|
||
/ |
Единственный праздник Обзор теленедели Дата публикации: 15 Мая 2002 Для желающих читать едкую критику - важное предупреждение: этот телеобзор будет в основном хвалебным. Праздник Победы, под знаком которого проходила вся неделя, нашим телеканалам явно удался. Наверное, неумение веселиться и радоваться сообща (чему свидетельства и Новый Год, и Восьмое марта, и даже Первое мая) у нас - в крови. А вот "праздник со слезами на глазах" у нашего телевидения получается блестяще - тут тебе и душевные поздравления, и щемящая нота, и массовое отсутствие фальши в интонациях. Может, оттого, что, как было сказано в блестящей программе Александра Гордона о демографии, показанной НТВ благодаря важности темы во внеурочное время (в шесть вечера - вместо глубокой ночи), мы нация старая. Уже нет детского, радостного (как, например, у американцев) ощущения от жизни. Своих башен-близнецов было столько... не пересчитать. Количество горя давит даже не на личном - на генетическом уровне. Мы, согласно Гордону и его собеседникам Игорю Бестужеву-Ладе и Сергею Капице, тут заодно с европейцами и евреями. Они - тоже старые. И это как нельзя лучше и в нашей, и в их культурах отражается. День Победы - праздник нам и нашему телевидению имманентный. И скорбь, и гордость, и возможность всплакнуть, не стесняясь, и желание совершать неожиданно для себя хорошие поступки (не для выгоды, а просто так). Лучшими из лучших в формировании праздничной программы (не только собственно 9 мая, но вокруг него) нужно по праву признать ОРТ и НТВ. Оба канала, каждый в соответствии с собственными образом и представлением о вкусах публики, показали в эти дни не только целый ряд хороших программ, но и создали некую единую ткань вещания, в которой не было зазоров и случайностей. НТВ свою праздничную политику начало "продавать", начиная с 1 мая. Именно в этот день стартовал показ сериала НТВ, желая или не желая этого, в течение дня представило образ поколения людей, прошедших и выигравших войну. Пусть, конечно же, далеко не полный, но яркий и точный - с их радостями и потерями, заблуждениями и удивлениями. Тот образ, который должен остаться в нашей памяти, отталкиваясь от которого мы можем и должны воспринимать поколение, пережившее войну. Интонация и тональность вещания НТВ резко изменились после Минуты молчания. (Очень хорошо с телевизионной точки зрения смонтированной, если можно так сказать, программы. Она была общей для всех каналов. Скорее всего, ее делали на РТР, что дало о себе знать, - вряд ли стоило так много показывать виды Кремля, ведь не на нем одном сконцентрировано понятие "патриотизм".) Премьера Струной, главным связующим звеном этого дня на НТВ стали новости. И не вина, ни заслуга НТВ в том, что они оказались именно такими: подробно, с эксклюзивными съемками (даже любительской, сделанной в момент взрыва) о теракте в Каспийске, выступление Путина перед ветеранами с текстом, в котором терроризм сравнивался с фашизмом, встык - военная хроника, смонтированная как микрофильм (это, конечно же, заготовка), и следом - демонстрация коммунистов, переставших скрывать, что их любимый герой - товарищ Сталин (огромная толпа с портретами вождя, и в ней очень-очень много молодых лиц). Наверное, эти новости и сформулировали то главное, чего не хватило в этот день НТВ, - фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Ведь говорить в этот день стоит не только о победителях, но и о тех, с кем и во имя чего, собственно говоря, они сражались. ОРТ 9 мая пришлось гораздо труднее. В отличие от программы коллег, здесь основную часть праздничного эфира составила продукция, сделанная специально к этому дню. Как и в прошлом году, стержнем вещания стал подготовленный редакцией утреннего вещания канал "День Победы". В прямом эфире в течение всего дня с небольшими перерывами Лариса Кривцова - одна из ведущих "Доброго утра" - беседовала с самыми разными людьми: от Людмилы Зыкиной до родственников тех, кто не вернулся с войны. Регулярно давались прямые включения с улиц Москвы. И это, пожалуй, оказалось самым интересным. Реальность (трагедия в Каспийске) не выдержала конкуренции с хорошо подготовленными редакторами выступлениями в жанре "я тут мимо проходила и потому прочту вам стихотворение". Люди удивительно раскрылись - с теплом, с болью, с мукой, с острым желанием помочь они говорили и о ветеранах войны, и о тех, кто безвинно погиб этим праздничным утром. Особенно запомнился один немолодой кавказец, который почти вырвал микрофон у Андрея Малахова, берущего интервью у народа перед Большим театром, и прокричал о том, как ему стыдно за то, что взорвавшие праздничную колонну в Каспийске - его земляки, его единоверцы. Прозвучало посильнее многих проклятий. Вечерний эфир Блестящий, отлично продуманный "ход конем" представило в этот день ОРТ и в новостном эфире. Программа "Время" показала репортаж о праздновании 9 мая в Израиле. В основном этот сюжет состоял из интервью с уехавшими участниками войны и праздничного шествия ветеранов по улицам Тель-Авива. Хорошо не только то, что мы помним и о тех, кто географически не с нами. "Время", наверняка, запланировало этот сюжет накануне, не предполагая, какую трагедию может принести праздничный день. И по интонации, и по идее ход этот был блестящим: в день, когда мы празднуем победу над фашизмом, стоит помнить о тех, кто с новым обликом этих нелюдей сталкивается ежедневно сегодня. Однако та же самая широта взгляда на мир, присущая руководству ОРТ, на этой неделе обернулась и своей обратной стороной. Не собственно 9 мая, а в окружающем этот день вещательном пространстве. Стремление как можно шире показать войну, привело к тому, что, согласно наблюдаемому на ОРТ в течение прошедшей недели, войну выиграли американцы, англичане и французы. Три дня подряд, непонятно зачем, нам показывали западный документальный сериал "Цвет войны", созданный с единственной целью - обнародовать все цветные кадры, сделанные во время войны. Вполне бессмысленное произведение. Затем три дня подряд шли программы Виталия Вульфа о де Голле, Рузвельте и Черчилле. Талантливые сами по себе, они были как-то неуместны в этой компании. С особой настойчивостью показывал ОРТ и западные боевики о Второй мировой войне, как то глупейшую клюкву "Спасти рядового Райна", шпионскую идиллию, где фашисты следуют конвенции о ненарушении границ, "Свет во тьме", мелодраму "Поезд". Политика достаточно опасная, так ведь можно допоказываться до того, что главным событием войны станет нападение японцев на Перл-Харбор. Американцы, кстати, ровно так и считают. И тут мы с ними, нацией очень молодой и очень необразованной, вряд ли поймем друг друга. А потому давайте встречать наше следующее 9 мая по-стариковски - душевно и без глупых чужих мифов.
|
|
|
||