Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020424_to.html

Новые сицилийцы и другие поводы для удивления
Обзор теленедели

Валентина Тоцкая

Дата публикации:  24 Апреля 2002

Телевидение наше не всегда дает поводы для одного только уныния. Иногда, например, оно удивляет. Причем не какими-то особыми телевизионными, до сих пор неведомыми техническими ходами и изысками. А содержательной своей стороной.

Началось все в минувший понедельник, когда РТР транслировал церемонию закрытия общероссийского фестиваля "Золотая маска". Показывали ночью, с отставанием в несколько часов от реального времени проведения этого зрелища, претендующего по жанру на то, чтобы называться шоу. К режиссеру показа претензий нет и быть не может. Техника для трансляции "Золотой маски" и операторские силы были выделены отменные. Качеству картинки и грамотности ее монтажа могли бы позавидовать многие коллеги. Но исходный материал...

Российский театр, особенно его московская и петербургская части, в своих рядах числят огромное количество узнаваемых лиц, сценические, киношные и телевизионные работы которых хорошо известны как столичному, так и провинциальному зрителю. Человек, включивший программу с желанием увидеть своих любимых артистов в их профессиональном кругу, был сильно разочарован. Камера с трудом отыскивала в зале Большого театра тех, чье участие в том или ином спектакле часто влияет на решение - купить или не купить билет. Тех, кто сегодня реально делает театр, тех, кто интересен, любим и востребован, на церемонии было явно маловато. Их состав, в основном, ограничивался или будущими лауреатами, или, что реже, номинантами. Дабы сохранить у обывателя интерес к ночной программе, режиссер изо всех сил старался показывать тех немногих, кто все-таки имелся в наличии. Узок был их круг, и в кадре постоянно мелькали одни и те же. Что, конечно же, утомляло и лишало программу той самой зрелищности, без которой трудно себе представить закрытие крупного театрального фестиваля.

Но, наверное, это было не единственной проблемой для телевизионного режиссера, откомандированного снимать и в экстренном темпе монтировать программу под эфир. Как известно, существуют такие профессии, как артист и ведущий. Не всегда они взаимозаменяемы. Но если внимательно взглянуть на телевизионную сетку, то можно увидеть, что нынче у крупных театральных актеров уже не считается зазорным выступать в смежном жанре. Большинство из них делает это вполне профессионально - у них все в порядке и с обаянием, и с подачей текста, и с ощущением аудитории. Но, видно, "Золотая маска" помощью профессионалов решила не злоупотреблять. Церемонию провел сам директор фестиваля Эдуард Бояков - персона, активно "раскручиваемая" в глянцевых журналах. Ведение не было удачным.

Где-то в середине церемонии устами молодой женщины, объявленной как театральный критик и председатель будущего экспертного совета фестиваля, была сформулирована идеология. Выяснилось, что создатели спектаклей, те, кто в них играет, да и те, кто поддерживает первых, покупая билеты, - это все шелуха, массовка, придворная мелочь, задача которой - обеспечить процесс воцарения на троне иных людей, почитающих себя политтехнологами театрального процесса. Они будут определять, кто хороший, кто плохой, кому жить, а кому умирать. И пиарить свою точку зрения со всех занятых высот в СМИ. Дама не употребила только одного слова - "мафия". А в остальном по смыслу сие выступление напоминало тронную речь вожака на сборище крепких сицилийских парней. Автору этих строк, человеку, далекому от театра, до сей поры казалось, что это наша, зрительская, задача решать, жить театру Н. или почить в бозе. Однако "ошибочка вышла". Мы и не заметили, как изменился их внутритеатральный мирок.

Удивительно, что в зале никто не засвистал и не захлопал выступление самовыдвиженки на место донны Корлеоне. Хотелось бы объяснить это не трусостью публики, но ее вечной российской жалостливостью. Дело в том, что качество исполнения тронной речи было катастрофическим. Выступающая, берущаяся приклеивать ярлыки "талант", "гений", "бездарность" театральным деятелям, не только не блистала в жанре публичного выступления. Мафия, может быть, и бессмертна, но в данном случае на диво недаровита. Тот, кто претендует на право управлять чужими талантами... Для начала надо быть хотя бы им равным.

Эх, только-только Сергей Пенкин и Борис Моисеев перестали быть главными поп-звездами государственного телевидения┘

Впрочем, далеко не все программы, касающиеся вопросов культуры, и их герои удивили со знаком минус. Повод, и немалый, для обратного дал министр культуры Михаил Швыдкой, ставший одним из гостей ночной программы Александра Гордона на НТВ. Помимо двух наших соотечественников, в студии присутствовал голливудский продюсер Джон Дейли, на счету которого такие нашумевшие фильмы, как "Терминатор", "Взвод"... Обсуждали проблемы государственного и негосударственного менеджмента в киноиндустрии. Разговор был содержательным, конструктивным и предельно конкретным. Гость не скрывал своего стремления оказаться в роли гуру, чьи практические советы в области кинобизнеса должны быть немедленно приняты к внедрению. Исполнить этот номер без сучка и задоринки у него не получилось. Если Александр Гордон (по совместительству еще и кинорежиссер) готов был внимать советам, не ставя их под сомнение, то Михаил Швыдкой явно предпочитал жанру лекции - семинар, на котором во время дискуссии оттачиваются мнения. Не все из Голливуда хорошо видно в нашем кинобизнесе. Принять точку зрения Джона Дейли за аксиому - это все равно что поверить в святость и непогрешимость Международного валютного фонда. И все же главное, чем удивил и порадовал Михаил Швыдкой, - не только качество спора, но и потрясающий английский, на котором наш министр свободно изъясняется. Представители власти дали второй повод гордиться своей образованностью. И в этом случае вертикаль выглядит так: первый - Путин, а следом за ним сразу Швыдкой.

Вообще, программа Гордона, вышедшая 18 апреля в сотый раз, - явление абсолютно уникальное в нашем эфире. Не сюсюкая с собеседником и не облизывая его, Гордон как-то легко и изящно открывает лучшие стороны в человеке. Возможно, секрет его предельно прост: Гордон в эфире равен себе. Он не играет и не пытается представить себя другим человеком, не красуется. Не получает удовольствие от того, что "сделал" кого-то. К тому же он отвоевал себе право разговаривать только о том, что ему самому по-настоящему интересно. Отсюда - и энергия диалога, и качество его.

На программе же, где обсуждалась индустрия кино, тот же министр культуры произнес несколько важных тезисов. Один из них - о возможной новой концепции Московского кинофестиваля, который должен перестать походить на отхожий промысел западных звезд и вновь обрести свое лицо, став, быть может, Меккой мирового экспериментального кинематографа. Случится ли это - покажет время. Судя по разговору, есть у этого проекта и враг. Имя его впрямую не оглашалось, но и представитель Голливуда, и Швыдкой, и Гордон долго обсуждали безнравственность создания некоего русского фильма, на который были протрачены огромные деньги из российского бюджета. О ком шла речь, не понять было невозможно.

Первый канал тоже подарил повод для удивления на прошедшей неделе. В вечернем субботнем эфире был показан концерт новейшей поп-звезды Витаса. Все в этом шоу было роскошным - декорации, костюмы, балет, сопровождающий солиста вокал... Только вот с главным героем все-таки генеральный директор ОРТ Константин Эрнст, за год "раскрутивший" вместе с "Real records" этого исполнителя, явно поспешил. Мальчик-то, от природы, безусловно, одаренный, пока еще явно сыроват. Возможно, позанимайся он года два-три вокалом с хорошим педагогом, глядишь, и удалось бы ему прийти в шоу-бизнес надолго. Пока связки не откажут. Хотелось бы ошибиться, но сегодня явление по имени Витас кажется явно временным, проходным. О, сколько их уже упало в бездну... Да и вряд ли стоило подставлять юного исполнителя, с еще явно не оформившимся вкусом, пошлыми режиссерскими приемами. Самый гадкий из которых: обрядить певца в сутану и заставить исполнять "Ave Maria". Очень дешево выглядит. Сошло бы для дециметрового канала, но никак не для ОРТ.

Вообще, взаимоотношения телевидения и шоу-бизнеса приобретают все более и более загадочный характер. Так, например, на этой неделе НТВ в ночной программе "Все сразу" (кстати, очень талантливой) два дня подряд показывало одно и то же интервью Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова по поводу их нового проекта "Чикаго". Информационное спонсорство - дело, конечно, хорошее, но не до такой же степени.