Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Единственный праздник
Обзор теленедели

Дата публикации:  15 Мая 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Для желающих читать едкую критику - важное предупреждение: этот телеобзор будет в основном хвалебным. Праздник Победы, под знаком которого проходила вся неделя, нашим телеканалам явно удался. Наверное, неумение веселиться и радоваться сообща (чему свидетельства и Новый Год, и Восьмое марта, и даже Первое мая) у нас - в крови. А вот "праздник со слезами на глазах" у нашего телевидения получается блестяще - тут тебе и душевные поздравления, и щемящая нота, и массовое отсутствие фальши в интонациях. Может, оттого, что, как было сказано в блестящей программе Александра Гордона о демографии, показанной НТВ благодаря важности темы во внеурочное время (в шесть вечера - вместо глубокой ночи), мы нация старая. Уже нет детского, радостного (как, например, у американцев) ощущения от жизни. Своих башен-близнецов было столько... не пересчитать. Количество горя давит даже не на личном - на генетическом уровне. Мы, согласно Гордону и его собеседникам Игорю Бестужеву-Ладе и Сергею Капице, тут заодно с европейцами и евреями. Они - тоже старые. И это как нельзя лучше и в нашей, и в их культурах отражается.

День Победы - праздник нам и нашему телевидению имманентный. И скорбь, и гордость, и возможность всплакнуть, не стесняясь, и желание совершать неожиданно для себя хорошие поступки (не для выгоды, а просто так).

Лучшими из лучших в формировании праздничной программы (не только собственно 9 мая, но вокруг него) нужно по праву признать ОРТ и НТВ. Оба канала, каждый в соответствии с собственными образом и представлением о вкусах публики, показали в эти дни не только целый ряд хороших программ, но и создали некую единую ткань вещания, в которой не было зазоров и случайностей.

НТВ свою праздничную политику начало "продавать", начиная с 1 мая. Именно в этот день стартовал показ сериала "Семнадцать мгновений весны", подготовивший эфир собственно 9 мая. Никаких особенных, специально созданных к этому дню, программ здесь не было. Ограничились кинопоказом. Но каким и как организованным! Утро началось с "Небесного тихохода", продолжилось "Добровольцами" и, миновав очередную серию "Семнадцати мгновений весны", перетекло в "Падение Берлина". Все эти фильмы, несмотря на разное качество, сняты были много лет назад, когда естественным делом нашего кинематографа было создание образа победителей. Было не время говорить о цене победы и о жертвах, принесенных на этот алтарь. Война была еще очень близко, у каждого своя, часто - очень интимная. Естественно, не красивая и не парадная. А хотелось мифологемы - пусть не у меня, а у другого (героя кино) все сложится ладно: и подвиги, и женщина любимая, и ордена, вовремя полученные, и офицеры все как один "отцы солдатам", и ранение хоть и есть, но не тяжкое. Истинная цена войны в произведениях искусства стала открываться гораздо позднее (и дело не только в том, что пришел конец сталинизму, - появилась дистанция). Умнее выбрать фильм для рассказа о настоящей войне - а им стал "Белорусский вокзал" - было трудно. Как вы помните, никаких боев, сражений, людей в военной форме в игровой плоти фильма - нет и в помине. Это все в хронике, ставшей сильнейшей эмоциональной составляющей "Белорусского вокзала". Война здесь, прежде всего, в судьбах - искореженных, поломанных, разбитых; в людях - разных, часто смешных, но на редкость достойных; в ситуации - когда и через двадцать лет после последней атаки именно от этих людей слабый получает помощь, а сволочь - отпор; и главное - в потрясающей песне, смонтированной на крупных планах Нины Ургант, Евгения Леонова, Анатолия Папанова и военной хронике.

НТВ, желая или не желая этого, в течение дня представило образ поколения людей, прошедших и выигравших войну. Пусть, конечно же, далеко не полный, но яркий и точный - с их радостями и потерями, заблуждениями и удивлениями. Тот образ, который должен остаться в нашей памяти, отталкиваясь от которого мы можем и должны воспринимать поколение, пережившее войну.

Интонация и тональность вещания НТВ резко изменились после Минуты молчания. (Очень хорошо с телевизионной точки зрения смонтированной, если можно так сказать, программы. Она была общей для всех каналов. Скорее всего, ее делали на РТР, что дало о себе знать, - вряд ли стоило так много показывать виды Кремля, ведь не на нем одном сконцентрировано понятие "патриотизм".) Премьера "В августе 44-го..." (фильма о войне, снятого впервые за многие последние годы) и старый, зафиксированный телевидением несколько лет назад совсем не попсовый концерт Аллы Пугачевой "Избранное" стали своеобразным ответом, поклоном от иных поколений в адрес тех, для кого эта победа - факт личной биографии.

Струной, главным связующим звеном этого дня на НТВ стали новости. И не вина, ни заслуга НТВ в том, что они оказались именно такими: подробно, с эксклюзивными съемками (даже любительской, сделанной в момент взрыва) о теракте в Каспийске, выступление Путина перед ветеранами с текстом, в котором терроризм сравнивался с фашизмом, встык - военная хроника, смонтированная как микрофильм (это, конечно же, заготовка), и следом - демонстрация коммунистов, переставших скрывать, что их любимый герой - товарищ Сталин (огромная толпа с портретами вождя, и в ней очень-очень много молодых лиц).

Наверное, эти новости и сформулировали то главное, чего не хватило в этот день НТВ, - фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Ведь говорить в этот день стоит не только о победителях, но и о тех, с кем и во имя чего, собственно говоря, они сражались.

ОРТ 9 мая пришлось гораздо труднее. В отличие от программы коллег, здесь основную часть праздничного эфира составила продукция, сделанная специально к этому дню. Как и в прошлом году, стержнем вещания стал подготовленный редакцией утреннего вещания канал "День Победы". В прямом эфире в течение всего дня с небольшими перерывами Лариса Кривцова - одна из ведущих "Доброго утра" - беседовала с самыми разными людьми: от Людмилы Зыкиной до родственников тех, кто не вернулся с войны. Регулярно давались прямые включения с улиц Москвы. И это, пожалуй, оказалось самым интересным. Реальность (трагедия в Каспийске) не выдержала конкуренции с хорошо подготовленными редакторами выступлениями в жанре "я тут мимо проходила и потому прочту вам стихотворение". Люди удивительно раскрылись - с теплом, с болью, с мукой, с острым желанием помочь они говорили и о ветеранах войны, и о тех, кто безвинно погиб этим праздничным утром. Особенно запомнился один немолодой кавказец, который почти вырвал микрофон у Андрея Малахова, берущего интервью у народа перед Большим театром, и прокричал о том, как ему стыдно за то, что взорвавшие праздничную колонну в Каспийске - его земляки, его единоверцы. Прозвучало посильнее многих проклятий.

Вечерний эфир ОРТ был исполнен в излюбленном жанре этого канала: давали концерт под названием "Песни Победы". Вопреки самым страшным ожиданиям, это телесочинение явно удалось Константину Эрнсту. Военные песни пели все - от Кобзона и Гурченко до Витаса и группы "Отпетые мошенники". Не у всех выступавших был музыкальный слух. И не все исполняли песни с присущей моменту интонацией (особенно тут отличилась Татьяна Овсиенко, которая так и не смогла расстаться с обликом и манерами девушки на вечер). Но в целом это выглядело очень достойно. Правда, бросалось в глаза отсутствие двух премьеров - Пугачевой и Киркорова. Впрочем, кажется, это уже не Эрнста, а их проблемы. "Хор" от их отсутствия не пострадал. А образы гордых и одиноких солистов Аллы Борисовны и Филиппа Бердовича как-то скукожились. Хочешь не хочешь, а в сознании осталось, что гордыню свою, претендующую только на то, чтобы петь соло, они даже для общего праздника победить не смогли.

Блестящий, отлично продуманный "ход конем" представило в этот день ОРТ и в новостном эфире. Программа "Время" показала репортаж о праздновании 9 мая в Израиле. В основном этот сюжет состоял из интервью с уехавшими участниками войны и праздничного шествия ветеранов по улицам Тель-Авива. Хорошо не только то, что мы помним и о тех, кто географически не с нами. "Время", наверняка, запланировало этот сюжет накануне, не предполагая, какую трагедию может принести праздничный день. И по интонации, и по идее ход этот был блестящим: в день, когда мы празднуем победу над фашизмом, стоит помнить о тех, кто с новым обликом этих нелюдей сталкивается ежедневно сегодня.

Однако та же самая широта взгляда на мир, присущая руководству ОРТ, на этой неделе обернулась и своей обратной стороной. Не собственно 9 мая, а в окружающем этот день вещательном пространстве. Стремление как можно шире показать войну, привело к тому, что, согласно наблюдаемому на ОРТ в течение прошедшей недели, войну выиграли американцы, англичане и французы. Три дня подряд, непонятно зачем, нам показывали западный документальный сериал "Цвет войны", созданный с единственной целью - обнародовать все цветные кадры, сделанные во время войны. Вполне бессмысленное произведение. Затем три дня подряд шли программы Виталия Вульфа о де Голле, Рузвельте и Черчилле. Талантливые сами по себе, они были как-то неуместны в этой компании. С особой настойчивостью показывал ОРТ и западные боевики о Второй мировой войне, как то глупейшую клюкву "Спасти рядового Райна", шпионскую идиллию, где фашисты следуют конвенции о ненарушении границ, "Свет во тьме", мелодраму "Поезд". Политика достаточно опасная, так ведь можно допоказываться до того, что главным событием войны станет нападение японцев на Перл-Харбор. Американцы, кстати, ровно так и считают. И тут мы с ними, нацией очень молодой и очень необразованной, вряд ли поймем друг друга.

А потому давайте встречать наше следующее 9 мая по-стариковски - душевно и без глупых чужих мифов.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Валентина Тоцкая, Бумажные обертки /07.05/
Во время этих милых посиделок-воспоминаний о том, как снимался фильм, стратегической задачей ведущей стало выпытать из Гафта и Остроумовой все подробности и детали их романа, возникшего гораздо позднее.
Илья Смирнов, Политэкономия для муз /04.05/
Результат творческого труда, раз он продается и покупается, представляет собой специфический товар. И рынок, с ним связанный, очень непохож на рынок молочных продуктов или стиральных порошков. Главную особенность этого необычного рынка отметил пушкинский Книгопродавец без малого 180 лет тому назад.
Валентина Тоцкая, ПИАР-служба и опасна, и трудна /30.04/
Страшная выдалась неделя, прямо-таки кошмарная. Одна весть о смерти наступала на другую с такой скоростью, что даже видавшие виды телевизионщики из информационных программ не успевали достойно прореагировать на предыдущую сенсацию. О ней замолкали, так как следовало сообщать о другой, еще более свежей трагедии.
Правое и левое - 2 /29.04/
Искусство не бывает левым или правым, черным или белым, голубым или розовым.
Елена Трофимова, Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов /27.04/
Уже в 60-е годы прошлого века в литературе, живописи, музыке, театре, кино началась реабилитация стилей начала века, разрушавшая монополию "социалистического реализма".


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: