Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020304_bara.html

Кино на ТВ 4-10 марта
Екатерина Барабаш

Дата публикации:  4 Марта 2002

Неделя сия примечательна несколькими моментами. Главный из них - дамский праздник, а значит, к концу недели ждите обвала фильмов про любовь. Для любителей Эйрамджана по секрету скажу, что на предстоящей неделе этот достославный режиссер появится в вашем доме не менее трех раз, но опять делать подарки в виде анонсирования его картин, как это было в прошлый раз, я - увольте - не буду. Зато можно будет посмотреть Клода Лелуша и Патриса Леконта, Алена Рене и Федерико Феллини...

В понедельник в 21.30 на ТНТ очень грустный фильм Александра Зархи "Повесть о неизвестном актере". Живет себе хороший актер, работает в провинциальном театре, дальше собственного городишки его никто не знает, а он - счастлив. Потому что служит искусству. И никаких тебе - "в Москву, в Москву!" В картине снялись Евгений Евстигнеев, Алла Демидова, Игорь Кваша.

Кому не нужно высокое - можно запросто оттянуться на фильме ужасов "Крик" (кстати, тоже ТНТ, 0.25), снятом Уэсом Крейвеном, тем самым, что сначала прославился "Кошмаром на улице Вязов". Пересказывать фильм ужасов - занятие совсем уж неблагодарное - ну, понятно, что труп будет поторапливать другой труп, убийства невиданно зверские, а действие происходит в небольшом провинциальном, на вид крайне благополучном городке. По сравнению с "Вязами" "Крик" более ироничен, более легок, что ли. Хотя мало кто верил в успех Крейвена после растянувшегося цикла "Кошмара на улице Вязов". Тем не менее коммерческий успех "Крика" (за которым пошел, разумеется, и "Крик-2", и "Крик-3") был неожиданным.

Чем привлечь вас во вторник - это еще надо хорошо подумать, потому что на горизонте пусто. Или почти пусто. Можно, например, на РТР в 23.25 посмотреть комедию Фреда Скепси "Роксанна". Вообще-то, Скепси - австралийский режиссер, но с какого-то времени начал работать в Голливуде. Причем начал довольно рискованно - снял столь любимый и лелеемый американцами жанр, как вестерн. Если бы не получилось - укатил бы режиссер в свою Австралию. Но картина неожиданно приобрела популярность, и так пошла в гору американская карьера астралийца Скепси. По большей части он снимает (вернее, снимал поначалу) комедии самого разного толка. "Роксанна", например, - это осовремененный вариант "Сирано де Бержерака", где Сирано - пожарный, а его возлюбленная - студентка. Заметьте, австралийцы любят осовременивать - тот же Бэз Лурманн, например, начал свою карьеру с полупанковской экранизации "Ромео и Джульетты".

"День любви" на ТНТ в 0.40 не имеет ничего общего с возвышенным чувством. Просто банда подонков решила устроить в городе массовые изнасилования и цинично назвала это "днем любви". В главной роли - Андрей Болтнев.

Довольно смешной фильм на РЕН-ТВ в 20.30 - "Взрыв из прошлого". Когда начался Карибский кризис и было объявлено об угрозе, исходившей от Советского Союза, молодая супружеская пара, собрав необходимое, скрылась в глубоком убежище, которое приготовила и обустроила загодя. Там они и жили много лет в полной уверенности, что сверху давно грянула ядерная война, и выходить наружу нельзя. Там у них родился сын, который только в возрасте 25 лет узнал о существовании белого света. Тайком от родителей он выполз туда - и было немало всем увиденным удивлен. Но заодно и любовь повстречал. Короче, комедия в чистом виде с ма-аленьким политическим подтекстом: не надо бояться Советского Союза, тем более - если его уже дано нет.

В среду наибольший интерес, пожалуй, представляет лента Алена Рене "Прошлым летом в Мариенбаде" (РЕН-ТВ, 0.25), получившая главный приз Венецианского кинофестиваля. Встретившиеся случайно в одном из отелей мужчина и женщина пытаются вспомнить, был ли у них прошлым летом роман на курорте в Мариенбаде. Мужчина всячески уверяет женщину, что был. На самом же деле, никакого романа, судя по всему, не было, но режиссер выбрал великолепный ход, чтобы как можно глубже влезть во внутренний мир двух людей, посмотреть, на какие выдумки способна человеческая память. Его исследования человека порой похожи на медицинское препарирование человеческой души. Ален Рене - самый "экзистенциалистский" режиссер "новой волны". С одной стороны, он куда менее радикален, чем его собратья, с другой - возможно, слишком буквально понимает фразу Годара, что кино - это "правда двадцать четыре раза в секунду".

В последнее время американский режиссер Питер Богданович в основном работает для телевидения - его киноработы оказались не очень востребованы современной Америкой. После самой знаменитой картины "Последний киносеанс" режиссерская карьера Богдановича явно дала трещину (хотя начинал он как театральный режиссер, а прославился вообще как кинокритик), и фильм "То, что называют любовью" (СТС, 21.00) - не самое лучшее его произведение. Это фильм о поисках молодыми людьми славы, признания, карьеры, наконец. Да и любви тоже. Но все это найти в шоу-бизнесе необычайно трудно. Одну из главных ролей в этом не признанном ни зрителем, ни критикой, но тем не менее очень милом фильме играет Сандра Баллок.

