Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Гендер / Обзоры / < Вы здесь
В борделе у мисс Лоры
Музейное дело в США: умение хранить даже мелочи легкомысленного быта

Дата публикации:  11 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Проституция и бордели давно запрещены законами в США. Мы наслышаны о тех "веселых временах" из книг и голливудских вестернов. Но и в настоящее время в стране Америка сохранились бордели в первозданном виде. В одном из таких домов в "районе красных фонарей", мы имели возможность побывать... и получили массу удовольствия!

Погода в Америке "делается" в горах Колорадо. Огромные грозовые тучи, посылаемые оттуда, на большой скорости проносятся над прериями Оклахомы, с разбегу наталкиваются на горы Озарк, которые расположены на границе между Оклахомой и Арканзасом, и жестокими ливнями проливаются у подножья. Как раз в том самом месте, где находится Форт-Смис.

Географическое положение определяет не только погоду-непогоду Форт-Смиса, но и людской поток. Через эти своеобразные ворота кто только не проходил: ковбои, бандиты, изгнанники, миссионеры и пионеры. У всех здесь был "свой интерес", и этот маленький городок-крепость устраивал их всех. К западу от Форта начинались "индейские территории", которые не входили в состав Соединенных Штатов до начала XX века, а потому были очень привлекательны для бандитов, которые укрывались в их прериях, когда дамоклов меч правосудия нависал над ними. Восточная граница штата проходит по реке Миссисипи, по которой работорговцы ввозили свой "черный товар".

В конце XIX - начале XX веков две наиболее популярные личности определяли жизнь этого небольшого, но стратегически важного города: Исаак Паркер - судья Федерального суда западного дистрикта штата Арканзас - и Лора Зейглер - хозяйка одного из наиболее популярных борделей на юго-западе страны "Отель мисс Лоры".

Судья Паркер был неутомимым защитником закона. Он не страдал от иллюзий, что является помехой для "белой цивилизации". Считал, что в любом случае, как бы ни сложилась судьба индейцев, они не должны быть "объектом насилия для белых хулиганов, действующих вне законов страны". Однажды он признался репортерам: "Люди считают, что я жестокий, бессердечный и кровожадный человек. У меня только одна цель... Сделать законы для всех одинаковыми и неукоснительными - это мой лозунг".

Цветные стекла оконЗа 21 год работы судья Паркер заслушал 13000 дел, из них 12000 были криминальными, 344 осужденных обвинялись в убийстве или насилии. По законам Америки за эти тяжкие преступления полагалась смертная казнь. Из 169 человек, приговоренных судьей Паркером к смерти, повешены были 79 человек. Однако он приобрел прозвище "вешатель". Виселица была расположена около стены, окружающей форт, позади здания суда. Она и сейчас там стоит как символ нетерпимости к правонарушителям.

Один из моих друзей в России шутил, что американцы потому вежливые, что всех неучтивых отстреляли еще в XIX веке.

Не все пороки наказывались даже во время правления такого строгого блюстителя порядка, как судья Паркер. В 1900 году мисс Лора, на легальных основаниях, открыла дом, который служил пороку наслаждения. В пользующемся огромной популярностью "районе красных фонарей" это был уже седьмой дом, обслуживающих многочисленных клиентов. Однако ему суждено было стать особенным.

Сертификат, подтверждающий, что 'дочери наслаждения' позволительно работать с клиентами

"Дочери наслаждения" мисс Лоры были известны как наиболее привлекательные и здоровые. Освидетельствование проводилось каждый месяц, и девушка получала сертификат, который, кстати, стоил по тем временам недешево - 5 долларов. Сама хозяйка была не только хороша собой, но и весьма решительной женщиной. В критической ситуации она сама приводила в чувство разбушевавшегося клиента.

В доме создавалась атмосфера "вечного праздника". Постоянно звучала музыка: леди мисс Лоры хорошо пели и танцевали. Здесь впервые в штате Арканзас появился механический рояль. К услугам клиентов были "азартные игры и другие удовольствия". На втором этаже здания, в коридоре, стояла ванна, наполненная шампанским, из которой постоянные и уважаемые клиенты могли черпать игристый напиток сколько угодно и без дополнительной платы.

То есть бордель мисс Лоры стал неким прообразом развлекательного центра в городе. Он пользовался таким большим успехом, что ссуду, которую Л.Зейглер взяла на открытие бизнеса у одного из респектабельных местных банкиров, она вернула через 17 месяцев. И так продолжалось 10 лет.

 Первый в Арканзасе механический рояль

Очистить город от засилья "грязных домов" помог случай. Однажды январской ночью в 25 метрах от дома мисс Лоры взорвалась цистерна с нефтью. Взрыв был настолько сильным, что разбудил всех горожан. А дальше стали происходить чудеса, которые не забыты в городе до сих пор. Огромные столбы пламени не охватили своими объятиями дом мисс Лоры, который стоял рядом, а сильнейшим ветром были отнесены в противоположном направлении. В результате два соседних борделя сгорели дотла. "Дочери наслаждения" и их клиенты из всех семи домов выпрыгивали из окон на улицу полуодетыми. К счастью, никто не погиб, только горожане стали называть эту ночь "парадом нижнего белья".

Мудрая мисс Лора восприняла это событие как знак свыше. Хотя ее бизнес и не пострадал, она продала свое дело и отбыла в Детройт - вести, как она заявила, "нормальный образ жизни". Вскоре в штате были приняты законы, запрещающие проституцию, дом и вовсе закрыли, а потом умерла и его хозяйка.

Почти два десятка лет дом одиноко возвышался на берегу реки, отпугивая прохожих темными заколоченными окнами. Он стал пристанищем бродяг, пьяниц, игроков. Горожане с грустью наблюдали, как разрушается этот великолепный старинный дом с уникальной мебелью. И вот наконец сердце одного из бизнесменов города не выдержало, он купил этот исторический особняк, восстановил его и подарил городу как музей.

Реставрационные работы шли около года. К сожалению, сохранилось не все. Но то, что удалось восстановить, поражает воображение.

Викторианское великолепие особняка дополняется чудесными цветными стеклами окон и изящной резной ореховой мебелью. Недаром в 1973 году, еще до реставрации, дом был включен в Национальный реестр исторических мест. Десятью годами позже были открыты ресторан и Social Club, носящие имя мисс Лоры. Наконец ее имя стало респектабельным!

Кроме исторической и художественной ценности, дом интересен еще и как живое свидетельство тех "темных" страниц истории, которые "хранители нравственности" предпочитают замалчивать. Детали быта борделя, вещи, принадлежащие девушкам, говорят о многом - достовернее, чем фильмы или романы. Во всяком случае, менее тенденциозно.

Сразу за нарядными дверями главного входа открывается просторный холл. Здесь комната ожидания для гостей, музыкальная комната, где гости вместе с хозяевами пели, танцевали и, судя по рассказам очевидцев, приятно проводили время. Стены комнат украшены резными деревянными панелями, а также картинами и рисунками вовсе не фривольного содержания. Резная мебель дивной ручной работы.

Комнаты девушек для интимных встреч и игровые комнаты находились на втором этаже.

В верхней фрамуге двери каждой комнаты витиеватой вязью выведено имя девушки, живущей там. Имя было вытравлено на стекле раз и навсегда. Каждая вновь приходящая леди мисс Лоры получала "рабочее имя" вместе с комнатой. Мебели в комнате немного, только все необходимое, как в обычной спальне: кровать, туалетный столик, зеркало, кресла и гардероб. В борделе не было встроенных шкафов для одежды, потому что по законам того времени каждый такой шкаф рассматривался как отдельная комната и за него нужно было платить налог.

Как обычно, бросаются в глаза мелочи... Мебель в каждой комнате простая, но добротная. Непременным атрибутом является большое количество цветов и ванна, маленькая, красивой формы, с изящными медными кранами. Личные вещи девушек поражают тонкостью отделки и изяществом: соломенные шляпки со страусиными перьями, подвязки, украшенные стразами, веера. От платьев девушек просто захватывает дух: элегантные, удобные, работа великолепного качества. На изготовление такого платья у мастерицы уходила не одна неделя. Труд был не напрасным, эти платья и по прошествии века могут соперничать с изделиями многих современных домов моделей.

Сохранились и фото живущих в "Отеле мисс Лоры" девушек. Если смотреть на них в отрыве от контекста, то трудно даже сказать, из какого века эти девушки. Выражение их лиц, позы мало отличаются от таковых наших современниц на вечеринке. Нет ничего общего с образами тех роковых соблазнительниц, что "штампует" Голливуд.

Даже теперь, когда "Отель" мисс Лоры стал музеем, высшие силы продолжают охранять его. В 1996 году страшный торнадо смел с лица земли несколько зданий на набережной города. "Вошел" он в парадный вход "Отеля", а "вышел" на втором этаже, прихватив с собой крышу и входные двери. Служители до сих пор удивляются, как могло случиться, что здание осталось без крыши, но торшер с абажуром из тончайших перламутровых пластинок, стоявший в холле на втором этаже, остался невредимым. То же самое и с моделью прогулочного пароходика... Эта деревянная модель и стеклянный колпак, накрывающий ее, покоились на довольно хрупком столике. Как эта неустойчивая конструкция не улетела вместе с крышей, уму непостижимо. То есть разрушения были значительные: дом потерял двери и крышу, но совершенно не пострадала коллекция.

У всех членов нашей семьи ощущения от посещения такого казалось бы "грязного" места были светлыми даже на следующий день. Мне трудно объяснить, почему это. Наверное, все построено на контрасте. Наверное, мифы и реальность на самом деле очень далеки друг от друга. Конечно, бордель - это не лучшее место работы, но... Но и бордели бывают разные... Да дело не только в борделях.

В этом музее маленького американского городка-форта, через судьбы конкретных личностей, через вещи, принадлежащие им, через их слова и поступки, я очень четко увидела исторический процесс превращения "иммигрантского сброда из разных стран" в американский народ. "Завоевания культуры" потому так и называются, что даются непросто.

В соответствии с законом штата Арканзас Судья Паркер приговаривал к повешению убийц и насильников. То есть по тяжести преступления изнасилование приравнивалось к убийству. О равноправии женщин в Америке не говорили, здесь их защищали законом, даже в самые смутные времена на заре становления государственности.

Меняются люди, их нравы, а, следовательно, и границы дозволенного. Если в конце XIX века бордели были обыденным явлением, то в начале XX правительство принимает законы против теневого бизнеса, запрещает проституцию и налаживает механизм претворения этих законов в жизнь.

Все европейцы в большей или меньшей степени снобы. Они кичатся своей тысячелетней историей и всякий раз норовят подчеркнуть, что история США не насчитывает и трех столетий. Это правда. Но правда также и то, что здесь хранят все свидетельства веков с превеликой заботливостью. Музеи необычайно богаты! Да что музеи. В любой семье хранятся вещи прадедов - столетней давности и более. Здесь я увидела такую посуду, мебель, кружева, изделия из бисера и в таком великолепном состоянии, которых я не видела даже в княжеских палатах Углича. Когда я впервые пришла в Зимний дворец Санкт-Петербурга, то меня потрясла не только коллекция картин, выставленная там, но также и абсолютная пустота комнат. Там не осталось ни мебели, ни вещей, ничего, что рассказало бы нам о многовековой истории императорского дома России. Все исчезло...

Покидая Отель мисс Лоры, каждый посетитель может взять на память сувениры: звезду маршала (член военизированного отряда судьи Паркера) и кружевную подвязку. Дочь тут же надела подвязку поверх джинсов - тинэйджерам все позволено. А я свою повесила в спальне на зеркало. Пусть висит.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Гендер' (архив темы):
Наталья Загурская, Между Медузой и Сиреной: к вопросу о женской гениальности /05.03/
Отказывая женскому письму в гениальности, мы тем самым лишаем женщину духа и отбрасываем теоретическую мысль на позиции классической патриархатной философии.
Валентина Бакмастер
Валентина
БАКМАСТЕР
dbuckmas@olp.net

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: