследимую глазом активность легко понять, если учесть, что фонд, которому еще только исполнится в мае восемь лет, объединил своими стипендиями более восьмисот особо одаренных детей-музыкантов всей России, почти всех стран СНГ, Греции, США и так далее. Три с половиной сотни этих вундеркиндов уже успели стать, несмотря на юный возраст, лауреатами международных конкурсов и фестивалей.

Вместе с этим прошли две сотни художественных выставок, около двух тысяч детей получили материальную помощь, около ста талантливых детей буквально спасены от смерти сложными операциями, на которые фонд выделял деньги. О двухстах мастер-классах, проведенных Спиваковым, о почти сотне концертов детей-солистов с "Виртуозами Москвы", о выпущенных записях концертов, о купленных и подаренных детям музыкальных инструментах уже и говорить не приходится.

Но самое, наверное, поразительное, что всю эту мировую индустрию музыкального "вундеркинизма" организуют и держат в своих руках всего-то человек пять.

Владимир Спиваков сам поражается, как Екатерина Ширман, исполнительный директор фонда, успевает ежедневно, в течение многих лет, объять все это необъятное. Прослушивать огромное количество записей, которые присылают в фонд со всего мира, чтобы отобрать десятки и сотни единственных и неповторимых, находить деньги на гастроли, организовывать их по России и миру, со всеми договариваться, всех любить, объединять детей и их родителей совершенно семейной атмосферой фонда.

Зная все это, не удивляешься тому, что было в субботу вечером на концерте в Оружейной палате Кремля. Да, поразила совершенно зрелой виртуозностью 10-летняя виолончелистка Аня Морозова. Так иначе и быть не может с лауреатом Третьего международного музыкального телевизионного конкурса "Щелкунчик", в котором участвовало 35 стран. Его тоже организовал фонд Спивакова совместно с телеканалом "Культура". А то, что победила именно Аня, впервые объявлено было на концерте Петром Гулько, руководителем специальных программ фонда, еще одним человеком, на котором фонд держится. А выступление греческих детей-музыкантов, которых в Афинах обучают бывшие наши соотечественники Алла и Владислав Халапсисы, не означает ли творческого возвращения в Россию музыкантов, на отъезд которых из нее мы так привычно пеняем? Нужно только, чтобы их было кому здесь любить и привечать. Под древними сводами выступали дети из Москвы, Перми, Якутии. Последним приехал целый скрипичный ансамбль - "Горячие струны Севера".