Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Как не порадеть родному человечку?
Обзор бумажной прессы

Дата публикации:  1 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Центр стратегических разработок совместно с московским бюро ЮНЕСКО провел семинар, целью которого было определение новых подходов к развитию культуры в российских регионах. Событие не яркое, поэтому мало кем замеченное, но значимое: наконец некоторые умы дошли до понимания того, что Москва - еще не Россия, а Россия - это не только Москва. Но проблема культуры рассматривалась в показательном аспекте - не только как зависящая от экономики, но и влияющая на нее. По данным члена Научного совета московского центра Карнеги Леонида Смирнягина, в провинции за последние 2-3 года резко повысился уровень национального самосознания, понимания своей уникальности и самобытности. По его словам, это ощущение свободы возникло в провинции потому, что государство попросту ее забыло, и "московское представление о культурной отсталости окраин сильно отдает снобизмом: это мы отстали со своим сожалением по поводу культурной глухомани" ("Московские новости", # 7, 19 -25 февраля, Ольга Мартыненко). Нам привычнее читать сообщения о выставках в Берлине или Париже, чем Челябинске и Хабаровске. Мы не привыкли гордиться своей страной, если только это не Олимпиада с закулисной возней. Вот тогда просыпается патриотизм. Но все больше людей понимают, что есть еще, теплится какая-то жизнь и "внутри"┘ Можно сказать, что на эту тему вышла полоса "Арт" в "НГ" (19 февраля), подготовленная Михаилом Сидлиным. Страница целиком посвящена энтузиастам, музейщикам, живущим ох как не близко к столице: Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская область и, единственное исключение, пригород Петербурга. Впрочем, все прекрасно знают, что достаточно отъехать от столицы часа полтора-два и попадаешь в другой мир. Вот в этом "другом" мире и существуют нынешние Морозовы и Третьяковы, не в смысле "меценаты", а в значении "собиратели культуры".

Кинообозреватели делятся последними впечатлениями о Берлинале. Ближе к финалу был показан фильм Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу" (Украина). Давненько не приходилось читать столь единодушных отзывов об одном фильме. Валерий Кичин ("Известия", 19 февраля) констатирует: "...Фильм обескураживающе плох. (...) Автора подвело то, что можно назвать политической яростью, когда идея, верная или ложная, застит мир и делает его черно-белым". Андрей Плахов ("КоммерсантЪ", 20 февраля) продолжает: "Буйство образной фантазии не может скрыть беспомощность режиссера как мыслителя".

В отечественный прокат выходит картина - режиссерский дебют сценариста Константина Мурзенко - "Апрель". Роман Волобуев ("Известия", 18 февраля) с удовольствием отмечает ценность ленты: "...Умение рефлексировать светло, талантливо и непротивно для окружающих - для нас сейчас такое же почти утраченное искусство, как владение лазерным лучом джедая". Ниже сам режиссер, в интервью Марии Кувшиновой, раскрывает одну из тайн своего творчества: "Главное, чтобы люди досиживали фильм до конца и выходили с чувством, что они не зря потратили один час сорок три минуты". Еще совсем недавно приходилось читать о том, что нынешние режиссеры создают свои "шедевры", не учитывая интересов зрителя, а словно обслуживая друг друга. Об этом говорили и сами киномастера. А вот ведь, выясняется, что есть и противоположные примеры.

Отар Иоселиани, чей фильм "Утро понедельника" получил на завершившемся Берлинале приз за режиссуру и приз ФИПРЕССИ, в интервью Андрею Плахову ("Ъ", 21 февраля) задается вопросом: "Что такое публика? Для меня это люди, которые напоминают меня самого". И дальше: "...На Голливуде второго сорта воспитано целое поколение зрителей. Это надо признать. Но я никогда не соглашусь, что процесс необратим". В последнем он, безусловно, прав. Закончившийся на прошлой неделе фестиваль японского кино в Москве порадовал количеством зрителей, которых иногда не мог вместить просторный зал ЦДЛ. Значит, интересен не только "Голливуд второго сорта".

В Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открылась выставка фотографий Питера Линдберга "Женские образы". Известный и модный (во всех смыслах этого слова) фотограф прекрасно понимает особенности своей профессии, нисколько не обольщаясь: "Конечно, модная фотография - не всегда искусство, но ведь случается, что придумывается очень хорошая фотография и она ближе к искусству, чем скучная работа художника" ("Известия", 20 февраля, Ольга Кабанова). В Петербурге Новый Эрмитаж справляет свое 150-летие. Этой дате посвящена выставка "Николай I и Новый Эрмитаж". "Главная идея этого музея - порядок, - свидетельствует Кира Долинина ("Ъ", 22 февраля). - То есть то, что никак не удавалось Николаю навести в стране, но прекрасно получилось в отдельно взятом музее". Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, пытается взглянуть на историю более широко: "Авторы юбилейной выставки хотели разрушить устойчивые мифы и показать, что шедевры Эрмитажа - заслуга не только Екатерины 2, но и ее внука, и что внук вошел в историю не только как "палач декабристов" ("Известия", 21 февраля, Юлия Кантор). Но не отстает и первопрестольная. Государственный исторический музей празднует 130-летие. Тоже вполне солидная и достойная дата. Вадим Егоров, заместитель директора ГИМа по научной работе, в интервью обозревателю "Времени новостей" (20 февраля) Сергею Хачатурову рассказывает о проблемах, которые еще стоят перед музеем. Первая - отсутствие нормального фондохранилища, вторая - состояние филиалов. И, как истинный музейный работник, признается: "Для меня свобода от политической конъюнктуры - в возможности объективно отразить любое историческое событие". Только вот существуют ли вообще эти свобода и объективность...

Галерея "Ковчег", невзирая на все парламентские дебаты и законы, проводит выставку "Сто лет с огоньком. Курение и курильщики в русском изобразительном искусстве ХХ века". Как точно замечает обозреватель "Ъ" Милена Орлова (18 февраля): "Со времен "малых голландцев" курение имеет для художников особую притягательность. Это неудивительно: как бы ни была вредна привычка, клубы дыма всегда живописны". Можно добавить: и кинематографичны.

В театре - свои "дымовые завесы". Разбираться в них - дело специалистов. Театр имени Гоголя представил свою, точнее, Андрея Максимова и Михаила Фейгина, версию судьбы маркиза де Сада. "Единственно внятной за весь вечер выглядела лишь фраза Олега Гущина (маркиз де Сад), восседающего на бронзовом бюсте, подозрительно напоминающем Андрея Максимова: "Нет, спектакль не получился!" ( "Ъ", 19 февраля, Марина Шимадина.) С "Имперским балетом" Гедиминаса Таранды выступили солисты Мариинки Фарух Рузиматов и Юлия Махалина, продемонстрировав все свои достижения, о которых невероятно точно, четко и смешно пишет Татьяна Кузнецова в "Ъ" от 20 февраля. Пишет о халтуре, которой оказались подвержены совсем молодые балетные звезды.

Но больше всего внимания досталось опере. "Новая" - пропела "Снегурочку" Римского-Корсакова. Фальшиво ("Известия", 20 февраля, Елена Губайдуллина). В Нью-Йорке, в "Метрополитен-опера" Андрей (многие "по привычке" пользуются его домашним "прозвищем" Андрон) Кончаловский после Петербурга "перепоставил" "Войну и мир" Сергея Прокофьева с Дмитрием Хворостовским в партии Андрея Болконского. Остается довольствоваться мнением удивленного очевидца: "Странно, что, в прошлом музыкант, Кончаловский своей режиссерской задачей считает живые картинки на текст либретто" ("Ъ", 20 февраля, Ольга Манулкина). Интервью Кончаловского читайте в "Известиях". Но самое пристальное внимание вызвала "Адриенна Лекуврер", опера вериста Чилеа. Ее постановка (аренда) в Большом - следствие идущих в театре реформ. Судя по отзывам, спектакль в большей степени удался, что радует. Другое дело, кто сможет в этом убедиться: февральская "вахта" из трех спектаклей закончилась, в марте - два дня, далее - вопрос. Но тем не менее, как отмечает Алексей Василенко ("Время новостей", 18 февраля), "главное достижение нынешней "Адриенны" в том, что Александр Ведерников в своем первом самостоятельно сделанном спектакле показал себя как отличный театральный дирижер. Не тонули в пространных фразах Чилеа детали, броско и без треска игрались кульминации, музыканты грамотно и деликатно аккомпанировали вокалистам. Оркестр, конечно, не заиграл в одночасье на европейском уровне, но от былой одичалости не осталось и следа". Не все, к сожалению, получилось у приглашенных певцов. "Вокал на московской премьере оказался куда скромнее: звук у Адриенны по временам затухал и проваливался, а тенор героя - любовника порой срывался на крик - оба артиста, вероятно, миновали пик своей формы лет двадцать назад" ("Московские новости", # 7, Дина Кирнарская). Зато российские артисты действительно порадовали уровнем исполнения. Но куда деться от привычного скептицизма - одна ласточка погоды не делает. Надо дождаться второй. И не пропустить ее появление, а не выдавать за нее обыкновенного воробья.

(И здесь, в скобках, хотелось бы остановиться на очень деликатной проблеме. Раньше, говорят, не разрешалось в одном месте работать членам одной семьи, особенно если один √ начальник, другой из супругов - подчиненный. Наверное, и тут следовало бы иметь в виду некоторые исключения, но┘ В журналистских и музыкальных кругах никто не делает тайны из супружеского союза Елены Черемных, обозревателя "Ъ", и Петра Поспелова, ныне возглавляющего Управление творческого планирования ГАБТа. Формально они служат в разных учреждениях. Формально у них разные задачи. Но неформально - это одна сфера приложения сил, и оценивать в рецензии результаты деятельности своего супруга, пусть очень достойные, наверное, все-таки не стоит. Да, не он ставил спектакль, но ему, наверняка, принадлежит идея его привезти. И от того, как примут в прессе реализацию его идеи, зависит его дальнейшее положение. Можно было эту задачу предложить разрешить другому автору. Конечно, жена волнуется, но есть в этом некоторая неловкость, скажем так. Потому что еще совсем недавно крайне критический тон меняется на диаметрально противоположный: "настоящий героизм", "роскошная пластика", "великолепный квартет", "гениально перевоплощаясь", "безупречно вывел", а об оркестре так и вовсе однородными членами предложения - "вибрирующий, трепетный, пламенный, нежный". А в конце и совсем "наивное" удивление: "Непонятно когда успел превратиться в настоящий оперный театр" (19 февраля). Как говаривал Михаил Жванецкий: "Тщательнее надо, тщательнее". Чтоб не было мучительно больно, хотя у каждого свои понятия о боли.)

Объявлены пять лучших повестей года ("Время новостей, 21 февраля). Лучшая из них будет награждена премией Ивана Белкина. Андрей Немзер, защищая "Чижика-пыжика" Феликса Светова, опрометчиво заявляет: "Если обнесут Светова, пора мне профессию менять". А ведь обнесли. Интересно, только ли это фразеологический оборот в устах известного критика?

Впрочем, можно позаимствовать стойкости духа у писателя Владимира Сорокина, который невозмутимо заявляет: "Я за отделение этики от эстетики. (...)

...Считаю, что в литературе нет духовного верха и телесного низа. А есть некое единое поле. У меня горизонтальный подход к литературе.

Мои вещи жестко сконструированы, внутри у них хорошо сбалансированные схемы. Это такие супрематические изделия. Людям аналитического склада ума их приятно разглядывать. Моя проза связана с русским театром абсурда, и в этом смысле я представляю русскую метафизику" ("Известия", 18 февраля, Юлия Рахаева). И как это он, почти по Райкину, свои книжки успевает прочитать, чужие написать?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анна Мартовицкая, Возможна ли дружба во имя архитектуры? /28.02/
Во время очередных американских гастролей художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев знакомится с архитектором Эриком Моссом и заказывает ему проект реконструкции своего театра.
Валентина Тоцкая, Олимпиада и не только /27.02/
Профессиональный журналист, конечно, докопался бы, узнал, что в некоторых видах спорта, именно зимнего спорта мы никогда не занимали призовых мест...
Татьяна Рыбакина, Freestyle /25.02/
Интрига с наградами и допингами, засуживанием соотечественников держит куда сильней детектива, заставляя забыть обо всем остальном.
Гюляра Садых-заде, Гергиев и Мосс еще встретятся на земле Петербурга /25.02/
Гергиевская идея не пропадет втуне. В том, или ином виде она будет воплощена - иначе Гергиев не был бы Гергиевым.
Елена Гаврилова, Современная архитектура как повод решить вопрос о власти /21.02/
Официальные лица не скрывают, что в недалеком будущем контроль над государственным пакетом в новом юридическом лице, которое появится непременно в "Новой Голландии", перейдет к Валерию Гергиеву.


предыдущая в начало следующая
Татьяна Рыбакина
Татьяна
РЫБАКИНА

Поиск
 
 искать:

архив колонки: