Русский Журнал
/ Обзоры / www.russ.ru/culture/20020417_zz.html |
Правое и левое Политическая риторика: не в искусстве, а в околокультурном пространстве и, в частности, в критике. Дата публикации: 17 Апреля 2002 Некоторое время тому назад прочел я в "Театральном смотрителе" статью Павла Руднева из газеты "Время новостей". Это была рецензия на спектакль "Очень простая история", вышедший в театре "Содружество актеров Таганки". О некоторых сюжетах этой статьи потом удалось поговорить с автором, но сейчас - о пафосе, о том, что волнует автора. И, как выясняется, не его одного. То есть уже после того, как статья была прочитана, я долго не мог понять, что же именно вызвало мое ответное волнение. И вот, спустя почти месяц после выхода статьи и после премьеры, решился на отклик. Павел Руднев, отрываясь уже от спектакля как такового, если угодно, отталкиваясь от него, пишет: "Искусство, как и политика, может быть и левым, и правым, и центристским, и анархистским. Этим никого не удивишь. Удивительно другое: наши театральные "левые" очень быстро растеряли энергию и эстетический вкус. Некогда профессиональный театр резко падает до уровня наивного искусства, режиссеру Николаю Губенко изменяет чувство логики, вкуса и красоты, а актеры перестают следить за своей физической формой, голосом, музыкальным слухом, речью, сценическим движением, мизансценами. Призванные обладать кипучей, деятельной, революционной натурой, театральные "социалисты" скучны, умильны и банальны... Революционеры без романтики, потерявшие острое чувство протеста, превращаются в кислых моралистов - и вместо борьбы с несправедливым социальным строем предлагают борьбу с абортами, Чубайсом и американским империализмом. Нашим театральным бунтарям, увы, не знаком градус левизны Арианы Мнушкиной или Ларса фон Триера. Вместо мощного общественного протеста - современной трагедии, которая смогла бы зафиксировать ту катастрофу, что действительно случилась в нашем обществе на наших же глазах, - театр ставит бездарное агитационное сочинение, где образ великой России "нарисован" гармошкой, удалыми присвистами и бабьим визгом". Но нельзя не отметить, что перечисленные выше знаменитости принадлежат - с большим или меньшим приближении - к одному поколению. Шире - это люди ХХ века, времени, когда размежевание по партийному принципу было более или менее традиционно, во всяком случае, куда более естественным, нежели нынешнее - по религиозному "признаку". Нынешние "протестанты" не так партийны, их партийность - нечто, остающееся в тени. Кто знает, например, к какой партии примыкают драматурги - авторы "Ройял Корта", молодые рассерженные немцы? Так что иссякание политического протеста и политической насыщенности художнического высказывания - явление более или менее естественное, общее для всей Европы, частью которой мы себя почитаем. Это - первое. Второе: действительно, и Татьяна Васильевна Доронина, и Николай Николаевич Губенко как-то не слишком выразительно высказываются на темы своих политических взглядов. Но: так ли уж они хотят выразить то, что им вменяют в вину, или, напротив, в достижение? Нет ли здесь некоей ошибки - не художника, но критика, выбирающего оптику и словарь, в данном случае негодный. Грубо говоря, всякий раз пытаются измерить вязкость, покачивают головой: мол, не то, не то... А дело приходится иметь совсем даже с твердым предметом... Больше того: социального протеста в спектаклях соседнего с МХАТом имени М.Горького Театра имени Пушкина куда больше можно найти (при желании). "Откровенные полароидные снимки", "Академия смеха" и т.д. Ругая "левых" за непрописанность их художественно-политических принципов, за слабость политических высказываний, никто почему-то до сих пор не озаботился вопросом и судьбою "правых" художников. Таковых ведь, по сути, и вовсе нет. Есть те, кто поддерживает и примыкает. Нет тех, кто высказывается в своих сочинениях с "правых" (в нашем представлении, где несколько спутаны края политического спектра) позиций. Приходится признать, что политические оппозиции - то, чем живут сегодня не художники, а критики. Разговоры о слабости "левых" или вообще о "левом" искусстве или "левом" в искусстве - плод воображения околохудожественной общественности. Чем жить еще, как не выстраиванием оппозиций. Политических, поскольку это все еще естественней для отечественной литературной, театральной и прочей критики.
|