Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020327_petr.html

Постная неделя
Обзор теленедели


Дата публикации:  27 Марта 2002

Зачинная седмица Великого Поста по канону весьма строга. Первые два дня, между прочим, вообще пища возбраняется. Соответственно, телеканалы наперебой принялись давать рекомендации, как православным людям и дух укрепить, и от голода не загнуться. Очень трогательная забота о народе. Одно непонятно: на кого расчитана. Человек верующий и без произнесенных скороговоркой, не всегда грамотных, советов разберется, а тому, кто искренне полагает, что замена ветчины на овсянку уже сама по себе приближает к благодати, вряд ли вообще какой совет поможет. Телевизионщики, надо полагать, все это хорошо понимают, но как промолчать, когда такой замечательный повод поговорить?!

Вот тут на днях артист Михаил Боярский поделился в программе "Здоровье" теорией, как он ее назвал, воздушного шара. Дескать, человек, пока здоров, беспрепятственно летит по жизни вверх, а с появлением хворей для продления полета начинает сбрасывать мешки с балластом - мешок курения, мешок пьянства, мешки с прочими нехорошими излишествами. "Ну а как быть, когда все мешки кончатся?" - спросили его. "Сам выпрыгну!" - ответил честный Боярский.

Так и телевидение: избавилось за последние два года от многих вредных привычек, почти стерильным стало, никаких тебе болезней, однако же взмыть в заоблачные выси не получается. И по теории Боярского ему остается... Шутка, конечно.

Были у нашего телевидения достижения, были провалы, но было и стремление к среднеарифметическому, которое оказалось сильнее всего прочего: ныне все труднее разделять телевизионные удачи и неудачи, пораженья отличать от побед. Посему куда интереснее писать о телевидении, когда какая-нибудь творческая личность с торжественным воплем делает харакири и выбрасывается, по Боярскому, из воздушной корзины, и вдвойне увлекательно, когда творческую личность отправляют за борт недобрые чиновные дядьки. То есть писать не о телевизионной кухне и съедобности (или несъедобности) приготовленных на ней блюд, а о заэкранных интригах (политических и не очень) и их результатах.

Но заметьте, многие вредные привычки за борт выбросили, самых вредных носителей этих привычек столкнули туда же (к примеру, Доренко и целое ТВ-6), а направление полета не изменилось. Что ж, может, так оно и лучше, когда не очень отдаляешься от грешной земли. Видно копошащийся на почве народ, и сразу появляется желание стать к нему ближе. И он, народ, вовсе не мешает себя любимого разглядывать и против сближения тоже не возражает. Он вообще не против и всецело за, хотя одна быстро ставшая популярной передача самим своим названием утверждает обратное.

Здесь, коль скоро передача вспомнилась, к месту привести два эпизода. Излагаю по памяти. Эпизод первый. Ведущий повторяет, сурово сдвинув брови, написанный на экране вопрос: "Кто автор картины "Джоконда"?" Игрок, сильно подумавши, отвечает: "Пас". Ведущий сочувственно кивает: что поделаешь, вопрос попался трудный. Эпизод второй. Ведущий интересуется отчеством Пушкина. "Сергеевич", - отвечает игрок. "Вы потратили на ответ всего три секунды!" - в восторге кричит ведущий. Ясно, конечно, что он не идиот, а такой ему прописан образ. Но полстраны прильнуло к экранам. А говорят, совсем недавно еще самая читающая в мире страна была. Врут, наверное... Радует лишь то, что в этой передаче музейный работник Саша Ильин 115 тысяч рублей выиграл. Порадуемся за музейного работника - среди своих экспонатов ему за такие деньги два года работать.

В другой игровой передаче по тому же каналу, где ведущей прописано обходиться с участниками, мягко говоря, без особого уважения, один игрок на вопрос "За кого вышла Наталья Николаевна после смерти Пушкина?", не задумываясь, ляпнул: "За Дантеса!". Четверть страны (половина смотрящей половины) ужаснулась, но тут же получила компенсацию, когда ведущая, согласно своей роли, по-хамски приложила грамотея. Другая четверть, хотя и солидарная в глубине знаний с отвечавшим, тоже вряд ли посочувствовала несчастному. И закрадывается подозрение, что передача для того и существует (и для того зовут в нее соответствующих представителей самого читающего в прошлом народа), чтобы ее создателям на пару со всероссийским обывателем была возможность на глазах у всей страны испытать возвышающее себя превосходство. А что обыватель (даже тот, который искренне полагал, что Дантес, убив Пушкина, стал нежным отцом его детям) делается при созерцании чужой, не им разоблаченной глупости быстрее, выше, сильнее - уж простите за олимпийский намек, свежи воспоминания, - тут сомнений нет. Где вы видели обывателя, который не рад тому, что кого-то выставили дураком? И пусть не рассказывают, что игровые передачи у нас сплошь лицензионные, купленные далеко за бугром. Дурак-то в них наш, и обыватель наш, и ведущие наши родимые, доморощенные.

Между прочим, недавно случился у Дантеса маленький юбилей - 190 годочков стукнуло. Накануне славной даты автору этих строк позвонила редактор передачи, которая так и называется "Дата", и предложила поговорить о биографии этого замечательного человека. Несколько растерявшись, я почти согласился, но мою репутацию спасла жена, сказав, что в таком случае не пустит меня после передачи домой. Но не все еще потеряно: получив отказ, без заминки пригласили поговорить 6 июня о Пушкине. И в самом деле: какая разница - что Пушкин, что Дантес. И когда ведущая одной из утренних программ без тени юмора называет Александру Ильиничну Ильф дочерью Ильфа и Петрова, начинаешь сомневаться, что это оговорка.

Но вот уж кто никогда не оговаривается (а если оговаривается, то делает это намеренно, чтобы тут же поправить себя, - ораторский прием такой) - так это Эдвард Радзинский, всеядность которого соперничает с его же способностью к голосовым модуляциям. На прошедшей неделе он в очередном фильме своего цикла "Роковые минуты истории" бодро шпарил по Валишевскому. "В России все секрет... и ничего не тайна!" Умри, точнее названия не придумаешь. Не тайна уже потому, что многие откровения уважаемого популяризатора истории есть в школьных учебниках, а то, чего в учебниках нет, содержится в общедоступных книгах, да и на телевидении все это не новость. Парфенов, помнится, уже проводил ликбез. Хотя... для тех, кто замирает в ожидании ответа на вопрос "Кто автор картины "Джоконда"?", наверное, не вредно и повторить. Ликбез он и есть ликбез.

Как-то, помнится, Радзинский касался французской истории, с нетерпением жду, когда он это сделает опять. Глядишь, расскажет про Екатерину Медичи, а то создатели фильма "Убойная сила-2" приписали славу отравительницы ее дочери, королеве Марго. Нет, конечно, Марго была еще та штучка, но шалила все больше в альковах, а по части ядохимикатов ничем особенным не отличилась.

С историей, которую, бедную, телевидение нещадно эксплуатирует, вообще беда. Вот, к примеру, передача "Магия кино" на самом культурном канале, посвященная в значительной своей части современным фильмам о войне (разумеется, в первую очередь чеченской). И ведущий, бритоголовый такой, Сэмом Клебановым зовут, вполне на уровне заявленной темы, и режиссер Балабанов, рассказывающий о своем новом фильме "Война", тоже вполне на уровне, и режиссер Соловьев попадает в точку репликой о том, что наши военные фильмы лишь имитируют жизнь и никак с ней не соотносятся. Покоробил только женский закадровый голос, читавший некий текст и между делом сообщивший, что войны России с Турцией и Японией затевались чуть ли не ради отвлечения народа от сложных внутренних проблем (не цитата, но смысл передаю точно). Полный бред, и даже разъяснять скучно - почему.

Разговор же о военных фильмах был затеян в "Магии кино" не случайно. К нам пришел "Спецназ", самый крутой из всех доселе снимавшихся сериалов, который, говорят, даже настоящие спецназовцы с удовольствием смотрели. Уж до того крутой, что на его съемках актер Балуев будто бы даже огнестрельное ранение в руку получил. Весть о ранении, к счастью, оказалась уткой, а в остальном... посмотрим.

И я ставлю точку в описании прошедшей - весьма постной в телевизионном отношении - недели и ухожу к телевизору смотреть дальше. "Мавр сделал свое дело - мавр может уходить. Мавр, конечно, в хорошем смысле этого слова", - как сказал в субботу футбольный комментатор на РТР.