Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Архитектура и вопрос о власти / Обзоры / < Вы здесь
Современная архитектура как повод решить вопрос о власти
Дата публикации:  21 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

рхитектурного эксперимента в Петербурге не произойдет", - заявил в начале февраля губернатор города Владимир Яковлев. Комиссия по празднованию 300-летия, по его словам, Мариинкой заниматься пока не собирается: "Техническими вопросами комиссия заниматься не будет", - сказал Яковлев.

Он исключил возможность какого-либо публичного скандала, связанного с обсуждением нового здания Мариинки, и заметил еще, что "окончательное решение будут принимать Градостроительный совет Петербурга и общественный экспертный совет".

Почти две недели губернатор молчал. Вернее будет сказать, что отмалчивался. Хотелось побыть, наверное, над схваткой, глядя, как сходятся дуэлянты... Но сразу и не скажешь, кто же именно схлестнулся здесь.

Попробуем разобраться.

Судя по всему, проект был заказан американскому архитектору Эрику Моссу не без участия Госстроя. Иначе не стал бы Анвар Шамузафаров, глава соответствующего ведомства, так истово продвигать сей умопомрачительный проект, привлекая к этому процессу (или, если угодно, находя союзников) известных и уважаемых во всех предыдущих случаях журналистов, пишущих на архитектурные темы.

Эрик Мосс, известный - а если воспользоваться определением, которым оперирует Никита Явейн, ответственный за сохранение памятников Санкт-Петербурга - раскрученный архитектор. Лицо неравнодушное. Судя по тому, как внимательно следит он за своим сюжетом - его отражением в российской прессе, - история эта ему по-прежнему интересна. Тем более что - поговаривают - проект Эрика Мосса уже закуплен МУАРом за девять миллионов рублей. И деньги переведены будто бы Госстроем. Интересно, и - коли так √ это еще больше уверяет нас в том, что и Госстрой, и сам Мосс от своего проекта вряд ли отступятся. И если один захочет плюнуть, то другой уж точно не даст выйти из игры. Коней, как известно, на переправе не меняют. А тут - такая удачная вышла "упряжка". Правда, в позиции Госстроя сомнительным видится само приглашение Мосса. Деконструктивизм деконструктивизмом, но куда естественнее, понятнее было бы, если бы Госстрой ангажировал архитектора, имеющего театральный опыт. А такие ведь тоже есть. Не хотите наших, отечественных (взять хотя бы и тех, что причастны к появлению в Москве Театра "Школа драматического искусства" на Сретенке), обратите свои взоры на Финляндию, где только-только построены новые театральные здания в Хельсинки и в Тампере.

Валерий Гергиев вроде бы долгое время числился среди сторонников эффектного американского проекта. Не знаем, нравится ли ему проект Мариинского театра, его нового здания. Понимает ли, что половину спектаклей и концертов придется ему дирижировать "в счет" мытья стеклянного фасада. Ибо стеклянный пузырь с обратным уклоном, чем является в проекте Эрика Мосса зрительское фойе (кажется, именно оно), непременно и стремительно будет пачкаться. Питерская экология и ветры, дующие как раз в этих самых местах, на сих театральных углах, тому будут лишь способствовать. Стеклянный потолок неизменно будет радовать публику грязно-зелеными переливами, этакая заболоченность будет над головой. А белые лебеди в этом пруду, кажется, никем еще не предусмотрены... Но оставим в стороне иронию.

Дорогая машина требует дорогого ухода. "Мерседес" не покупают на последние деньги. Проект Мосса потребует невероятно больших эксплуатационных расходов. Понимает ли это Гергиев? Его позиция важна, поскольку, кажется, вышеназванным участникам этот аспект не представляется существенным.

Но Гергиев заинтересован в том, чтобы проект - тот или другой - реализовался как можно быстрее. Официальные лица не скрывают, что в недалеком будущем контроль над государственным пакетом в новом юридическом лице, которое появится непременно в "Новой Голландии", перейдет к Валерию Гергиеву.

Так что, как говорится, что угодно, лишь бы поскорее...

Кому это выгодно, - вопрос, пожалуй, наиболее интересный. Всегда интересный.

Кому вообще выгоден наметившийся конфликт? И какую выгоду могут извлечь участники этой истории, явные или же закулисные?

Моссу и, видимо, Шамузафарову выгодно победить и построить.

Петербургскому главному архитектору - отстоять консервативные принципы северной столицы.

Владимиру Яковлеву, кажется, по вкусу, если Гергиев окажется в стороне. Чуть-чуть меньше Валерия Абисаловича - значит, чуть-чуть больше самого губернатора. Пока же, как известно, Гергиев обращается с президентом напрямую.

И, пожалуй, не ошибемся, если скажем, что небольшое поражение Гергиева больше всего было б на руку министру культуры Михаилу Швыдкому. Противостояние, вышедшее на поверхность в конце 2001 года, никак ведь не разрешилось. Ушло под воду, вернее, под ковер. И недаром же Михаил Швыдкой не торопится обозначить свою позицию. Зачем? Гергиева сейчас будут "бить" другие.

Напомним, что до объявления конкурса остались считанные дни.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Елена Гаврилова
Елена
ГАВРИЛОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: