Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Искусство на "гражданскую тему" / Обзоры / < Вы здесь
Олимпиада и не только
О гордости за страну лучше петь под хорошую музыку

Дата публикации:  27 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Надежды тех, кто мечтал сделать Россию страной спорта, сбылись. Пока - на пространстве отдельно взятой телевизионной недели. К сожалению для здоровья нации, - в пассивном, созерцательном варианте.

Страсти кипели нешуточные, языки соревновались в гибкости и остроте, результаты проб на допинг и критические дни одной из лыжниц подавались в информационных программах как главные новости, практически все главные ток-шоу недели были посвящены обсуждению плохого поведения Международного олимпийского комитета. Кое-кто договорился даже до возможности начала второй холодной войны с Америкой по причине неправедного поведения судей на Играх в Солт-Лэйк-Сити.

Развивайся олимпийский сюжет иначе, такой активности страны вокруг спорта не случилось бы. Представьте себе, что вторые золотые медали в парном катании оспаривались бы не у наших, а, допустим, у французов. Нас бы, конечно, посвятили в эту историю, но она обсуждалась бы где-нибудь в обзоре спортивных новостей и зачитана как рядовое известие. Ровно так, как подавалась информация о том, что у испанского лыжника, занявшего первое место, обнаружен допинг в крови.

Казалось, каналы и их новостные программы обслуживали корпоративные интересы. И немудрено: условия трансляции Игр каналы так или иначе должны были обсуждаться с национальным Олимпийским комитетом. Именно поэтому вялые и одновременно экстремистские заявления начальников от спорта подавались как серьезные выступления людей, которые что-то вправе решать (так продолжалось бы до самой церемонии закрытия, не вступись за наших спортсменов наш же, российский, президент). Косноязычный Тягачев в этой ситуации смотрелся по меньшей мере экстравагантно, особенно странно он выглядел на фоне рассказа о трудностях Лазутиной.

Чиновники, даже руководимые вице-премьером правительства, оказались бессильными что-либо поменять в хорошо подготовленной оппонентами ситуации. Но и признать себя слабаками не захотели, не могли. Наше же телевидение, причем все каналы сразу, довольно долго принимало их детский лепет на веру. Отправили наших спортсменов на родину √ будто бы потому, что не смогут они занять призовые места. И √ хорошо, и ладно. Хотя профессиональный журналист, конечно, докопался бы, узнал, что в некоторых видах спорта, именно зимнего спорта мы никогда не занимали призовых мест, что у нас и трамплина-то девяностометрового нет. И вообще: в Олимпиаде главное √ не победа, а участие. Олимпийские чиновники соврали, публика съела. Журналисты не стали доискиваться до правды. Все хороши (в смысле √ плохи)!

То, что происходило на Олимпиаде, а главное, то, как отражалось происходящее в наших теленовостях, показало, насколько мы готовы к оборонительной позиции. Прежде на уроках по начальной военной подготовке нам вдалбливали в головы, что наступление √ основной и чуть ли не единственный вид боевых действий советской армии. Теперь же наступление √ вид боевых действий или, если угодно, жанр - нам неприятный, мы в нем слабы сегодня. Готовы принять чужие условия игры и долго дискутировать о том, сколь неправеден был наступавший, а начать что-нибудь первыми - увольте. Чиновников в этой ситуации понять можно, но принимать их позицию как единственно верную и истово повторять ее как-то не к лицу профессионалам в информации.

Но картинка, особенно если уметь читать между строк и внутри кадра, говорит гораздо больше, чем слова, сказанные на ее фоне. Телевидение, явно не желая того, "продало" нашу спортивную администрацию. Пророссийское движение, в отличие от хорошо организованного антироссийского, выглядело в отражении новостного вещания по меньшей мере неубедительно и диковато. Понять из комментариев, что же все-таки реально происходит вокруг нашей сборной на Олимпиаде, было невозможно. Пафос обличения американцев перевешивал собственно факты и превращал нормальные новости, которые и в России научились делать, в пропагандистскую информацию. Что не могло не раздражать и не усиливать чувство обиды за российских спортсменов. Не стоили они такой одиозной и поверхностной защиты. Да и от кого, собственно говоря, их защищали - от народа, готового отдать свою любовь и победителям, и побежденным?

Политическая ориентированность олимпийских новостей, к счастью, не отразилась на собственно спортивных программах, которыми всю неделю был заполнен эфир ОРТ и РТР.

Одним из хороших примеров √ не игры, но комментария, - стал хоккейный матч Россия-США, показанный в прямом эфире в ночь с пятницы на субботу на ОРТ. Интерес рядового зрителя к этой игре, начавшейся в два часа ночи по московскому времени, спасли отнюдь не качество хоккея и не переживания за страну. У спасателей были конкретные имена - Андрей Голованов и Виктор Гусев, спортивные обозреватели ОРТ. Драматургия их комментария часто выстраивалась контрапунктом к тому, что происходило на льду. Вялое передвижение спортсменов контрастировало со страстным существованием за кадром атакующей зрительское сознание пары Гусев-Голованов. Эта команда весь матч играла в тот хоккей, который наша сборная, словно "накачанная" энергией комментария, показала в третьем тайме. И в том, что - как наверняка будет свидетельствовать рейтинг и показатели расхода электроэнергии в эту ночь - даже неспортивные люди просидели у экрана телевизора до пяти утра, болея за хоккей, огромная заслуга Гусева и Голованова. По страстности и накалу произносимые ими тексты напоминали лучшие выступления в эфире знаменитого Котэ Махарадзе. Их заряд, энергия и позволили этой игре запомниться напряженным состязанием. Что не всегда соответствовало реальности, но позволило нам, зрителям, покинуть кресло болельщика без ощущения катастрофы, муки и стыда.

Высокий класс спортивного комментария, продемонстрированный на ОРТ, РТР и особенно на НТВ+спорт, диссонировал с суждениями дилетантов, каких было множество. Стоит как самые яркие отметить выступления Владимира Жириновского в эфире "НТВ+спорт" и Михаила Задорнова в программе "Зеркало" у Николая Сванидзе.

Владимир Вольфович был ярок, громок, безапелляционен. Из его речей следовало, что Матвиенко отдыхает в Солт-Лэйк-Сити, а делать ей там нечего, ей нужно сидеть в России и "заниматься наркотиками". Что на Олимпиаду не тех людей послали ("серость одна поехала") и будь там Жириновский, американцы не знали бы куда деться от ужаса и вели бы себя самым тишайшим образом. Что в России срочно надо открыть "Управление кадров по талантам".

Несмотря на весь экстремизм, лидер ЛДПР выглядел даже цивилизованно в сравнении с сатириком Задорновым. Последнему явно не давал покоя исполненный Марком Захаровым лет десять назад телевизионный моноспектакль "Сожжение партбилета". Теперь Задорнов исполнил, можно так сказать, второй акт этого "документального" действа (ау, мастера документальной драмы!). На глазах у всей страны и предельно удивленного Николая Сванидзе, Задорнов достал свой заграничный паспорт, развернул на странице, где стояла годовая американская виза, и перечеркнул ее крест-накрест. Вот, дескать, янки, получайте. Именно так я, гражданин России, буду протестовать против ваших олимпийских интриг. Давно не видали мы спектакля безвкуснее и пошлее этого. Американцам все равно. Они внесут Задорнова в черный список и впредь визу в США давать не будут. А нам - позор. Вместо того, чтобы профессионально защищать права российских спортсменов, устраиваем дешевое шоу на государственном канале, опуская уровень дискуссии до показа голого зада. К чести Сванидзе, он, как мог, дистанцировался от выступления гостя.

В каком-то смысле продолжением государственной темы теленедели стали торжества по случаю Дня защитника Отечества, вернее, сам праздничный концерт в Кремлевском дворце съездов, который транслировал ОРТ (но, хочется думать, сам канал к этому продукту отношения не имеет).

Тут есть, о чем поговорить. Имя режиссера этого телевизионного шоу, мало что говорящее людям театра или кино, тем не менее все чаще встречается в титрах телевизионных шоу такого вот праздничного государственного размаха. Похожей государственной пошлостью был "освящен" концерт, посвященный юбилею разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Теперь вот √ День защитника Отечества. Складывается жанр. Не складывается √ возрождается. Жанр концерта, какими обыкновенно открывались и закрывались партийные съезды (большим мастером таких вот отчетно-выборных концертных торжеств был в свое время режиссер Большого театра и народный артист СССР Георгий Ансимов). Немного эстрады, много разных коллективов, военные на сцене, патриотические песни в безвоздушном исполнении, пафос на пустом месте┘ Мертвечина, оправданная тем лишь, что для артиста появиться в таком концерте √ знак государственного признания и, вероятно, неплохого заработка. Из новых традиций √ ничем не оправданное вставание на песне Олега Газманова про офицеров┘ Кто начал √ нынче уж и не вспомнить, а выглядит глупо. Это ж не "Интернационал", и слова √ не слишком задевающие за душу и сердце┘

Иначе как дремучим это произведение концертного искусства назвать невозможно. Если бы камера время от времени не показывала Путина и Касьянова, можно было бы смело принять это все за праздничный концерт времен глухого застоя. Апофеозом стало выступление детей во славу армии. Мизансцены, пафос, даже тексты, пропеваемые как речевки, все было калькой того, что мы уже давным-давно похоронили в собственном сознании. Не хватало только пионерских галстуков. Впрочем, еще одного не доставало - качества. Прежде нас баловали локтевским ансамблем, нынче художественная самодеятельность вышла на главную сцену России. Сразу же после окончания концерта ОРТ показало клип на музыку группы "Любэ", посвященный премьере фильма "Спецназ". И сразу стало понятно, что славить нашу армию, которая, конечно, имеет реальные заслуги, можно и так, чтобы это вызывало и гордость, и уважение.

На этой же неделе произошло событие, пока еще не нашедшее отражения в реальном эфире, но позволяющее думать, что у канала РТР появились возможности обрести новое лицо (между новостями). С приходом Олега Добродеева информационно-политическое вещание на РТР изменилось радикально и в лучшую сторону. Остальное время заполнялось сериалами и сомнительными по качеству юмористическими программами, вроде "Аншлага" Регины Дубовицкой. Информацию о том, кто определяет политику неновостного вещания, руководство РТР не скрывало. Этим человеком был Александр Акопов, заместитель генерального директора. А он и не скрывал, что лично ему очень нравится Борис Моисеев, а, вероятно, с ним заодно - Сергей Пенкин и Филипп Киркоров, что это ему по вкусу было превратить симпатичную программу "Театр+ТВ" в пошленькие посиделки знаменитых артистов с министром культуры┘ И безоглядно РТР отдавало эфир очередным неудачным экспериментам группы "ОСП-студия". Акопов больше не работает на РТР. И это вселяет надежду на то, что государственный канал станет лучше не только в новостях и общественно-политических программах.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Искусство на "гражданскую тему"' (архив темы):
Елена Стишова, Кинематограф, который питается "подножным кормом" жизни /27.02/
Речь идет, разумеется, не о пресловутом "отражении", а о методах обработки "сырой" реальности в художественно осмысленное произведение. Наше новое кино явно предпочитает "вареное" в качестве сценарной первоосновы, выдаваемой за реальность.
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: