Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Дареному коню в зубы не смотрят?
Обзор теленедели

Дата публикации:  13 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

8 марта необходимо еще и для психического здоровья нации. В этот день практически каждая женщина получает букеты, что есть верное средство от депрессии. Учтите!

В этот день дарят подарки не только близкие мужчины, но и те, кому по должности это положено. А получить подарки от Константина Эрнста, Олега Добродеева и Бориса Йордана более чем приятно.

"Душка" Эрнст расстарался на этот раз на славу. На ОРТ в течение всей праздничной пятницы нам что-то да показывали. Днем - яркий и эксцентричный "Служебный роман" - фильм мало того что талантливый, но еще и вселяющий радость в дев преклонного возраста. Потом желающие внимали программе "Большая стирка". Вывезли праправнуков Розы Люксембург и Клары Цеткин, в первый раз в семнадцатилетнем возрасте сын поздравил мать-отказницу с женским праздником и т.д. Но в результате получилась труха под аккомпанемент фальшивых улыбок Андрея Малахова. Вечерочком эфир ОРТ "украшал" праздничный концерт, и лучше бы этого его не было - уж больно совковым он получился. Правда, в праздничном эфире ОРТ было место и приятному исключению. Дамы - ведущие канала играли с Якубовичем в "Поле чудес". Конечно же, победила самая народная и самая нуждающаяся Марина Голуб (она же - Семеновна). Все участницы были на редкость милы, симпатичны и органичны, но пальму первенства в номинации "самая обаятельная и привлекательная" стоило бы вручить двум дамам сразу - Сати Спиваковой и Марии Шукшиной. Если опустить частности, "Поле чудес" можно смело было бы признать самым душевным телепоздравлением с Международным женским днем.

Олег Добродеев, РТР, тоже дарил каждой из нас оптом и в розницу разнообразные подарки в течение всего дня. Сначала Адриано Челентано - крайне привлекательный мужчина, соблазняемый десятками женщин, - в стареньком фильме "Безумно влюбленный" демонстрировал сильное и беззаветное чувство к единственной и неповторимой, правда, ее звали Орнелла Мути. После чего Скарлет О'Хара вместе с Вивьен Ли утверждали на экране великие феминистические ценности в фильме "Унесенные ветром". Потом выступал Михаил Задорнов - главный америкофоб и сатирический защитник национального своеобразия России. В ночи же в эфир вышло праздничное шоу Валентина Юдашкина. По сути своей это был тот же концерт, что и на ОРТ, но если первая кнопка настаивала на "совковости", то вторая решила покорить наши сердца тотальным безвкусием зрелища.

НТВ (Борис Йордан и Ко) женщин поздравлять начали с середины дня. И, как выяснилось, оказались главными телевизионными женоненавистниками. Сначала бедную Юлию Меньшову "уделывал" в эфире Дмитрий Нагиев, в ответ на это она, бедняга, захихикала и закончила программу в образе абсолютно дискредитированной ведущей. Потом Оксана Пушкина и ее многочисленные визави женского пола устраивали заседание в праздничном выпуске "Женского взгляда". Светские дамы предстали этакими скучнейшими тетушками с завалинки, заново перемалывающими старые и давно всем известные истории. (Стоит добавить, что еще совсем недавно та же Пушкина показала блестящую программу с Евгением Матвевым, где удивила искренность и предельная степень откровенности участников.) Потом Уитни Хьюстон радовала голосом в фильме "Телохранитель". И наконец, глубокой ночью нам пела Бритни Спирс, что и стало настоящим подарком к 8 марта.

Самый талантливый и яркий подарок в этот день москвичкам сделал скромный ТВЦ (во главе с Олегом Попцовым), показав, не предваряя многочисленными анонсами, шоу Майкла Джексона в "Мэдисон-Сквер-Гарден". Высокий класс во всем.

Так, собственного говоря, и отпраздновали 8 марта. Картина была, по большому счету, удручающая. И дело даже не в качестве программ. В массе своей оно никогда не бывает высоким. Огорчило, какой именно продукт люди, формирующие программную сетку, считают правильным показывать в этот день. Меньше всего претензий можно предъявить к кинопоказу. И "Служебный роман", и "Унесенные ветром", и в чем-то даже "Телохранитель" - уже классика, и женщина как таковая выглядит в этих картинах существом, достойным, по крайней мере, уважения. Чего не скажешь об оригинальных программах, созданных по случаю Международного женского дня. "Стирка", программы Юлии Меньшовой и Оксаны Пушкиной, казалось, настаивали на бездумности, поверхностности и недалекости большей половины человечества. В них мы видели каких угодно женщин, только не думающих, страдающих или сострадающих, живущих в реальном времени и абсолютно конкретной нашей с вами стране. Я вовсе не призываю, как в былые времена, рассказывать о достижениях женщины в космонавтике и сельском хозяйстве, но увидеть ее образ в менее лубочных вариантах, право слово, не помешало.

Но выходные продолжались и 9, и 10 марта, а значит, борьба за зрителя продолжалась.

Безусловно, главными, самыми продуманными, а потому и долгожданными стали две кинопремьеры. Одна - на РТР, другая - на ОРТ.

Российское телевидение, следуя своей концепции, звучащей как "самым главным из искусств для нас является телесериал", предъявило в субботу два первых фильма сериала "Тайны дворцовых переворотов". Первый посвящен смерти Петра Первого и дележу трона в момент его кончины, второй - угасанию Екатерины Первой и опять же драке за престол. Учителя истории могли быть счастливы. За большие государственные деньги снято учебное пособие. Как утверждает Светлана Дружинина - автор сценария и режиссер - в основу этого киноэпоса положены только факты, подтвержденные мемуарами современников и историческими документами. Словом, все, что мы видели на экране, - самая что ни на есть правда. Примем это как данность. И тогда основной проблемой становится отбор факта и то, как в иллюзорной художественной реальности одна достоверная история соединится с другой такой же.

У Дружининой это получается как-то безынтересно, пресно. Сценарий - рыхлый. Поневоле вспоминаешь как золотые годы сотрудничество Дружининой с писательницей Ниной Саротокиной - автором сценариев для всех "Гардемаринов". Тогда казалось: еще немножко, и мы пожнем русских "Трех мушкетеров".

В начальных двух сериях нового опуса Дружининой, безусловно, есть волнующие и вдохновляющие зрителя моменты. В первую очередь то, как Наталья Егорова сыграла Екатерину Первую. И, во-вторых, вся линия Александра Меньшикова. (Прошу не путать с исполнением этой роли Сергеем Шакуровым. Шакуров играет буяна и интригана вообще, а в момент, когда в голове Меньшикова созидается очередной коварный замысел, артист хлопочет лицом, пытаясь передать рождение мысли.) Старорежимный интриган "бьет" в нашу сегодняшнюю историю. Кто признан и объявлен главным интриганом последнего десятилетия и кто в ныне из лондонского далека бьет в колокол, претендуя на роль спасителя отечества от скверны, известно каждому. Сходство шакуровского героя и Березовского √ не во внешности и пластике. Тут они как раз разнятся (движения шакуровского героя по-мужицки рубленные). Логика мышления похожа, да и судьба - ведь Березово от Лондона по большому счету только-то и отличаются, что бытовыми удобствами.


Не знаю, задумывались ли создатели фильма об этой параллели, но сегодня ее невозможно не увидеть. Это √ как раз достоинство фильма. Одно из очень немногих. Так стоило ли затеваться с дорогостоящим проектом, если в результате получилась статичная глянцевая иллюстрация. Есть и еще кое-что┘ Для Светланы Дружининой, судя по всему, сцена в бане, начинающая вторую серию "Тайн дворцовых переворотов", - принципиально важная. Камера Анатолия Мукасея откровенно смакует дородные, дебелые обнаженные женские тела, внимательно рассматривает их, фиксируя внимание на интимных деталях. Сцена продолжается минут семь-десять экранного времени. Ее основная информационная нагрузка сводится к тому, что Меньшикову сообщают о заговоре против него в Петербурге. У этой сцены есть и другие функции - рассказать зрителю, какой Александр Данилович был гуляка и сладострастник. Так-то оно так, но стоило ли ради этого столь долго и настойчиво показывать голыми крайне упитанных и столь же неаппетитных баб, да еще и разглядывая их во всех подробностях? Это вопрос к Дружининой. А второй вопрос в этой связи к министру печати Михаилу Лесину - будет ли его ведомство как-то реагировать на то, что в девять вечера на государственном канале под видом фильма об отечественной истории показывали всю эту "ерунду" (воспользуемся определением из старого анекдота)? Или "своим" все в рук сойдет?..

