Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020326_zas.html

Понятие стиля - 2
Продолжение заочной дискуссии


Дата публикации:  26 Марта 2002

Мы продолжаем публиковать ответы авторов "РЖ" на вопрос, им адресованный: "Актуально ли сегодня, на ваш взгляд, понятие стиля?"

Вячеслав Курицын, литературный критик:

Понятие стиля в ведомой нам критической практике близко к понятию "большого стиля", не только в советском смысле, но и в прогрессистско-историческом: у каждой эпохи, дескать, есть приоритеты столь выпуклые, что определенный век мы смело называем веком романтизма, не очень заботясь, как туда вписываются люди с другими установками.

В эпоху постмодерна (или после постмодерна, неважно; важно, что он изменил мир) оперировать словом стиль, по моим представлениям, перестали (хотя тут интересна социология-текстология, анализ корпуса критических текстов) - ибо воцарилось разностилье-многостилье. Стиль стал стильностью, умением одеть к декорации Каплевича костюм Мавлевича, а не наоборот. Целостность стала свойством локальных, а не всеобщих практик, а локальные практики продуктивнее описывать через другие понятия, нежели стиль (Бурдье нарисовал одну из удобных схем такого описания).


Что касается единого стиля, вот у нас яркий пример: гэбэшный стиль, навязываемый в российской политике то ли с руки, то при опустительстве Президента Путина. Нравится нам это?

Евгений Лесин, поэт, литературный критик:

Понятие стиля в искусстве только в такие эпохи, как нынешняя, и актуально. Слом, переход, рубеж веков и тысячелетий. Ничего нет, кроме стиля. Искусства нет, только стиль. Нет произведений, остались авторы, а стиль, как известно, это автор. Что до постмодернизма, то он ни жив, ни мертв. Еле дышит, ходит и пишет едва-едва. Еле-еле живой труп. Таким он и был, таким и хотел себя видеть, таким и останется.

Ирина Холмогорова, театровед:

Вообще-то, предпочитаю не теоретизировать на подобные темы. Но если все же позволить себе, то думаю, что неактуально. Какой уж тут стиль (который, наверное, все-таки мы понимаем как некую эстетическую целостность) в эпоху окончательного утверждения дискретности сознания личности, а следовательно, и художника. Другое дело - манера. Разделение стиля и манеры, принадлежащее Гете, очень даже актуально. Сегодня в лучшем случае художник обладает манерой - как некоей односторонностью в подборе и освоении явлений действительности.

Постмодернизм - вообще понятие вневременное. Постмодернизм начала века... Постмодернизм его конца... В постмодернизме человек (а значит, и искусство) непрерывно находиться не может. Долгое пребывание в разъятой действительности требует обретения новой цельности. Есть ли постмодернизм сейчас? Наверное, есть, но, позволяя себе рассуждать только о своей профессиональной сфере - театре, думаю, что многое, называющее себя так, на самом деле - небрежность, а чаще всего просто отсутствие художественного мышления.