Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Соль, перец, лаврушка и прочие пряности
Дата публикации:  5 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Трудно представить, какими горячими выражениями "кроют" любители спорта - и в особенности фанаты футбола - министра печати Лесина. Ведь именно в разгар чемпионата мира по футболу НТВ+спорт прекратило временное вещание на шестом канале, и там вновь воцарилась команда Евгения Киселева (ныне они выходят под грифом ТВС).

ЛесинСложно было дурнее выбрать время для передачи права вещания на канале от одного игрока на медийном пространстве другому. Но случилось то, что случилось. И вовсе, думается, не от глупости человека, уполномоченного государством следить за тем, как там наши СМИ поживают. Все это похоже на хорошо продуманную акцию, осуществив которую, ее авторы пожинают всяческие лавры.

Лавр первый - имиджевый. Вопреки мнению хулителей свободы слова, вопреки желанию граждан и неграждан, не желающих жить по закону и согласовывать каждый свой шаг с решением суда, вопреки мнению особо активных защитников чужих прав - дескать, государство у нас и цербер, и цензор для свободной журналистики, - 1 июня, как и было обещано, шестой канал вновь стал общественно-политическим, и на него вернулся Киселев со товарищи. "Восторжествовать справедливости" не помешал даже Химкинский райсуд, принимающий, как писали некоторые коллеги, "невзвешенные решения под давлением Березовского". Словом, Министерство печати вновь выглядит защитником демократии. Неплохой результат.

Следующий лавр выглядит гораздо более увесисто. Да и толку от него будет значительно больше. Чемпионат мира по футболу стал, в чем-то даже благодаря энергичнейшим усилиям нашего телевидения, событием, практически равным Олимпиаде. Любые мало-мальски интересные события, происходящие на нем, подаются и в новостийных, и в аналитических программах как мировая сенсация. Достаточно сказать, что результат матча Франция-Сенегал обсуждали и у Владимира Познера ("Времена", ОРТ), и у Евгения Ревенко ("Вести недели", РТР), и у Евгения Киселева в первом выпуске новых "Итогов" на ТВС, и даже в "Намедни" Леонида Парфенова. Такого единодушия обычно удостаивается какая-нибудь важная встреча типа Путин-Буш о сокращении ракет. Но на прошедшей недели футболисты по востребованности явно превзошли и президентов, и даже жителей Калининградской области, которые неизвестно как будут достигать большой земли. Показ футбола - дело на редкость рейтинговое. Вот вам и загадка второго лавра. Останься НТВ+спорт на федеральной кнопке и показывай подряд все матчи чемпионата, что, собственно говоря, и является прямым делом этого канала, - вопрос, куда бы направили рекламодатели свои финансовые потоки, вряд ли бы возник. Уж явно не на ОРТ И РТР. Нынче же "в шоколаде" именно эти две компании, обе с участием госкапитала. Специалисты говорят, что рекламные потоки на них контролирует небезызвестное "Видео интернэшнл". Ответим на вопрос, где раньше работал министр печати. И теперь эту задачку сможет решить даже малолетний ребенок.

Есть еще и третий лепесток в этом венке. Но, по сравнению с двумя первыми он - так себе, довесок. Люди - разные, как известно. И некоторые из них с удовольствием прожигают жизнь, из мягкого кресла взирая, как другие - молодые, красивые и здоровые - гоняют мяч по полю. Существуют любители смотреть это всегда, в любое время суток, при любой погоде и даже при условии полного разрушения семейной гармонии. Ну, кому из представителей вышеописанного типа понравится, что вместо футбола, растянутого на сутки, его показывают два раза в день? Могут ли эти люди любить ТВС, который столь не вовремя стал вещать на частоте федерального бесплатного (!) канала? Число этих сидячих спортсменов ныне равно числу недоброжелателей ТВС. Неплохо для того, чтобы держать на коротком поводке бывшего любителя "помахаться" с властью. А демагогические заявления о том, что, дескать, пусть покупают тарелку и смотрят, тут не пройдут. Кто лежит на диване - тот денег не зарабатывает.