"Азазель" - праздничная премьера первого канала - рядом с описанным выше рассказом о жизни императорского двора первой половины XVIII века выглядела просто шедевром. Да и ждали ее, благодаря активнейшей "раскрутке" в межпрограммном пространстве ОРТ, с гораздо большим нетерпением. Продукт получился странный. Активно неудачным его назвать невозможно, но признать как достижение - тоже. Александра Адабашьяна - режиссера фильма - подвела профессиональная любовь к изобразительному ряду. Особенно в первой части фильма казалось, что главный его интерес - красивая (и в самом деле красивая), стильная и исторически достоверная картинка. Павел Лебешев, призванный на операторское место, подчас просто упивался постановочными планами. И все было бы ничего, если бы при этом не забыли, что жанр снимаемого произведения - детектив. Причем - основанный на хорошем (с точки зрения жанра) материале. В отличие от "Азазеля" Акунина втянуться в одноименное произведение Адабашьяна достаточно сложно. Сонный ритм монтажа, статичность картинки, подчас заставляющей думать, что смотришь телеспектакль...

Да и назначения на роли говорили о том, что о верности жанру создатель "Азазеля" заботился не в первую очередь. Ярчайший тому пример - Марина Неелова в роли главной злодейки леди Эстер. Поверить, что мало снимающаяся Неелова согласится играть что-то из ролей второго плана, невозможно. А это значит, что уже своим появлением она выдается как героиня. А в перевертыше образа леди Эстер - от милейшей благодетельницы к главной злодейке - заключена большая часть напряжения в этом произведении Акунина.

Увлекшись философской проблемой вины Фандорина перед маленькими "азазелями", Адабашьян пропустил очень важную для этой книги линию - лирическую. А если нет любви и нет образа Лизочки - возлюбленной, достойной героя, - нет и отчаяния в конце, нет и страдания. С Лизочкой - особенной, удивительной, странной, женщиной-ребенком, о которой помнят всю оставшеюся жизнь - не получилось. Милая девочка - пухленькая и хорошенькая, очень глупая - не более того. Грустно, конечно, что с ней так нехорошо получилось, но чувства безвозвратной утраты испытать не удалось. Жаль, что у талантливого Адабашьяна так не сошлись концы с концами.

Возможно, это произошло от завышенных ожиданий. Ждали фильма, способного стать культовым, к чему, надо заметить, Акунин давал основания, а получилась приличная рядовая работа. Но - бывает, что режиссер ошибается в жанре. Все лучше, чем ошибиться в средствах, как это случилось у коллег с РТР.

Дареному коню в зубы не смотрят┘


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
"Соглашательская позиция" социально значимого кино /12.03/
Сейчас любое кино не является коммерческим. И в этой ситуации, я уверен, государство должно поддерживать фильмы, которые несут какой-то, простите, социальный заряд. Помните, раньше было такое понятие - "социальный заказ"?
Илья Смирнов, Затянувшееся десятилетие /12.03/
Общественные потрясения 90-х годов, масштабные и выразительные с точки зрения экономиста или социолога, оказались в творческом отношении совершенно бесплодны.
Екатерина Барабаш, Кино на ТВ 11-17 марта /11.03/
Символично, что неделя, следующая за 8 марта, начинается с фильма "Женщин обижать не рекомендуется". Хэл Хартли, один из самых интересных представителей американского независимого кино, представляет фильм "Генри Фул". Один из лучших фильмов Глеба Панфилова "В огне брода нет", "Крысятник" Франсуа Озона и многое другое!
Григорий Заславский, Путин и дети /07.03/
Президент говорит: вместо идеологии - правильные подходы. Трудно сказать, что именно имел он в виду. Но совершенно очевидно, что в сознании исполнителя среднего звена эта позиция будет воспринята так: то, что раньше называлось идеологией, отныне - правильный подход.
Валентина Тоцкая, Цензура на телевидении - впрямую и по касательной /07.03/
Миновав угрозу закрытия по причинам, как говорилось, экономическим и почувствовав за спиной авторитет новых-старых инвесторов, НТВ, видно, ничего больше не боится.


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: