Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020212_to.html

ОРТ - орел или решка
Обзор теленедели

Валентина Тоцкая

Дата публикации:  12 Февраля 2002

Поскольку Россия уже давно объявлена частью мирового сообщества, последуем этому утверждению и примем как данность, что главным событием прошедшей недели стало открытие Олимпиады, объединившее все страны, может быть, за исключением тех, где нет телевидения.

На исходе американской пятницы в городе Солт-Лэйк-Сити открывались Зимние олимпийские игры. Нам из-за разницы во времени эту церемонию показали субботним вечером на канале ОРТ. Для тех же, кому было принципиально взирать на происходящее на олимпийском стадионе в реальном времени, НВТ+спорт "отработало церемонию" в прямом эфире и к тому же для любителей вставать поздно повторило ее субботним вечером.

Соревнования даже не предполагалось. Могущественное ОРТ, выделившее под открытие Олимпиады полтора часа, вряд ли рассматривало в качестве реального конкурента канал, еще недавно доступный только обладателям зеленых тарелок и имевший очень ограниченную аудиторию. Однако сильнейшие явно просчитались.

НТВ+спорт в этом невольном состязании выиграл. Хуже показать открытие события мирового масштаба, чем это сделало ОРТ, было просто невозможно.

ОРТ сократило время трансляции Олимпиады, сделав большие купюры, например, в показе церемонии парада команд-участников. В результате этого показа можно было сделать вывод, что ни одна страна, название которой начинается с буквы "А", не удостоилась права быть представленной в российском эфире. Даже Австрия, шансы спортсменов которой занять призовые места очень высоки. Начали с дружественной Белоруссии, обошли вниманием такие, чем-то не угодившие первому каналу, страны, как Киргизия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и множество других. Даже Китай не оказался достойным показать проход своей команды по ОРТ. О российской команде было сказано примерно следующее - вот она идет, посмотрите. При этом достаточно долго умилялись командой Кении, состоявшей из одного человека, занявшего на прошлой зимней Олимпиаде 92-е место в лыжной гонке.

Самой большой ошибкой ОРТ, на мой взгляд, стало приглашение на роль второго комментатора Никиты Михалкова. Виктор Гусев - спортивный обозреватель со стажем - в одиночку наверняка гораздо более успешно провел бы трансляцию этой церемонии. Тогда, возможно, мы бы узнали о том, какие спортсмены будут представлять в Солт-Лэйк-Сити Россию, какие у них шансы на победу, с кем они будут состязаться, и прочую небесполезную, когда речь идет о спорте, информацию. Причем сообщать ее можно было не только во время прохода нашей команды, но и тот момент, когда на стадионе происходило ледовое шоу, посвященное американской истории. И сделанное (претензия не к ОРТ) на редкость бездарно.

Комментатор Михалков все полтора часа эфира говорил только об одном - о национальном духе американцев, с которых мы должны брать пример. Все это произносилось без остановки и без всякой попытки как-то развить банальные и примитивные размышления. Не преминул Никита Сергеевич и похвалить инициативу президента по офизкультуриванию страны. И при этом ни разу в голову знаменитого кинематографиста не пришла мысль, что гордость своей страной навязать невозможно.

К счастью, не один Никита Сергеевич представлял нам открытие Олимпиады. Мэтр спортивной тележурналистики, комментатор НТВ+спорт Анна Дмитриева, не вдаваясь в политику, блестяще рассказала обо всех предлагаемых обстоятельствах начавшихся Игр √ про шансы наших спортсменов, про соперников, про зимние виды спорта.

Ко всеобщей радости телезрителей, "михалковщины" в эфире ОРТ было немного. Порадовали метаморфозы, происшедшие с программой Николая Николаева "Независимое расследование". Расставшись с киселевским НТВ, где абсолютное большинство его программ были посвящены сведению счетов с противниками олигарха-хозяина, Николаев только выиграл. Его последняя программа, рассказывающая о трагедии семьи Леоновых, достойна высокой оценки. Глава семьи Виктор Михайлович был посажен в СИЗО только потому, что его фамилия-имя-отчество полностью совпадали с ФИО человека, находящегося в розыске. Других мотивов у милиции не было, однако Леонов просидел в камере три месяца. Выпустили его лишь тогда, когда преступник-однофамилец пришел с повинной. Пострадавший Леонов - инвалид второй группы - с трудом переносил ужасы содержания в российском СИЗО. После освобождения он прожил всего несколько дней, скончавшись от обширного инфаркта. Его вдова требует моральной и денежной компенсации от Брянского УВД, но правоохранительные органы стеной встали на защиту своего псевдодостоинства.

Николай Николаев дал высказаться в эфире всем заинтересованным сторонам. Он не занимал позицию прокурора, адвоката или третейского судьи, но главные вопросы задать и поставить сумел. Не знаю, поможет ли вдове Леонова эта программа, но МВД долго придется очищать свои погоны.

Начав работать на ОРТ, Николай Николаев освободился от пут идеологического заказа. В отличие от своего коллеги по работе на канале Алексея Пиманова - ведущего и продюсера программы "Человек и закон". В очередной передаче, будто гонясь за славой Минкина или Хинштейна, как за синей птицей, Пиманов, упиваясь своей ролью "борца за правду", вещал о "шпионской" деятельности журналиста Пасько. Чтоб другим неповадно было.

Об одном только забыл ведущий передачи о правосудии Пиманов. Это аксиомы журналистики, где сказано: для того, чтобы сделать выводы, нужно, как минимум, выслушать и сторону противника. Между прочим, коллеги и человека, который имеет право изложить хотя бы свою версию происходящего.

Проект "Последний герой" закончился на прошедшей неделе, и сегодня его смело можно признать серьезным телевизионным событием. При этом нельзя не заметить, что истинный масштаб этого деяния Константина Эрнста, Александра Любимова и Сергея Кушнерева стал понятен далеко не сразу. Поначалу интрига развивалась, на мой взгляд, достаточно вяло, а пафос программы удивлял своей циничностью. Думалось, стоило ли ехать на необитаемый остров, чтобы в джунглях играть в "Слабое звено"? Первые из тех, кто не стал последними героями, мало чем запомнились.

Закадровые творцы островного мира поначалу казались растерянными, им явно не хватало четкого позиционирования финальной задачи проекта. Эта цель сформулировалась в процессе игры, а в последнем выпуске даже была названа кем-то из участников. Конечно, центром и движущей силой, заставляющей с огромным интересом смотреть эту программу, стали вопросы нравственные: чем ты можешь поступиться ради обретения трех миллионов рублей и какова цена сохранения собственной личности? Азартная игра в робинзонов из зрелища с глянцевыми картинками тропической природы превратилась в серьезнейшее исследование человека как такового. Не знаю, какие конкурсы, задания и выигрыши фигурировали в западных версиях этой игры, но было очевидно, что наши авторы их не калькировали. Учитывались психология, особенности биографии и поведения каждого отдельного участника. Помимо "провокаций" для команды в целом, были придуманы проверочные тесты для каждого в отдельности. Чем яснее формулировали внутри себя задачу игры ее создатели, тем острее и ярче становилась драматургия программы, тем больше не рисованная, не украшенная тропиками, а реальная жизнь ее участников становилась частью нас, зрителей. Ведь, несмотря на отсутствие какой бы то ни было интерактивности "Последнего героя", нам тоже приходилось делать выбор, определяться в своих симпатиях и отвечать себе на вопросы: почему нравится или не нравится тот или иной человек и какие критерии в познании истины ты считаешь главными для себя?

Сегодня становится ясно, что на канале ОРТ борются два типа телевизионного сознания: одно работает по заказу, другое - по совести; благодаря одному, наверное, пытаются сохранить финансирование канала, благодаря другому - привлечь зрителя и остаться первым из первых по востребованности.

У Эрнста и компании профессионалов, работающих с ним, обслуживать получается плохо. Вспомните Доренко. Программа Владимира Познера, пусть порой и высказывающегося некстати и позволяющего занудствовать своим гостям, - каждому неравнодушному человеку кажется по-настоящему заинтересованной в том, какими будем мы с вами завтра. Наверное, стоит показывать, например, фильм-сериал о женской тюремной психушке "Клетка" (эфир прошлой недели) не в прайм-тайм, а вместо Диброва и его ночных галлюцинаций. И все же хочется верить, что борьба двух стихий, двух типов сознания на ОРТ окончится победой того, что востребовано человеком (читай - зрителем). Между прочим, это и будет прямой победой рыночной экономики над тем псевдокапитализмом в средствах массовой информации, который мы наблюдали в последние десять лет.