Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Постная неделя
Обзор теленедели

Дата публикации:  27 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Зачинная седмица Великого Поста по канону весьма строга. Первые два дня, между прочим, вообще пища возбраняется. Соответственно, телеканалы наперебой принялись давать рекомендации, как православным людям и дух укрепить, и от голода не загнуться. Очень трогательная забота о народе. Одно непонятно: на кого расчитана. Человек верующий и без произнесенных скороговоркой, не всегда грамотных, советов разберется, а тому, кто искренне полагает, что замена ветчины на овсянку уже сама по себе приближает к благодати, вряд ли вообще какой совет поможет. Телевизионщики, надо полагать, все это хорошо понимают, но как промолчать, когда такой замечательный повод поговорить?!

Вот тут на днях артист Михаил Боярский поделился в программе "Здоровье" теорией, как он ее назвал, воздушного шара. Дескать, человек, пока здоров, беспрепятственно летит по жизни вверх, а с появлением хворей для продления полета начинает сбрасывать мешки с балластом - мешок курения, мешок пьянства, мешки с прочими нехорошими излишествами. "Ну а как быть, когда все мешки кончатся?" - спросили его. "Сам выпрыгну!" - ответил честный Боярский.

Так и телевидение: избавилось за последние два года от многих вредных привычек, почти стерильным стало, никаких тебе болезней, однако же взмыть в заоблачные выси не получается. И по теории Боярского ему остается... Шутка, конечно.

Были у нашего телевидения достижения, были провалы, но было и стремление к среднеарифметическому, которое оказалось сильнее всего прочего: ныне все труднее разделять телевизионные удачи и неудачи, пораженья отличать от побед. Посему куда интереснее писать о телевидении, когда какая-нибудь творческая личность с торжественным воплем делает харакири и выбрасывается, по Боярскому, из воздушной корзины, и вдвойне увлекательно, когда творческую личность отправляют за борт недобрые чиновные дядьки. То есть писать не о телевизионной кухне и съедобности (или несъедобности) приготовленных на ней блюд, а о заэкранных интригах (политических и не очень) и их результатах.

Но заметьте, многие вредные привычки за борт выбросили, самых вредных носителей этих привычек столкнули туда же (к примеру, Доренко и целое ТВ-6), а направление полета не изменилось. Что ж, может, так оно и лучше, когда не очень отдаляешься от грешной земли. Видно копошащийся на почве народ, и сразу появляется желание стать к нему ближе. И он, народ, вовсе не мешает себя любимого разглядывать и против сближения тоже не возражает. Он вообще не против и всецело за, хотя одна быстро ставшая популярной передача самим своим названием утверждает обратное.

Здесь, коль скоро передача вспомнилась, к месту привести два эпизода. Излагаю по памяти. Эпизод первый. Ведущий повторяет, сурово сдвинув брови, написанный на экране вопрос: "Кто автор картины "Джоконда"?" Игрок, сильно подумавши, отвечает: "Пас". Ведущий сочувственно кивает: что поделаешь, вопрос попался трудный. Эпизод второй. Ведущий интересуется отчеством Пушкина. "Сергеевич", - отвечает игрок. "Вы потратили на ответ всего три секунды!" - в восторге кричит ведущий. Ясно, конечно, что он не идиот, а такой ему прописан образ. Но полстраны прильнуло к экранам. А говорят, совсем недавно еще самая читающая в мире страна была. Врут, наверное... Радует лишь то, что в этой передаче музейный работник Саша Ильин 115 тысяч рублей выиграл. Порадуемся за музейного работника - среди своих экспонатов ему за такие деньги два года работать.

В другой игровой передаче по тому же каналу, где ведущей прописано обходиться с участниками, мягко говоря, без особого уважения, один игрок на вопрос "За кого вышла Наталья Николаевна после смерти Пушкина?", не задумываясь, ляпнул: "За Дантеса!". Четверть страны (половина смотрящей половины) ужаснулась, но тут же получила компенсацию, когда ведущая, согласно своей роли, по-хамски приложила грамотея. Другая четверть, хотя и солидарная в глубине знаний с отвечавшим, тоже вряд ли посочувствовала несчастному. И закрадывается подозрение, что передача для того и существует (и для того зовут в нее соответствующих представителей самого читающего в прошлом народа), чтобы ее создателям на пару со всероссийским обывателем была возможность на глазах у всей страны испытать возвышающее себя превосходство. А что обыватель (даже тот, который искренне полагал, что Дантес, убив Пушкина, стал нежным отцом его детям) делается при созерцании чужой, не им разоблаченной глупости быстрее, выше, сильнее - уж простите за олимпийский намек, свежи воспоминания, - тут сомнений нет. Где вы видели обывателя, который не рад тому, что кого-то выставили дураком? И пусть не рассказывают, что игровые передачи у нас сплошь лицензионные, купленные далеко за бугром. Дурак-то в них наш, и обыватель наш, и ведущие наши родимые, доморощенные.

Между прочим, недавно случился у Дантеса маленький юбилей - 190 годочков стукнуло. Накануне славной даты автору этих строк позвонила редактор передачи, которая так и называется "Дата", и предложила поговорить о биографии этого замечательного человека. Несколько растерявшись, я почти согласился, но мою репутацию спасла жена, сказав, что в таком случае не пустит меня после передачи домой. Но не все еще потеряно: получив отказ, без заминки пригласили поговорить 6 июня о Пушкине. И в самом деле: какая разница - что Пушкин, что Дантес. И когда ведущая одной из утренних программ без тени юмора называет Александру Ильиничну Ильф дочерью Ильфа и Петрова, начинаешь сомневаться, что это оговорка.

Но вот уж кто никогда не оговаривается (а если оговаривается, то делает это намеренно, чтобы тут же поправить себя, - ораторский прием такой) - так это Эдвард Радзинский, всеядность которого соперничает с его же способностью к голосовым модуляциям. На прошедшей неделе он в очередном фильме своего цикла "Роковые минуты истории" бодро шпарил по Валишевскому. "В России все секрет... и ничего не тайна!" Умри, точнее названия не придумаешь. Не тайна уже потому, что многие откровения уважаемого популяризатора истории есть в школьных учебниках, а то, чего в учебниках нет, содержится в общедоступных книгах, да и на телевидении все это не новость. Парфенов, помнится, уже проводил ликбез. Хотя... для тех, кто замирает в ожидании ответа на вопрос "Кто автор картины "Джоконда"?", наверное, не вредно и повторить. Ликбез он и есть ликбез.

Как-то, помнится, Радзинский касался французской истории, с нетерпением жду, когда он это сделает опять. Глядишь, расскажет про Екатерину Медичи, а то создатели фильма "Убойная сила-2" приписали славу отравительницы ее дочери, королеве Марго. Нет, конечно, Марго была еще та штучка, но шалила все больше в альковах, а по части ядохимикатов ничем особенным не отличилась.

С историей, которую, бедную, телевидение нещадно эксплуатирует, вообще беда. Вот, к примеру, передача "Магия кино" на самом культурном канале, посвященная в значительной своей части современным фильмам о войне (разумеется, в первую очередь чеченской). И ведущий, бритоголовый такой, Сэмом Клебановым зовут, вполне на уровне заявленной темы, и режиссер Балабанов, рассказывающий о своем новом фильме "Война", тоже вполне на уровне, и режиссер Соловьев попадает в точку репликой о том, что наши военные фильмы лишь имитируют жизнь и никак с ней не соотносятся. Покоробил только женский закадровый голос, читавший некий текст и между делом сообщивший, что войны России с Турцией и Японией затевались чуть ли не ради отвлечения народа от сложных внутренних проблем (не цитата, но смысл передаю точно). Полный бред, и даже разъяснять скучно - почему.

Разговор же о военных фильмах был затеян в "Магии кино" не случайно. К нам пришел "Спецназ", самый крутой из всех доселе снимавшихся сериалов, который, говорят, даже настоящие спецназовцы с удовольствием смотрели. Уж до того крутой, что на его съемках актер Балуев будто бы даже огнестрельное ранение в руку получил. Весть о ранении, к счастью, оказалась уткой, а в остальном... посмотрим.

И я ставлю точку в описании прошедшей - весьма постной в телевизионном отношении - недели и ухожу к телевизору смотреть дальше. "Мавр сделал свое дело - мавр может уходить. Мавр, конечно, в хорошем смысле этого слова", - как сказал в субботу футбольный комментатор на РТР.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Калягин переезжает. В самый центр столицы /27.03/
Московские власти приняли решение построить в центре Москвы специальное здание для возглавляемого Александром Калягиным театра "Et Cetera".
Понятие стиля - 2 /26.03/
Понятие стиля в ведомой нам критической практике близко к понятию "большого стиля", не только в советском смысле, но и в прогрессистско-историческом.
Елена Гаврилова, Конкурс на новое здание Мариинского театра объявят только через месяц /25.03/
Борьба интересов продолжается. Что понятно: в частных разговорах Валерий Гергиев говорит, что то или иное решение все равно будет воплощено, поскольку деньги уже выделены, государственное финансирование этому проекту обеспечено.
Актуально ли сегодня понятие стиля /22.03/
РЖ обратился к своим постоянным и просто авторам с одним-единственным вопросом: актуально ли сегодня, на ваш взгляд, понятие стиля в искусстве? Отвечают Гасан Гусейнов, Александра Дагдейл, Псой Короленко, Екатерина Барабаш, Дмитрий Бавильский, Александр Дугин, Илья Смирнов, Алексей Цветков.
Алексей Цветков, Человек стиля и его лефортовский год /18.03/
Вспоминается, что одним из любимых фильмов Эдуарда был "Лион-киллер", вот, мол, и заигрался с оружием, как любимый герой. Как-то он сказал: "У нас не понимают, что такое политика, митинги, от них устают. Я после митинга чувствую прилив здоровой агрессии, эйфорию и эрекцию".


предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: