Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Культура в городе
В поисках архитектурного пристанища

Дата публикации:  20 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

За последние годы Москва изменилась почти до неузнаваемости: из грязного серо-коричневого города она превращается в разноцветный затейливый торт. И дело здесь не только в решении мэра организовать художников и красить здания строго по регламенту. Москва меняется благодаря многочисленным новостройкам, которые щедро разворачиваются практически на каждой центральной улице города.

Новые московские объекты чрезвычайно разнообразны как по жанру, так и по стилю исполнения. Конечно, лидируют среди новостроек офисные помещения и торговые павильоны. На втором месте - развлекательно-досуговые заведения. Особняком стоит жилищное строительство: его объемам может позавидовать любой российский город, но вот о своеобразии облика пока говорить рано. Самую немногочисленную группу новостроек составляют объекты культуры - театры, музеи, галереи и выставочные комплексы.

По пальцам можно пересчитать сданные в эксплуатацию в последние два-три года новые театры. Как правило, торжественный сбор первых лиц города происходит по случаю удачно завершенной реконструкции исторического здания или церемонии закладки первого камня. Не хочу издеваться, но нередко этот же камень становится последним, а готовые проекты десятилетиями пылятся в архивах Москомархитектуры.

К удачным архитектурным премьерам прошлого года можно отнести открытие Центра им. Мейерхольда на Новослободской улице (архитектор Ю.Гнедовский, художественный руководитель В.Фокин). Его создание растянулось более чем на 10 лет: сначала на этом участке собирались построить французский банк, но иностранные инвесторы, впечатленные путчем, спешно ретировались, затем уже г-н Фокин искал спонсоров и даже ждал помощи от государства. Тем, что центр все-таки был достроен, он не в последнюю очередь обязан столичному правительству, которое приняло закон, позволяющий московским предприятиям часть налога на прибыль перечислять "на культуру". предприятий. Здание это, конечно, поражает неискушенных горожан своими циклопическими объемами и формами (общая площадь - более 26 тысяч квадратных метров). По замыслу архитектора, его конструкция имитирует макет декорации к спектаклю Мейерхольда "Великолепный рогоносец". Внутри - сплошной театральный хай-тек: несколько репетиционных залов, сцена-трансформер и прочие технические прибамбасы, стеклянный купол-потолок. Под собственно театральные функции здесь отведено 4 тысячи квадратных метров, все остальное - коммерческие площади, за счет которых и будут окупаться эксперименты Валерия Фокина.

Еще один свежий культурный объект - Школа драматического искусства Анатолия Васильева, построенная на месте кинотеатра "Уран". От последнего в ходе реконструкции мало что осталось, но зато результат трудов (архитекторы Б.Тхор и С.Гусарев) критики дружно признают одной из самых интересных архитектурных реализаций прошлого года. Планировку здания никак не назовешь простой - это система галерей, переходов, винтовых лестниц и разновеликих пространств, раскинувшихся под эффектной двускатной прозрачной крышей. Интересно, что залы ("Глобус", "Манеж" и "Тау-зал") сориентированы по сторонам света и сочетают в себе новейшие театральные технологии и секреты русских зодчих (так, в стенах "Манежа" ради усовершенствования акустики замурованы полые кувшины).

Если обратиться к заграничному опыту последних лет, то придется признать: номенклатура объектов культуры на Западе необычайно широка. Варианты их градостроительного решения и архитектурного оформления многообразны, начиная от приспособления исторических и культовых зданий под новые общественные функции и заканчивая выделением больших территорий под объекты культуры (например, этнографические деревни, музейные комплексы под открытым небом и пр.). Любимыми объектами для современных архитекторов были и остаются выставочные комплексы. Они могут располагаться как в пределах городской черты (скажем, "Messe Berlin" в Берлине), так и за ее пределами ("Messe Muenchen" в Мюнхене). Эти "находки" в области архитектурных и конструктивных решений ярко иллюстрируют тенденцию превращения специализированных общественных центров в полифункциональные: комплексы, функционирующие круглогодично, постепенно "обрастают" сопутствующими обслуживающими объектами - гостиницами, супермаркетами, ресторанами.

Подобные сценарии, как видим, и нам не в диковинку. Наоборот, строительство выставочного комплекса, удачно совмещающего в себе пропаганду высокого искусства и удовлетворение земных потребностей, - теперь единственно возможный способ возвести объект и создать в его стенах прибыльное предприятие.

По такому сценарию, например, создается Российский культурно-деловой центр "Красные холмы" (архитекторы Ю.Гнедовский, В.Красильников, Д.Солопов, С.Гнедовский, М.Гаврилова). Сейчас этот объект частично готов к сдаче. Он возводится на некогда заброшенном земельном участке в виде треугольника между Москвой-рекой, Шлюзовой набережной и Садовым кольцом. Архитектурное решение комплекса неоднократно подвергалось критике за свою излишнюю монументальность, обилие шпилей и башенок. Кое-какие замечания даже проектировщики учли: например, понизили купол и видоизменили контур здания с круглого на многогранный, что позволило уйти от прямых ассоциаций со спортивным сооружением. Теперь композиция "Красных холмов" скорее напоминает русские кремли и монастыри с их богатыми силуэтами и пластикой зданий. Застройка этой территории осуществляется в два этапа: сначала были возведены коммерческие объекты, а затем, на средства от их реализации, приступили ко второй очереди - культурно-спортивной. Даже по московским меркам размах сооружения впечатляет. В комплексе общей площадью 200 тысяч квадратных метров разместятся Международный дом музыки, кинотеатр, выставочный зал, центр досуга, информационный центр, гостиница, многочисленные рестораны, кафе, магазины, конференц-залы, здания офисов площадью около 100 тысяч квадратных метров. Подвальные ярусы, по столичной традиции, отведены под автостоянки.

Аналогичный сценарий взят за основу и при сооружении Государственного Академического театра классического балета (архитекторы А.В.Анисимов, Н.И.Жемчужникова, О.Г.Семенова, И.И.Тажиев). В 1993 году коллективу театра был передан памятник архитектуры 1914 года - "Бывшие конюшни Л.А.Монташева на Скаковой улице" - в целях реконструкции и приспособления под театр. Земельный участок оформили в аренду сроком на 49 лет. Проект реконструкции предусматривал сооружение зрительного и репетиционных залов, служебных театральных помещений, а, кроме того, ресторана, кафе, административных помещений для Международного Центра Балета, специализированных мастерских, спортивно-оздоровительного комплекса. Для инвесторов этот проект оказался особенно привлекателен коммерческой составляющей: офисно-гостиничное здание (18,5 тысяч кв. м.), жилой дом, подземная автостоянка. В 1994 году было начато строительство первой очереди, и в настоящий момент часть офисов уже успешно сдана в аренду. А вот сооружение непосредственно театральных помещений отложено на неопределенный срок. И увы, подобная участь постигает очень многие "культурные" проекты.

До сих пор ждет своей реализации проект Дома друзей Третьяковской галереи (архитектор А.Ларин). Проект был заказан Третьяковской галереей и предусматривал виртуозное соединение выставочных залов с рестораном и офисами в единый уютный комплекс, гармонично вписанный в пространство Малого Толмачевского переулка. В том же 1996 году был разработан проект экспозиция музея "Мир, Прогресс, Права человека" имени А.Д.Сахарова (архитекторы Е.Асс, И.Билашенко, Д.Винниченко, И.Вознесенский). Разместить ее предполагалось на Крымском валу. Стилистически объект несколько напоминает расположенный тут же ЦДХ: простая пространственная структура из четырех параллельных нефов, разделенных стеллажами, воспроизводит типологию архива или колумбария. Материалы и конструкции стен и стеллажей, а также освещение последовательно изменяются от грубой кирпичной кладки в глухом и темном первом нефе - через сталь, дерево и стекло - до легкого шелка в последнем нефе, светлом и прозрачном.

Года полтора назад в прессе появились сообщения о строительстве еще одного центра театральной культуры и зоны отдыха - комплекса Открытый театр "Звездный мир". Возводить его собирались на Лужнецкой набережной, на территории заводов "Союз" и "Гелиймаш". Техническое решение объекта отличается элегантностью: его центральным сооружением станет амфитеатр для фестивалей под открытым небом, с трансформируемой кровлей на случай непогоды и просто зимы. Как объясняют идейные вдохновители проекта, название театра "открытый" означает "общедоступный". Эпитет же звездный появился благодаря идее вмонтировать в стены комплекса скульптурные "звезды". С именами знаменитостей. Естественно, в комплексе были предусмотрены также здание с театральными залами, гостиница, рестораны, парк с аттракционами, магазины. За реализацию проекта взялись бельгийские инвесторы, готовые вложить в него 350 миллионов долларов США, но и эта инициатива постепенно рассосалась.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин неоднократно заявлял, что культура есть приоритетное направление развития города. Это положение нашло свое отражение и в новом Генеральном плане Москвы, а именно в разделе о столичных функциях. Не секрет, что из центра Москвы постепенно будут выведены почти все промышленные предприятия, не прибавляющие Белокаменной блеска. Заменить их предполагается как раз музеями, театрами, пешеходными зонами. Возможно, и эти проекты останутся на бумаге, но пока сокрушаться рано.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Никита Явейн, Изнасилование или торжество деконструкции? /19.02/
Я вижу определенный героизм архитектуры и архитекторов в том, что у нас не было таких моссов или - что таким моссам мы били по голове. Надеюсь, и будем бить. (отзывы)
Олег Харченко, Мариинский театр обретет новое здание /18.02/
Сегодняшний проект Мосса не соответствует технологической схеме. Но я бы не хотел, чтобы у вас сложилось впечатление, что цель проведения конкурса - отбраковать проект Мосса.
Елена Трофимова, Гендерный язык Татьяны Антошиной /14.02/
Старые гендерные стереотипы не устраивают не только художниц, занятых современным искусством, но и художников-мужчин...
Татьяна Рыбакина, Можно ли научить культуре... /14.02/
Имена архитекторов, пусть очень достойных, возникают непонятно как. И, естественно, это раздражает.
Валентина Тоцкая, ОРТ - орел или решка /12.02/
Могущественное ОРТ, выделившее под открытие Олимпиады полтора часа, вряд ли рассматривало в качестве реального конкурента канал, еще недавно доступный только обладателям зеленых тарелок и имевший очень ограниченную аудиторию. Однако сильнейшие явно просчитались.


предыдущая в начало следующая
Анна Мартовицкая
Анна
МАРТОВИЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: