Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020313_to.html

Дареному коню в зубы не смотрят?
Обзор теленедели

Валентина Тоцкая

Дата публикации:  13 Марта 2002

8 марта необходимо еще и для психического здоровья нации. В этот день практически каждая женщина получает букеты, что есть верное средство от депрессии. Учтите!

В этот день дарят подарки не только близкие мужчины, но и те, кому по должности это положено. А получить подарки от Константина Эрнста, Олега Добродеева и Бориса Йордана более чем приятно.

"Душка" Эрнст расстарался на этот раз на славу. На ОРТ в течение всей праздничной пятницы нам что-то да показывали. Днем - яркий и эксцентричный "Служебный роман" - фильм мало того что талантливый, но еще и вселяющий радость в дев преклонного возраста. Потом желающие внимали программе "Большая стирка". Вывезли праправнуков Розы Люксембург и Клары Цеткин, в первый раз в семнадцатилетнем возрасте сын поздравил мать-отказницу с женским праздником и т.д. Но в результате получилась труха под аккомпанемент фальшивых улыбок Андрея Малахова. Вечерочком эфир ОРТ "украшал" праздничный концерт, и лучше бы этого его не было - уж больно совковым он получился. Правда, в праздничном эфире ОРТ было место и приятному исключению. Дамы - ведущие канала играли с Якубовичем в "Поле чудес". Конечно же, победила самая народная и самая нуждающаяся Марина Голуб (она же - Семеновна). Все участницы были на редкость милы, симпатичны и органичны, но пальму первенства в номинации "самая обаятельная и привлекательная" стоило бы вручить двум дамам сразу - Сати Спиваковой и Марии Шукшиной. Если опустить частности, "Поле чудес" можно смело было бы признать самым душевным телепоздравлением с Международным женским днем.

Олег Добродеев, РТР, тоже дарил каждой из нас оптом и в розницу разнообразные подарки в течение всего дня. Сначала Адриано Челентано - крайне привлекательный мужчина, соблазняемый десятками женщин, - в стареньком фильме "Безумно влюбленный" демонстрировал сильное и беззаветное чувство к единственной и неповторимой, правда, ее звали Орнелла Мути. После чего Скарлет О'Хара вместе с Вивьен Ли утверждали на экране великие феминистические ценности в фильме "Унесенные ветром". Потом выступал Михаил Задорнов - главный америкофоб и сатирический защитник национального своеобразия России. В ночи же в эфир вышло праздничное шоу Валентина Юдашкина. По сути своей это был тот же концерт, что и на ОРТ, но если первая кнопка настаивала на "совковости", то вторая решила покорить наши сердца тотальным безвкусием зрелища.

НТВ (Борис Йордан и Ко) женщин поздравлять начали с середины дня. И, как выяснилось, оказались главными телевизионными женоненавистниками. Сначала бедную Юлию Меньшову "уделывал" в эфире Дмитрий Нагиев, в ответ на это она, бедняга, захихикала и закончила программу в образе абсолютно дискредитированной ведущей. Потом Оксана Пушкина и ее многочисленные визави женского пола устраивали заседание в праздничном выпуске "Женского взгляда". Светские дамы предстали этакими скучнейшими тетушками с завалинки, заново перемалывающими старые и давно всем известные истории. (Стоит добавить, что еще совсем недавно та же Пушкина показала блестящую программу с Евгением Матвевым, где удивила искренность и предельная степень откровенности участников.) Потом Уитни Хьюстон радовала голосом в фильме "Телохранитель". И наконец, глубокой ночью нам пела Бритни Спирс, что и стало настоящим подарком к 8 марта.

Самый талантливый и яркий подарок в этот день москвичкам сделал скромный ТВЦ (во главе с Олегом Попцовым), показав, не предваряя многочисленными анонсами, шоу Майкла Джексона в "Мэдисон-Сквер-Гарден". Высокий класс во всем.

Так, собственного говоря, и отпраздновали 8 марта. Картина была, по большому счету, удручающая. И дело даже не в качестве программ. В массе своей оно никогда не бывает высоким. Огорчило, какой именно продукт люди, формирующие программную сетку, считают правильным показывать в этот день. Меньше всего претензий можно предъявить к кинопоказу. И "Служебный роман", и "Унесенные ветром", и в чем-то даже "Телохранитель" - уже классика, и женщина как таковая выглядит в этих картинах существом, достойным, по крайней мере, уважения. Чего не скажешь об оригинальных программах, созданных по случаю Международного женского дня. "Стирка", программы Юлии Меньшовой и Оксаны Пушкиной, казалось, настаивали на бездумности, поверхностности и недалекости большей половины человечества. В них мы видели каких угодно женщин, только не думающих, страдающих или сострадающих, живущих в реальном времени и абсолютно конкретной нашей с вами стране. Я вовсе не призываю, как в былые времена, рассказывать о достижениях женщины в космонавтике и сельском хозяйстве, но увидеть ее образ в менее лубочных вариантах, право слово, не помешало.

Но выходные продолжались и 9, и 10 марта, а значит, борьба за зрителя продолжалась.

Безусловно, главными, самыми продуманными, а потому и долгожданными стали две кинопремьеры. Одна - на РТР, другая - на ОРТ.

Российское телевидение, следуя своей концепции, звучащей как "самым главным из искусств для нас является телесериал", предъявило в субботу два первых фильма сериала "Тайны дворцовых переворотов". Первый посвящен смерти Петра Первого и дележу трона в момент его кончины, второй - угасанию Екатерины Первой и опять же драке за престол. Учителя истории могли быть счастливы. За большие государственные деньги снято учебное пособие. Как утверждает Светлана Дружинина - автор сценария и режиссер - в основу этого киноэпоса положены только факты, подтвержденные мемуарами современников и историческими документами. Словом, все, что мы видели на экране, - самая что ни на есть правда. Примем это как данность. И тогда основной проблемой становится отбор факта и то, как в иллюзорной художественной реальности одна достоверная история соединится с другой такой же.

У Дружининой это получается как-то безынтересно, пресно. Сценарий - рыхлый. Поневоле вспоминаешь как золотые годы сотрудничество Дружининой с писательницей Ниной Саротокиной - автором сценариев для всех "Гардемаринов". Тогда казалось: еще немножко, и мы пожнем русских "Трех мушкетеров".

В начальных двух сериях нового опуса Дружининой, безусловно, есть волнующие и вдохновляющие зрителя моменты. В первую очередь то, как Наталья Егорова сыграла Екатерину Первую. И, во-вторых, вся линия Александра Меньшикова. (Прошу не путать с исполнением этой роли Сергеем Шакуровым. Шакуров играет буяна и интригана вообще, а в момент, когда в голове Меньшикова созидается очередной коварный замысел, артист хлопочет лицом, пытаясь передать рождение мысли.) Старорежимный интриган "бьет" в нашу сегодняшнюю историю. Кто признан и объявлен главным интриганом последнего десятилетия и кто в ныне из лондонского далека бьет в колокол, претендуя на роль спасителя отечества от скверны, известно каждому. Сходство шакуровского героя и Березовского √ не во внешности и пластике. Тут они как раз разнятся (движения шакуровского героя по-мужицки рубленные). Логика мышления похожа, да и судьба - ведь Березово от Лондона по большому счету только-то и отличаются, что бытовыми удобствами.


Не знаю, задумывались ли создатели фильма об этой параллели, но сегодня ее невозможно не увидеть. Это √ как раз достоинство фильма. Одно из очень немногих. Так стоило ли затеваться с дорогостоящим проектом, если в результате получилась статичная глянцевая иллюстрация. Есть и еще кое-что┘ Для Светланы Дружининой, судя по всему, сцена в бане, начинающая вторую серию "Тайн дворцовых переворотов", - принципиально важная. Камера Анатолия Мукасея откровенно смакует дородные, дебелые обнаженные женские тела, внимательно рассматривает их, фиксируя внимание на интимных деталях. Сцена продолжается минут семь-десять экранного времени. Ее основная информационная нагрузка сводится к тому, что Меньшикову сообщают о заговоре против него в Петербурге. У этой сцены есть и другие функции - рассказать зрителю, какой Александр Данилович был гуляка и сладострастник. Так-то оно так, но стоило ли ради этого столь долго и настойчиво показывать голыми крайне упитанных и столь же неаппетитных баб, да еще и разглядывая их во всех подробностях? Это вопрос к Дружининой. А второй вопрос в этой связи к министру печати Михаилу Лесину - будет ли его ведомство как-то реагировать на то, что в девять вечера на государственном канале под видом фильма об отечественной истории показывали всю эту "ерунду" (воспользуемся определением из старого анекдота)? Или "своим" все в рук сойдет?..

"Азазель" - праздничная премьера первого канала - рядом с описанным выше рассказом о жизни императорского двора первой половины XVIII века выглядела просто шедевром. Да и ждали ее, благодаря активнейшей "раскрутке" в межпрограммном пространстве ОРТ, с гораздо большим нетерпением. Продукт получился странный. Активно неудачным его назвать невозможно, но признать как достижение - тоже. Александра Адабашьяна - режиссера фильма - подвела профессиональная любовь к изобразительному ряду. Особенно в первой части фильма казалось, что главный его интерес - красивая (и в самом деле красивая), стильная и исторически достоверная картинка. Павел Лебешев, призванный на операторское место, подчас просто упивался постановочными планами. И все было бы ничего, если бы при этом не забыли, что жанр снимаемого произведения - детектив. Причем - основанный на хорошем (с точки зрения жанра) материале. В отличие от "Азазеля" Акунина втянуться в одноименное произведение Адабашьяна достаточно сложно. Сонный ритм монтажа, статичность картинки, подчас заставляющей думать, что смотришь телеспектакль...

Да и назначения на роли говорили о том, что о верности жанру создатель "Азазеля" заботился не в первую очередь. Ярчайший тому пример - Марина Неелова в роли главной злодейки леди Эстер. Поверить, что мало снимающаяся Неелова согласится играть что-то из ролей второго плана, невозможно. А это значит, что уже своим появлением она выдается как героиня. А в перевертыше образа леди Эстер - от милейшей благодетельницы к главной злодейке - заключена большая часть напряжения в этом произведении Акунина.

Увлекшись философской проблемой вины Фандорина перед маленькими "азазелями", Адабашьян пропустил очень важную для этой книги линию - лирическую. А если нет любви и нет образа Лизочки - возлюбленной, достойной героя, - нет и отчаяния в конце, нет и страдания. С Лизочкой - особенной, удивительной, странной, женщиной-ребенком, о которой помнят всю оставшеюся жизнь - не получилось. Милая девочка - пухленькая и хорошенькая, очень глупая - не более того. Грустно, конечно, что с ней так нехорошо получилось, но чувства безвозвратной утраты испытать не удалось. Жаль, что у талантливого Адабашьяна так не сошлись концы с концами.

Возможно, это произошло от завышенных ожиданий. Ждали фильма, способного стать культовым, к чему, надо заметить, Акунин давал основания, а получилась приличная рядовая работа. Но - бывает, что режиссер ошибается в жанре. Все лучше, чем ошибиться в средствах, как это случилось у коллег с РТР.

Дареному коню в зубы не смотрят┘