|
||
/ |
Культура в городе В поисках архитектурного пристанища Дата публикации: 20 Февраля 2002 За последние годы Москва изменилась почти до неузнаваемости: из грязного серо-коричневого города она превращается в разноцветный затейливый торт. И дело здесь не только в решении мэра организовать художников и красить здания строго по регламенту. Москва меняется благодаря многочисленным новостройкам, которые щедро разворачиваются практически на каждой центральной улице города. Новые московские объекты чрезвычайно разнообразны как по жанру, так и по стилю исполнения. Конечно, лидируют среди новостроек офисные помещения и торговые павильоны. На втором месте - развлекательно-досуговые заведения. Особняком стоит жилищное строительство: его объемам может позавидовать любой российский город, но вот о своеобразии облика пока говорить рано. Самую немногочисленную группу новостроек составляют объекты культуры - театры, музеи, галереи и выставочные комплексы. По пальцам можно пересчитать сданные в эксплуатацию в последние два-три года новые театры. Как правило, торжественный сбор первых лиц города происходит по случаю удачно завершенной реконструкции исторического здания или церемонии закладки первого камня. Не хочу издеваться, но нередко этот же камень становится последним, а готовые проекты десятилетиями пылятся в архивах К удачным архитектурным премьерам прошлого года можно отнести открытие Еще один свежий культурный объект - Школа драматического искусства Анатолия Васильева, построенная на месте кинотеатра "Уран". От последнего в ходе реконструкции мало что осталось, но зато результат трудов (архитекторы Б.Тхор и С.Гусарев) критики дружно признают одной из самых интересных архитектурных реализаций прошлого года. Планировку здания никак не назовешь простой - это система галерей, переходов, винтовых лестниц и разновеликих пространств, раскинувшихся под эффектной двускатной прозрачной крышей. Интересно, что залы ("Глобус", "Манеж" и "Тау-зал") сориентированы по сторонам света и сочетают в себе новейшие театральные технологии и секреты русских зодчих (так, в стенах "Манежа" ради усовершенствования акустики замурованы полые кувшины). Если обратиться к заграничному опыту последних лет, то придется признать: номенклатура объектов культуры на Западе необычайно широка. Варианты их градостроительного решения и архитектурного оформления многообразны, начиная от приспособления исторических и культовых зданий под новые общественные функции и заканчивая выделением больших территорий под объекты культуры (например, этнографические деревни, музейные комплексы под открытым небом и пр.). Любимыми объектами для современных архитекторов были и остаются выставочные комплексы. Они могут располагаться как в пределах городской черты (скажем, "Messe Berlin" в Берлине), так и за ее пределами ("Messe Muenchen" в Мюнхене). Эти "находки" в области архитектурных и конструктивных решений ярко иллюстрируют тенденцию превращения специализированных общественных центров в полифункциональные: комплексы, функционирующие круглогодично, постепенно "обрастают" сопутствующими обслуживающими объектами - гостиницами, супермаркетами, ресторанами. Подобные сценарии, как видим, и нам не в диковинку. Наоборот, строительство выставочного комплекса, удачно совмещающего в себе пропаганду высокого искусства и удовлетворение земных потребностей, - теперь единственно возможный способ возвести объект и создать в его стенах прибыльное предприятие. По такому сценарию, например, создается Российский культурно-деловой центр Аналогичный сценарий взят за основу и при сооружении Государственного Академического театра классического балета (архитекторы А.В.Анисимов, Н.И.Жемчужникова, О.Г.Семенова, И.И.Тажиев). В 1993 году коллективу театра был передан памятник архитектуры 1914 года - "Бывшие конюшни Л.А.Монташева на Скаковой улице" - в целях реконструкции и приспособления под театр. Земельный участок оформили в аренду сроком на 49 лет. Проект реконструкции предусматривал сооружение зрительного и репетиционных залов, служебных театральных помещений, а, кроме того, ресторана, кафе, административных помещений для Международного Центра Балета, специализированных мастерских, спортивно-оздоровительного комплекса. Для инвесторов этот проект оказался особенно привлекателен коммерческой составляющей: офисно-гостиничное здание (18,5 тысяч кв. м.), жилой дом, подземная автостоянка. В 1994 году было начато строительство первой очереди, и в настоящий момент часть офисов уже успешно сдана в аренду. А вот сооружение непосредственно театральных помещений отложено на неопределенный срок. И увы, подобная участь постигает очень многие "культурные" проекты. До сих пор ждет своей реализации проект Дома друзей Третьяковской галереи (архитектор А.Ларин). Проект был заказан Третьяковской галереей и предусматривал виртуозное соединение выставочных залов с рестораном и офисами в единый уютный комплекс, гармонично вписанный в пространство Малого Толмачевского переулка. В том же 1996 году был разработан проект экспозиция музея "Мир, Прогресс, Права человека" имени А.Д.Сахарова (архитекторы Е.Асс, И.Билашенко, Д.Винниченко, И.Вознесенский). Разместить ее предполагалось на Крымском валу. Стилистически объект несколько напоминает расположенный тут же ЦДХ: простая пространственная структура из четырех параллельных нефов, разделенных стеллажами, воспроизводит типологию архива или колумбария. Материалы и конструкции стен и стеллажей, а также освещение последовательно изменяются от грубой кирпичной кладки в глухом и темном первом нефе - через сталь, дерево и стекло - до легкого шелка в последнем нефе, светлом и прозрачном. Года полтора назад в прессе появились сообщения о строительстве еще одного центра театральной культуры и зоны отдыха - комплекса Открытый театр "Звездный мир". Возводить его собирались на Лужнецкой набережной, на территории заводов "Союз" и "Гелиймаш". Техническое решение объекта отличается элегантностью: его центральным сооружением станет амфитеатр для фестивалей под открытым небом, с трансформируемой кровлей на случай непогоды и просто зимы. Как объясняют идейные вдохновители проекта, название театра "открытый" означает "общедоступный". Эпитет же звездный появился благодаря идее вмонтировать в стены комплекса скульптурные "звезды". С именами знаменитостей. Естественно, в комплексе были предусмотрены также здание с театральными залами, гостиница, рестораны, парк с аттракционами, магазины. За реализацию проекта взялись бельгийские инвесторы, готовые вложить в него 350 миллионов долларов США, но и эта инициатива постепенно рассосалась.
|
|
|
||