Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020325_ga.html

Конкурс на новое здание Мариинского театра объявят только через месяц
Про Эрика Мосса, кажется, успели уже забыть

Елена Гаврилова

Дата публикации:  25 Марта 2002

Конкурс на реконструкцию Мариинского театра будет объявлен не раньше конца апреля. Об этом заявил в минувшую пятницу в Санкт-Петербурге министр культуры РФ Михаил Швыдкой, который посетил Северную столицу с однодневным рабочим визитом.

В официальной информации говорится: Михаил Швыдкой отметил, что в настоящее время Министерство культуры РФ вместе с Министерством финансов и Министерством экономики активно работают над проблемой реконструкции Мариинского театра. Еще не достигнуто согласие по поводу того, каким будет объявленный конкурс на реконструкцию - открытым или закрытым. По словам Швыдкого, если конкурс будет открытым, что, по его мнению, очень демократично, то знаменитые архитекторы вряд ли примут в нем участие, поскольку все они заняты работой над другими проектами. "На мой взгляд, для дела закрытый конкурс лучше. Мы бы направили десяти самым рейтинговым архитекторам России, Европы и Америки заявки с просьбой принять участие в конкурсе и затем выбрали бы лучший проект. Однако, зная свою Родину, я предвижу недовольство, которое возникнет, если конкурс будет закрытым", - отметил министр культуры. По его словам, в федеральном бюджете на проведение запланированных работ по реконструкции Мариинского театра заложено "достаточное количество средств".

Ровно через год, к 300-летию Петербурга, Мариинский театр будет отреставрирован, и тогда уже начнутся работы по строительству второй сцены.

Любопытно, что буквально за день до поездки министра культуры в Санкт-Петербург в его ведомстве прошла "окончательная" (по их выражению) коллегия, посвященная всем аспектам реконструкции - реставрации - расширения ГАМТ до масштабов "мирового центра оперного и балетного искусства". Проект решения этой коллегии, которым мы располагаем, - документ достаточно любопытный.

Во-первых, деятельность Госстроя подвергнута обструкции. И ныне разрабатываются новые варианты решения нового здания Мариинского театра.

При этом возникает странное ощущение, что глава Госстроя Анвар Шамузафаров "имплантирует" в процесс обновления строительной концепции "засланных казачков" в лице председателя Союза архитекторов России Ю.П.Гнедовского и его зама В.Н.Белоусова. Как раз они-то и лоббируют версию "открытого конкурса с международным участием под эгидой МСА", ранее озвученную председателем Госстроя. МСА (Международный союз архитекторов), мол, уже дал согласие на эгиду (что, между прочим, стоит денег) и обещает, что на конкурс придет порядка 400 проектов.

Здесь закрадываются вот какие сомнения: если проект будет проходить под эгидой Международного союза архитекторов, звезды первой и даже второй величины могут этот конкурс вовсе проигнорировать.

К тому же известно, что Гнедовскому не нравится технологическая схема с висячим переходом-связкой. Он предлагает загнать ее под землю, что не кажется удачным выходом - в виду специфической гидрогеологии Санкт-Петербурга. Но такое - назовем его "московским" - решение может быть выработано, и разработано, и углублено (прошу прощения за невольную игру словами) в столичном институте "Гипротеатр", специалистов которого как раз и предлагается ввести в рабочую группу по подготовке программы конкурса.

Короче говоря, борьба интересов, самых разнообразных, ведомственных и откровенно коммерческих, продолжается и продолжается. Что понятно: в частных разговорах Валерий Гергиев говорит, что то или иное решение все равно будет воплощено, поскольку деньги уже выделены, государственное финансирование этому проекту обеспечено.

Конечно, любой конкурс все равно лучше, чем когда выбор предстоит из одного-единственного проекта. На манер старого анекдота про самые первые в истории демократические выборы: когда Всевышний подвел Адама к Еве и предложил выбрать себе жену. Но именно так выбирали два месяца назад лучший проект нового здания для Мариинки. Конкурентов у Эрика Мосса не было.

На минувшей неделе из Санкт-Петербурга в Москву были направлены замечания на заключение Экспертной комиссии Минэкономразвития России. Предлагается не пересматривать утвержденную Гергиевым технологическую схему, не рассматривать "подземные версии" соединения старого и нового зданий (поскольку они уже не раз были рассмотрены и аргументировано отклонены). Третье: предлагается провести заказной конкурс. Кажется, и Михаил Швыдкой склоняется к такому - заказному - конкурсу, хотя окончательного решения вроде бы еще не принял. Так что борьба вокруг формата конкурса продолжается.