Умелые руки и умные головы сплетали этот лавровый венок победы. Достойны не похвалы, конечно, но уж признания - само собой.

Как бы там ни было, и какова бы ни была причина, чтобы начать вещание ТВС именно 1 июня, - это случилось. Что, безусловно, к лучшему. Без киселевской команды нашему голубому экрану чего-то явно не хватало. По аналогии с рестораном - мясо, конечно же, подавали, но соль, перец и горчицу подать забывали. А пресная еда хоть и здоровая, но очень безвкусная. Так что возобновления общественно-политического вещания на шестом канале многие, особенно любители остроты и небанальных вкусовых ощущений, очень даже ждали. И пока (приходится констатировать с невероятной грустью) бьющая ключом энергия ожидания себя не оправдала. Кушанье от Киселева оказалось не острее блюд, приготовленных его собратьями по цеху.

В былое время на канале НТВ главной программой считались "Итоги", так до известных всем исторических событий было и на ТВ-6. Именно так позиционировалась эта передача и в межпрограммном пространстве ТВС.

Бесконечно умилила стойкая верность Евгения Киселева своему собственному образу. Как и в былые времена, заставка программы была составлена из множества портретов Евгения Алексеевича - в профиль, анфас, разной степени задумчивости - от полного отстранения от дел земных до легкой меланхолии. Никаких улыбок, никакой радости, даже никакой иронии во взгляде. Абсолютная серьезность во взгляде - в первую очередь по отношению к себе любимому. С такой же серьезностью и убежденностью трибуна была произнесена и речь ведущего, открывающая программу: мы вернулись, справедливость восторжествовала и т.д.

Далее оказалось, что "Итоги" будут выходить в новом формате. Теперь в студии не только сам ведущий и его гости, но и человек эдак сто публики. Сразу вспомнились программы "Глас народа" и "Свобода слова". Но зря. Так и осталось загадкой, зачем все это множество людей пригласили в студию. Их мнение об обсуждаемых событиях никого не интересовало. Что характерно, его даже не пытались узнать. Микрофон явившимся поучаствовать в подведении итогов недели гражданам никто не предлагал. Их даже показывали на редкость мало, ибо взгляд оператора был сосредоточен, во-первых, на ведущем, во-вторых, на его собеседнике. Пару раз обратились к человеку из зала, им оказался Игорь Бунин, который прокомментировал две темы - раскол в КПРФ и ситуацию с "Общей газетой". Так что зачем создателю и ведущему программы нужен народ в студии, осталось неясно. Есть только одна убедительная версия. Наверное, хочется признания не только постфактум, после выхода передачи и просмотра ее рейтинга, но и в момент собственно ее создания. Рейтинг аплодисменты не доносит.

Темы в "Итогах" обсуждались банальнейшие. Ровно о том же говорили коллеги во всех аналитических программах, завершающих неделю. Светлана Горячева - меньшевичка - в прямом эфире оппонировала большевику из Петербурга Юрию Белову, который клял своих бывших товарищей за сотрудничество с властью и как откровение предлагал информацию о том, как коммунисты могли "завалить" Кириенко, когда тот утверждался Думой на пост премьер-министра, да предатели из собственных рядов не дали довести дело до ума. На руках бывших соратников Белова - кровь, пролитая народом в период дефолта. История, старая как мир и такая же скучная. Про Зюганова и Селезнева уже давно все ясно. В отличие от Жириновского, они и в форме подачи собственных заявлений неталантливы. Чего ради было открывать "Итоги" в новой редакции с такого пустого дела. Тем более что и ведущий не нашел формулировок, чтобы объяснить свой выбор.

Немножко оживило ситуацию эксклюзивное интервью Строуба Тэлбота - американского политика, друга Билла Клинтона и деятеля его администрации. Он известен (по меткому выражению кого-то из телевизионщиков) как брат-близнец Александра Коржакова. Его мемуары на тему, где, сколько, в какой очередности и что именно выпил Борис Ельцин, отличают обстоятельность в подсчетах и такая же хорошая память. Последнее достоинство, наверняка, связано с тем, что господин Тэлбот не ленился в ночи зафиксировать с бухгалтерской точностью на бумаге все рюмки, бокалы и бутылки, опустошенные Борисом Николаевичем. (Если госпожа Райс - сотрудник администрации Буша - будет вести такой же дневничок, то через несколько лет мы узнаем, сколько раз спортивный Путин отжимался по утрам во времена очередного саммита. Интересная информация). Но в "Итогах" счетовод Тэлбот выступал в совсем другом качестве. Ему было доверено комментировать сегодняшние отношения России и США. Мягко говоря, странная он для этого фигура. Американцы, например, у Коржакова аналитики не требуют, а используют его мозги по прямому назначению - кто, где, с кем и сколько.

На смену американскому знатоку загадочной русской души пришел извечный собеседник Киселева Григорий Явлинский. Последний был предельно миролюбиво настроен по отношению к внешней политике, проводимой нынешним президентом. Не оппонировал по своей обычной привычке, но очень даже одобрял и поддерживал. Перемена в настроениях Григория Алексеевича удивила, а гладкость, с которой он излагал свои размышления, навела на странные мысли. Уж не баллотируется он в подковерных кремлевских выборах на роль министра иностранных дел?

Путин был обласкан сверх меры. Не только Явлинским, но и его визави Киселевым. К их хору примкнули Хрюн и Степан - в некоем кабаке они обсуждали будущие переговоры между Пакистаном и Индией. И... наступило время критики власти. Без нее никак нельзя было обойтись. Иначе бы все вокруг решили, что ведущий "Итогов" испугался натиска Кремля и сдался в плен "губителям свободы слова".

На прошлой неделе Егор Яковлев - хозяин и главный редактор "Общей газеты" - продал ее некоему предпринимателю из Петербурга, который, по его собственному признанию, решил направить свои денежки в медиа-бизнес. Купив газету, он сообщил сотрудникам, что хочет сделать ее доходной, читаемой, востребованной. Поэтому собирается многое менять внутри. К тому же он не уверен, что сохранит название. Коллектив он уволил и собирается встречаться с каждым и решать, принимать его на работу или нет. Это все нам показали в сюжете, который предуведомлял появление Егора Яковлева в студии.

(Не из телевизионных, а из частных источников стало известно, кто стал или вот-вот станет новым главным в "Общей газете". Проваливший газету "Русский телеграф" Леонид Злотин. Скучнейшее и претенциознейшее, надо заметить, было издание. Новому медиа-магнату можно только посочувствовать. Плакали его денежки).

И вот обличитель властных интриг Егор Яковлев - в студии "Итогов" с целью поддержать оппозиционный имидж программы. Сказать гостю было, собственно, нечего. Как известно, в сделке всегда участвуют два человека - покупатель и продавец. Яковлев и не настаивал на том, что ему выкрутили руки и заставили продать газету. Честно признался: сам решил. Сумма фигурировала - миллион долларов США. И то, что, как нам показали в сюжете, к своему коллективу бывший главный редактор не вышел, тоже не обсуждалось. Толковище строилось вокруг другого. Дескать, новый олигарх уничтожит "Общую газету" - рупор и прочее. Элементарный вопрос, зачем же продавали и почему в условиях сделки не было записано, что сохраняется коллектив, название и направленность издания, не задал никто. Может, оттого, что зрителям в студии слова не давали. Наверняка, нашелся бы хоть один трезвомыслящий. Или тот, кто продавал, признавшись в экономической нерентабельности собственного издания, рассчитывал на благотворительность? Коли так, то разговор стоило вести о ста рублях, а не о миллионе заокеанских денег.

Странный получился разговор. К рыночной экономике и признанию за другим человеком (покупателем) права распоряжаться своей собственностью он никакого отношения не имел. Почему-то клеймили неких чиновников, которые таким образом избавились от очень мешающей им жить "Общей газеты". Трудно, практически невозможно поверить. Степень влияния этого издания на общественное сознание была минимальнейшей. А без самоокупаемости оно в скором времени и само бы закончило свою жизнь. Зачем тогда этим злым чиновникам-интриганам миллионом бросаться? Непонятно.

А вот зачем сие нужно было продавцу, очень даже ясно. Сегодня за "Общую газету" удалось получить неплохие деньги. А завтра, в чем практически признался сам Яковлев, это проделать было бы сложно. В пафосе своего обличения власти Егор Владимирович вспомнил не только все собственные заслуги перед Отечеством, но и все обиды, которые он хранит на бывших и нынешних первых лиц государства. Со страстью в голосе он рассказал, что был первым, кто узнал о собственном увольнении с поста Председателя Гостелерадио из средств массовой информации, а не лично от Ельцина, как рассчитывал. Вроде взрослый и умный человек господин Яковлев, но что же ему не пришло тогда в голову, что воздается ему за грехи же его. За несколько месяцев до решения Ельцина сотня высокопрофессиональных режиссеров, операторов, монтажеров киностудии "Экран" - творческого объединения, создавшего огромное количество телешедевров, по почте получили уведомления о том, что их контору распускают, а их всех отправляют по домам. Живите как хотите, художники и нехудожники. Тогда Яковлев не счел нужным даже до общего собрания опуститься. Впрочем, как и в этот раз. Чего ж обижаться на судьбу и делать вид, что, получив роскошный доход от сделки, все еще переживаешь за судьбу проданной "Общей газеты"? Или миллион долларов уже не деньги?

Странная все же у Киселева получилась оппозиция.

В этом сюжете вокруг "Общей газеты" из уст Игоря Бунина прозвучала одна здравая мысль. Цитирую дословно: "Газета погибла не потому, что нет денег, а потому, что нет читателей. Общество изменилось. Сегодня нужна другая пресса". На что Егор Яковлев сказал, что трагедия газеты заключена в сегодняшнем состоянии общества. По сути дела, заявление получилось в лучшем случае странное. Яковлев понимает как трагедию достаточно стабильное состояние общества, в котором нет баррикад, штурмов зданий парламента, бесконечной грызни в Думе, которая воспринималась как лучший телеаттракцион.

Наверное, этот аккорд можно смело назвать финальным в длинной песне, спетой шестидесятниками. Были в ней и блистательные куплеты. За что им низкий поклон. Но случались и подобные припевы - дикие в своем эгоизме и нежелании и, наверное, неумении услышать другого.

Это отличное предупреждение для ведущего старых-новых "Итогов". Ведь и блистательный Киселев не застрахован от опасности глухоты по отношению к тому, что на самом деле волнует тех, кто исправно вот уже много лет смотрит его программу. И сегодня степень этой опасности как никогда высока.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Полина Богданова, Власть воображаемой реальности /29.05/
Речь в этой статье пойдет об одной из любопытных тенденций сегодняшнего театра. Она проявляет себя в выраженном интересе к романтическим идеям и концепциям.
Григорий Заславский, Михаил Швыдкой - суперзвезда /23.05/
Швыдкой на ТВ не министр, а шоумен. Эта новая роль ему нравится, и он сам получает видимое удовольствие. От того, что знает, чем кончится. Знает, что скажут гости в эфире. Знает, чего не скажут. В этом смысле Швыдкой выгодно отличается от многих других, которые не знают, но все равно не скрывают скуки.
Искусство имперских миражей /20.05/
24 мая в Мраморном Дворце в Санкт-Петербурге открывается выставка московских художников Валеры и Наташи Черкашиных - "Миражи империй". Несмотря на нынешнюю выставку, не удается избавиться от чувства, что отечественное признание русских художников, живущих в России, приходит из-за границы.
Валентина Тоцкая, Единственный праздник /15.05/
Для желающих читать едкую критику - важное предупреждение: этот телеобзор будет в основном хвалебным. Праздник Победы, под знаком которого проходила вся неделя, нашим телеканалам явно удался.
Валентина Тоцкая, Бумажные обертки /07.05/
Во время этих милых посиделок-воспоминаний о том, как снимался фильм, стратегической задачей ведущей стало выпытать из Гафта и Остроумовой все подробности и детали их романа, возникшего гораздо позднее.


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: