|
||
/ |
Как не порадеть родному человечку? Обзор бумажной прессы Дата публикации: 1 Марта 2002 Центр стратегических разработок совместно с московским бюро ЮНЕСКО провел семинар, целью которого было определение новых подходов к развитию культуры в российских регионах. Событие не яркое, поэтому мало кем замеченное, но значимое: наконец некоторые умы дошли до понимания того, что Москва - еще не Россия, а Россия - это не только Москва. Но проблема культуры рассматривалась в показательном аспекте - не только как зависящая от экономики, но и влияющая на нее. По данным члена Научного совета московского центра Карнеги Леонида Смирнягина, в провинции за последние 2-3 года резко повысился уровень национального самосознания, понимания своей уникальности и самобытности. По его словам, это ощущение свободы возникло в провинции потому, что государство попросту ее забыло, и "московское представление о культурной отсталости окраин сильно отдает снобизмом: это мы отстали со своим сожалением по поводу культурной глухомани" ( Кинообозреватели делятся последними впечатлениями о Берлинале. Ближе к финалу был показан фильм Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" (Украина). Давненько не приходилось читать столь единодушных отзывов об одном фильме. Валерий Кичин ( В отечественный прокат выходит картина - режиссерский дебют сценариста Константина Мурзенко - "Апрель". Роман Волобуев ( Отар Иоселиани, чей фильм "Утро понедельника" получил на завершившемся Берлинале приз за режиссуру и приз ФИПРЕССИ, в интервью Андрею Плахову ("Ъ", 21 февраля) задается вопросом: "Что такое публика? Для меня это люди, которые напоминают меня самого". И дальше: "...На Голливуде второго сорта воспитано целое поколение зрителей. Это надо признать. Но я никогда не соглашусь, что процесс необратим". В последнем он, безусловно, прав. Закончившийся на прошлой неделе фестиваль японского кино в Москве порадовал количеством зрителей, которых иногда не мог вместить просторный зал ЦДЛ. Значит, интересен не только "Голливуд второго сорта". В Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открылась выставка фотографий Питера Линдберга "Женские образы". Известный и модный (во всех смыслах этого слова) фотограф прекрасно понимает особенности своей профессии, нисколько не обольщаясь: "Конечно, модная фотография - не всегда искусство, но ведь случается, что придумывается очень хорошая фотография и она ближе к искусству, чем скучная работа художника" ( Галерея "Ковчег", невзирая на все парламентские дебаты и законы, проводит выставку "Сто лет с огоньком. Курение и курильщики в русском изобразительном искусстве ХХ века". Как точно замечает обозреватель "Ъ" Милена Орлова (18 февраля): "Со времен "малых голландцев" курение имеет для художников особую притягательность. Это неудивительно: как бы ни была вредна привычка, клубы дыма всегда живописны". Можно добавить: и кинематографичны. В театре - свои "дымовые завесы". Разбираться в них - дело специалистов. Театр имени Гоголя представил свою, точнее, Андрея Максимова и Михаила Фейгина, версию судьбы маркиза де Сада. "Единственно внятной за весь вечер выглядела лишь фраза Олега Гущина (маркиз де Сад), восседающего на бронзовом бюсте, подозрительно напоминающем Андрея Максимова: "Нет, спектакль не получился!" ( "Ъ", 19 февраля, Марина Шимадина.) С "Имперским балетом" Гедиминаса Таранды выступили солисты Мариинки Фарух Рузиматов и Юлия Махалина, продемонстрировав все свои достижения, о которых невероятно точно, четко и смешно пишет Татьяна Кузнецова в "Ъ" от 20 февраля. Пишет о халтуре, которой оказались подвержены совсем молодые балетные звезды. Но больше всего внимания досталось опере. "Новая" - пропела "Снегурочку" Римского-Корсакова. Фальшиво ( (И здесь, в скобках, хотелось бы остановиться на очень деликатной проблеме. Раньше, говорят, не разрешалось в одном месте работать членам одной семьи, особенно если один √ начальник, другой из супругов - подчиненный. Наверное, и тут следовало бы иметь в виду некоторые исключения, но┘ В журналистских и музыкальных кругах никто не делает тайны из супружеского союза Елены Черемных, обозревателя "Ъ", и Петра Поспелова, ныне возглавляющего Управление творческого планирования ГАБТа. Формально они служат в разных учреждениях. Формально у них разные задачи. Но неформально - это одна сфера приложения сил, и оценивать в рецензии результаты деятельности своего супруга, пусть очень достойные, наверное, все-таки не стоит. Да, не он ставил спектакль, но ему, наверняка, принадлежит идея его привезти. И от того, как примут в прессе реализацию его идеи, зависит его дальнейшее положение. Можно было эту задачу предложить разрешить другому автору. Конечно, жена волнуется, но есть в этом некоторая неловкость, скажем так. Потому что еще совсем недавно крайне критический тон меняется на диаметрально противоположный: "настоящий героизм", "роскошная пластика", "великолепный квартет", "гениально перевоплощаясь", "безупречно вывел", а об оркестре так и вовсе однородными членами предложения - "вибрирующий, трепетный, пламенный, нежный". А в конце и совсем "наивное" удивление: "Непонятно когда успел превратиться в настоящий оперный театр" (19 февраля). Как говаривал Михаил Жванецкий: "Тщательнее надо, тщательнее". Чтоб не было мучительно больно, хотя у каждого свои понятия о боли.) Объявлены пять лучших повестей года ("Время новостей, 21 февраля). Лучшая из них будет награждена премией Ивана Белкина. Андрей Немзер, защищая "Чижика-пыжика" Феликса Светова, опрометчиво заявляет: "Если обнесут Светова, пора мне профессию менять". А ведь обнесли. Интересно, только ли это фразеологический оборот в устах известного критика? Впрочем, можно позаимствовать стойкости духа у писателя Владимира Сорокина, который невозмутимо заявляет: "Я за отделение этики от эстетики. (...) ...Считаю, что в литературе нет духовного верха и телесного низа. А есть некое единое поле. У меня горизонтальный подход к литературе. Мои вещи жестко сконструированы, внутри у них хорошо сбалансированные схемы. Это такие супрематические изделия. Людям аналитического склада ума их приятно разглядывать. Моя проза связана с русским театром абсурда, и в этом смысле я представляю русскую метафизику" (
|
|
|
||