Четверг - канун праздника, поэтому приготовьтесь к фильмам о женщинах. На ТНТ в 21.30 - фильм Ника Кассоветеса "Она прекрасна". Герой попадает в психиатрическую клинику за то, что в припадке ревности перестрелял несколько человек. Однако предмет его ревности не стала ждать выхода героя из больницы, а вышла замуж, пока тот принимал курс лечения - десять лет. Безумного ревнивца играет Шон Пенн, которому роль очень идет, его возлюбленную - Робин Райт Пенн, жена Шона, которая действительно красива, но не слишком талантлива и потому играет только вместе с мужем или в его фильмах.

Превосходные французские актеры Луи де Фюнес и Мишель Серро появятся на М1 в 20.55 в комедии "Ах! Эти прекрасные вакханки!". Комиссар полиции очень озабочен падением нравов. Однако ж кабаре "Прекрасные вакханки" - прямо у него под окнами. Вроде бы вот он, объект для борьбы, но ведь они действительно прекрасны. В общем, мир полон соблазнов.

На ОРТ - фильм Дмитрия Месхиева "Женская собственность", где герой пытается подчинить свою жизнь женщинам. Поначалу это делать было нетрудно - у него была женщина, которую он любил, но которая умерла. А сам по себе он ничего не представляет, и только женщины и водка отныне составляют смысл его жизни. Елена Сафонова за роль в этой картине получила "Нику".

На НТВ в 12.20 - комедийная фантасмагория Карена Шахназарова "Сны", картина по тем времена почти провидческая. Молодая графиня, чей муж - особа, приближенна к императору, видит странные сны: себя в виде посудомойки в общественной столовой, своего немолодого сожителя, торгующего порнографическими открытками на Арбате. Никому и в голову не приходит, что она попросту видит в снах наше будущее. В главных ролях - Амалия Мордвинова и Олег Басилашвили. Не самый удачный фильм Шахназарова, на мой взгляд, но на общем фоне - вполне пристойный.

А вот и 8 марта подоспело. С праздником, дорогие читательницы, и пусть хорошее кино преследует вас неотвязно. Фильмов в этот день - миллион, обо всех говорить не будем. "Подари мне лунный свет" Дмитрия Астрахана (ОРТ, 23.30), где последнюю роль сыграл Николай Еременко, о популярном телеведущем, который рискует утратить любовь жены.

"Унесенные ветром" (РТР, 14.20), как говорится, в рекламе не нуждается, но наверняка найдутся те, кто захотят посмотреть эту 70-летней давности картину с Вивьен Ли и Кларком Гейблом еще раз.

В 1.45 на НТВ - "Город женщин" Федерико Феллини, барочная притча о являющемся во сне городе, населенном только женщинами. Герой фильма, Снапораз (Марчелло Мастроянни), едет в поезде и видит во сне этот странный город, населенный странными женщинами, видениями, необъяснимыми отношениями. Когда этот фильм появился, многие усмотрели в нем антифеминистские мотивы, тему господства женщин над мужчинами. Однако вряд ли стоит искать сложности там, где их нет. Просто "Город женщин" - очередной выплеск безудержной, неиссякаемой фантазии Феллини.

В этот же день довольно оригинально проявится и Клод Лелуш (Культура, 22.25). В своей последней ленте "Одна за всех" он пытается остроумно соединить сюжеты чеховских "Трех сестер" и "Трех мушкетеров". Идея, согласитесь, забавная. Воплощение, как всегда у Лелуша, - профессиональное и неординарное.

На ТНТ в 0.10 - "Дневная красавица" Луиса Бунюэля с молодой Катрин Денев в главной роли. Обеспеченная замужняя скучающая молодая дама по утрам, вечерам и ночам играет благопристойную жену, а днем работает в борделе. Говорят, Бунюэль таким образом в очередной раз развенчивал скромный и обаятельный образ буржуазного общества, на поверку оказавшегося ханжеским до мозга костей. Но подозреваю, что отчасти старик просто исследовал женскую натуру, распластав ее на экране, как лягушку для препарирования...

В субботу - долгожданная премьера Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов. Век XVIII" (РТР, 18.00 и 21.00), первые два из шести задуманных фильмов. Название говорит само за себя - мы узнаем о том, как всходили на престол русские цари и царицы, как они потом с этих престолов слетали - с летальным исходом, какие страсти кипели при дворе.

Совсем новый, этого года, фильм "Женская логика" с Алисой Фрейндлих и Станиславом Говорухиным в главных ролях, где Фрейндлих изображает что-то вроде мисс Марпл земли русской - расследует убийство. И небезуспешно.

На "Столице" в 0.30 - картина Анджея Вайды, "Любовь в Германии" (в последнее время частенько показывают по ТВ), фильм о любви немки, проводившей мужа на фронт, и пленного поляка. У такой любви не может быть счастливого конца. Главную роль сыграла превосходная немецкая актриса Ханна Шигулла.

В воскресенье - премьера картины по роману Б.Акунина "Азазель" в постановке Александра Адабашьяна (ОРТ, 19.05). Поначалу фильм собирался снимать Никита Михалков, а главную роль, великого сыщика Фандорина, отводили Олегу Меньшикову. Но все сошлось иначе, Эраста Фандорина, виртуального гения российского сыска, сыграл молодой питерский актер Илья Носков.

И чтобы совсем уж весело закончить неделю, можно посмотреть на ТНТ в 0.35 комедию "Четыре комнаты", состоящую из четырех новелл с одним сквозным персонажем - ночным портье Тедом, вышедшим на работу в первый раз в канун Нового года. Портье играет Тим Рот, из звезд также здесь есть Брюс Уиллис и Антонио Бандерас. Одну из новелл снял Квентин Тарантино, на всем фильме лежит характерная тарантиновская печать.