Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
Тема: Культура или шоу-бизнес / Обзоры / < Вы здесь
"Эпизоды". Вера Павлова
Фрагменты из жизни поэта

Дата публикации:  11 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

По телеканалу "Культура" в день рождения Пушкина в 23:15 прошел фильм "Эпизоды" о Вере Павловой.

В фильме Вера Павлова очень похожа на поэта. Она - поэт, прямо в голом (буквально, есть и такой кадр) виде.

А стихи выглядят очень бледно, и совершенно непонятно, почему же они столь многими столь высоко ценимы.

Вера Павлова говорит: "В наше время поэт открыт читателю. Раньше он вливал стихи в изысканную вазу, а сегодня в баночку для сдачи крови".

Кровь баночками, положим, не сдают. Сдают баночками что-то другое.

Какие-то юноши и девушки распевают ее стихи. Стихи удивительно слабые, то ли потому, что писались специально для песен, то ли потому, что неразличимы почти за музыкальным шумом. Различим только навязчивый рефрен "любовь - это мост". Ново.

Поэзии в фильме нет, есть поэтесса Вера Павлова. Она и в лавровом венке, и в чалме. Она и музыкант, и поэт. Процесс творчества предъявлен непосредственно. Сидит поэтесса под окном и пишет, пишет, пишет в блокнотик. Вот так, дорогой зритель-читатель, и рождаются гениальные строки.

Вера Павлова рассказывает о том, как решив устроить похороны неудавшейся книге стихов, сделала из страниц кораблики и пустила в реку со свечечками. Но свечечки прожгли бумагу и утонули, а стихи и не утонули, и не уплыли. И тогда поэтесса, чтобы не "загрязнять окружающую среду", эти кораблики выловила и страницы расправила, и оказалось, что ни одна буква стихов не пострадала ни от воды, ни от огня. Можно было бы и не поминать булгаковскую цитату. Нет, помянула. Вскользь, как само собой разумеющееся.

Такие пассажи трудно комментировать.

Что может вынести из этого фильма человек, читавший стихи Веры Павловой? Ничего. Разве что - надежду: может быть, Вера Павлова на самом деле не такая, как в фильме, - сложнее и глубже, может быть, она не сводится к тривиальному трафарету.

Что узнает зритель, стихов не читавший? Что существует Вера Павлова, жеманная и артистичная. Захочет ли он прочитать ее стихи?

Зритель смотрит и говорит: "Надо же, оказывается, поэты есть и в наше время. И поэты эти в точности, до деталей, такие, какими они и должны быть. Возвышенные и немного сумасшедшие, но тоже любят премии получать. Да кто ж не любит". В фильме как-то выходит, что премию Аполлона Григорьева вручил Вере Павловой не кто-нибудь, а сам Аполлон, да не Григорьев, а Мусагет.

Как показывать поэта и поэзию на телеэкране? Не знаю. Знаю, что это очень трудно. Потому что телеэкран обращен ко всем сразу, а стихотворение - к каждому в отдельности. Чтение стихов требует внутренней тишины и сосредоточенности, телевидение требует непосредственного открытого контакта. Совместить то и другое едва ли возможно.

Но, может быть, будет и так. Кто-то, посмотрев этот фильм, возьмет да и влюбится в красивую женщину Веру Павлову, а потом и стихи прочтет, и они, подсвеченные влюбленностью, проскользнут в самое сердце.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Культура или шоу-бизнес' (архив темы):
Александр Дугин, Мюзикл последнего модерна /04.06/
Мюзикл как жанр - это модерн. Он ничего не добавил и не убавил от классики. Hello, Dolly! Долли - это и есть зевок Эсмеральды. Упакованный в брикет, доставленный вовремя на мотоцикле вместе с утренней пиццей... Мутный взгляд плотного американца на зябкой заре поднимающего свой флаг.
Григорий Заславский, Авангард для Большого /31.05/
В Большом театре собираются поставить авангардную оперу, для чего приглашены к сотрудничеству композитор Леонид Десятников, писатель Владимир Сорокин.
Григорий Заславский, Неважная "Игра" /07.05/
Бесстрашие и риск в искусстве - дело хорошее. Смелость, как известно, города берет. Но когда почти ничего не предвещает удачи, увы, "бесcтрашие" - не самое точное определение. Прошу прощения, если кого-то обидел.
Фарида Фахми, "Кремль музыкальный" прошел, как всегда, в Кремле /04.05/
Фестивалей в Москве много, очень много, может быть, даже слишком много. Похоже, что фестиваль Николая Петрова - всемирно известного пианиста, народного артиста СССР, лауреата Госпремии и профессора - свою нишу нашел.
Илья Смирнов, Политэкономия для муз /04.05/
Результат творческого труда, раз он продается и покупается, представляет собой специфический товар. И рынок, с ним связанный, очень непохож на рынок молочных продуктов или стиральных порошков. Главную особенность этого необычного рынка отметил пушкинский Книгопродавец без малого 180 лет тому назад.
Владимир Губайловский
Владимир
ГУБАЙЛОВСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: