Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020327_zas.html

Александр Калягин переезжает. В самый центр столицы
Новое здание театра построят на Тургеневской площади


Дата публикации:  27 Марта 2002

В ноябре 1997 года в Москве, на Новом Арбате, в бывшем конференц-зале одной из "книжек"-высоток, открылся театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина. До того театр играл на разных столичных сценах, в Театре имени Пушкина - "Дядю Ваню", на Таганке - рассказы Чехова... Пять лет назад новую сцену, свою сцену, открыли спектаклем Романа Козака "Смуглая леди сонетов".

За месяц до того, как театр открылся, Калягин дал интервью "Коммерсанту", где рассказал о своих муках, о том, как непросто открыть в Москве свой собственный театр: "Нужно сначала очень долго репетировать Бог знает в каких помещениях, от туалета до подворотни. Ходить по начальству, упрашивать, выбивать - при этом хорошо бы быть примелькавшимся на экране, известным. Долго искать помещение, потом его найти, потом отказаться от этого помещения. Найти другое и испытать чудовищное унижение, когда тебя оттуда выгоняют. Писать письма большим людям, которые не будут обращать на тебя внимания; потом писать еще большим людям и доказывать, убеждать, умолять. Работать параллельно над ролями, что-то играть, сниматься в кино и снимать его. Входить в какое-то политическое движение и потом выходить из него. Кого-нибудь поддержать на выборах. Опять строчить письма в инстанции, надоедать всем, как муха, исходить километры ковровых дорожек, жужжать. Получить в конце концов инфаркт... Ну и ждать: кто кого? То ли ты им надоешь так, что все подпишут, то ли сам выдохнешься и сдашься. Вот и все пособие".

Помимо очевидных тогда художественных прорех замечено было и то, что зал этот все-таки неразрывен с бюрократическим окружением. Шел в театр, попадал - в министерство чего-то там...

У новоарбатской прописки имелись и другие недостатки. Чтобы пройти в театр, надо преодолеть ряды лотошников. С последними Калягин начал нешуточную борьбу и, как настоящий мужчина, однажды даже вступил в драку, взявшись отогнать одного, самого назойливого, от входа в театр. Калягин уходил, торговцы возвращались на свои места, милиция оставалась в стороне от спора художника с продавцами.

С другой стороны, Калягин вел борьбу с теми, кто оспаривал художественную состоятельность его театра - театра как коллектива, не соглашался с претензиями художественного порядка, с теми, кто говорил, что театр его - это он и еще очень немногое. И на то у него тоже вроде бы были основания: никто же не обращает всерьез внимание на шутки, которые шутят в "Сатириконе": мол, сколько спектаклей сыграно за эти годы художественным руководителем под зажигательные танцы труппы... Александр Александрович сделал ставку на сотрудничество с Театральным агентством Давида Смелянского и большими режиссерами. Когда к нему пришли Роберт Стуруа и Александр Морфов, о недостатках игры остальных писать почти перестали. Хотя хвалили по-прежнему в первую очередь Александра Калягина.

Все эти годы Калягин думал о другом помещении. Некоторое время тому назад по Москве ходили разговоры, что - в глубокой тайне - театру подыскали какое-то помещение на Рождественке. Наличие в центре Москвы немалого числа хороших театральных залов - дело известное, но получить такой зал пока удалось только Иосифу Райхельгаузу.

И вот - новость, вполне уже официальная.

Московские власти приняли решение построить в центре Москвы специальное здание для возглавляемого Александром Калягиным театра "Et Cetera". Речь идет о земельном участке на углу Боброва и Фролова переулков, рядом со станцией метро "Чистые пруды". И - недалеко от почтамта, который, как известно, всегда оставался "календарным" центром столицы. Здание общей площадью в 6 тысяч квадратных метров с подземным паркингом будет проектироваться и строиться на деньги из московского бюджета и должно быть готово к 2004 году. Техническое задание на проект должно быть готово в течение месяца, после чего - уже в этом году - начнется строительство.

Вероятно, строительство Калягин доверит Давиду Смелянскому, который уже имеет подобный опыт: под руководством и при участии Российского театрального агентства на Остоженке выстроена школа Галины Вишневской, целый комплекс, где есть, кажется, все - и школа, и офисы, и даже жилые корпуса. Остается добавить, что здание театра "Et Cetera" (когда оно уже будет построено) станет четвертым новым театральным зданием в столице: после уже построенных Центра имени Вс.Мейерхольда на Новослободской, "Школы драматического искусства" на Сретенке и нового здания Театра под руководством Олега Табакова, которое обещают построить на Триумфальной площади (здание "Новой Оперы" - скорее, все-таки реконструкция).