Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Какая боль, какая боль...
Обзор теленедели

Дата публикации:  18 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Людям темным и бесконечно далеким от спорта, к коим смело можно отнести обозревателя, в конце этой недели наконец-то стало ясно, почему была устроена вся эта град-шумиха вокруг футбола. Со всеми, кстати, привходящими обстоятельствами. О причине между строк поведал в своих "Вестях недели" Евгений Ревенко. Оказывается, наши футболисты не попадали в чемпионаты мира и Европы, поскольку играли так здорово и так талантливо, что их отсеивали на предварительном этапе. А в этот раз им посчастливилось, пройдя все круги отборочного ада, попасть на чемпионат мира.

И тут-то наше телевидение, подхватив инициативу верхов (как мы помним, на чемпионат команду благословлял сам президент), начало развивать футбольную истерию по всей стране. Торжественные проводы показывали по всем каналам. То на той, то на другой кнопке в эфир выходили наспех смонтированные телепрограммы о футболе и игроках. Чего только стоил показанный на ОРТ, а до этого блестяще раскрученный в межпрограммном пространстве канала фильм о Руслане Нигматуллине. Авансы в этом произведении были выданы такие, что казалось - вот она, линия воротонаследия: великий Лев Яшин - талантливый Ринат Дасаев - восходящая звезда Нигматуллин. О преемственности Нигматуллина Дасаеву говорилось впрямую. Просмотрев данное произведение, я была, например, абсолютно уверена - уж где-где, а на воротах у нас надежная оборона.

И сколь же велико было разочарование, когда в матче с бельгийцами, за которым, кажется, следила вся страна, Нигматуллин глупейшим образом не поймал штрафной мяч. Что это было сделано бездарно, стало очевидно даже тем, кто знает про футбол только то, что это игра в мяч на зеленой траве.

Фраза, оброненная Ревенко, однако, окончательно сложила все происходящее во внятную картину. Телевидение провожало и пиарило нашу сборную так, словно минимум, которого они достойны и на который страна рассчитывает, - это бронзовая медаль. И, если разобраться, такие действия не что иное, как провокация. И для футболистов, и для болельщиков-непрофессионалов.

Пусть Олег Романцев десять раз неправ, пусть он - отнюдь не Константин Бесков, но так продавать его сборную вряд ли стоило. Ведь никому не пришло бы в голову отправлять на конкурс оперных солистов человека, только-только избавившегося от глухоты, даже если у него громкий голос. Ну а если бы отправили, то не возлагали бы на своего ставленника больших надежд. Пусть уж дитятко поет, как может.

Но эта сказка не про нас. Самым неожиданным образом проявились амбиции бывшей сверхдержавы с одной стороны, а с другой - доказал свою живучесть главный народный эпос: сказка про Ивана, который лежит себе на печи тридцать лет и три года, а потом встает и Змея Горыныча (между прочим, тренированного малого) побеждает. Про то, что вся история двадцатого века доказала - чудес не бывает, все сделали вид, что забыли. Даже люди грамотные, а таких на телевидении большинство. Ну не могли они не прогнозировать, что звончайший пиар слабой команды, которая, как признался Романцев, о большем, чем 1/8 финала, и не помышляла, обернется ментальной микрокатастрофой. Хорошо еще, что, есть надежда, страна от нее за выходные опомнилась.

Однако объективное поражение российской команды, показанное в минувшую пятницу в полдень на канале РТР, страсти вокруг футбола не пригасило. О собственно спортивных программах и приложениях к политическим новостям умолчим. Пропустим и скучнейшую программу ОРТ "Большой футбол", где со страстью обсуждали узкопрофессиональные проблемы, сводившиеся в основном к соревнованию, кто сильнее обличит Романцева. Единственным достоинством этого ток-шоу можно признать то, что вел его не карамельно-фальшивый Андрей Малахов - на ОРТ любят поручать ему спецпроекты, - а гораздо более адекватный времени Кирилл Клейменов.

Главной футбольной программой стала "Свобода слова" Савика Шустера. Для обсуждения животрепещущих проблем были позваны два вице-спикера Государственной Думы: Любовь Слиска и Владимир Жириновский, Любовь Федорова, дочь Константина Бескова, и Анатолий Бышовец, бывший тренер сборной СССР и России. И поначалу разговор даже получился - пусть не по сути, но по форме. Бышовец рассуждал об экологии футбола, о том, что он сконцентрирован в Москве, что огромные людские ресурсы страны не востребованы. Не обошлось и без экивоков в адрес злодея Романцева, потеснившего Анатолия Федоровича из сборной. Дискуссия крутилась вокруг чьих-то частных обид, личных фактов, досужих рассуждений. Попытки блистательного ведущего, коим является Шустер, поднять масштаб разговора терпели фиаско. И не потому, что ведущий был плох. Явно не доработала редакторская группа, пригласившая на программу слишком много людей, имеющих личные счеты к российскому футболу.

Только это все продолжалось до поры до времени, пока слово не взял самый громогласный политик современности - господин Жириновский. И что тут началось! Крик, агрессия, беззастенчивое хамство, рядом с которым обливание соком Бориса Немцова √ всего лишь разминка. Игра, если сравнивать со спортом, без правил. Не было только рукоприкладства, хотя часто казалось, что ситуация на грани, и мата. Минутами возникало ощущение, что сейчас будет дана заставка и программа не начнется вновь до тех пор, пока Владимир Вольфович не будет депортирован из студии.

Разбушевавшийся депутат вопил своему оппоненту в зале Александру Ткаченко: "Все, замолчи!", намекал на еврейский заговор и выкрикивал лозунги "Россия для русских!". Выборы скоро, и привлечь на свою сторону часть населения, возлюбившую скинхедов, было главной целью политика. И тут Жириновский был готов на все для поднятия своего невысокого политического (в отличие от шоуменского) рейтинга.

Складывалась ситуация, при которой стало очевидно, что, как и в футболе, защитить наше достоинство некому. Только, в отличие от футбола, ставшего заложником энергичного пиара на пустом месте, здесь проблема в другом. Неуважающая себя страна растеряла мужчин, способных вступиться за ее честь. А в зале при этом восседали сплошь тридцати- и сорокалетние красавцы, еще совсем недавно не жалевшие слов, чтобы повествовать о собственных достижениях.

И ситуация была бы абсолютно безнадежна, если бы в студии не оказалось низкорослого и совершенно не брутального Шустера. Бабским псевдоинтеллигентным соплям, которые обычно утирают наши защитники в подобных ситуациях, разглагольствуя о невозможности бороться с разгулом стихии, он противопоставил такую волю, такую человеческую мощь, такую убежденность в своей правоте, что хамство (о чудо!) отступило.

Все дальнейшие звучавшие в программе пассажи о том, кто прав, кто виноват, хороша ли Федерация футбола или плоха, до какой степени виноват Романцев и прочее, уже не имели никакого значения. Выход оказался прост и незамысловат. И он называется - воля и знание цели. Нам это остро необходимо во всем. В футболе, в том числе. Мы подменили суть формой, соорудили себе странное виртуальное пространство, в котором чужая воля, чужие бредовые идеи имеют цену и вес. Нас обманывают - и мы готовы обманываться, что доказала вся ситуация с чемпионатом мира.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Валентина Тоцкая, Кто виноват? /11.06/
Наше телевидение, имеющее огромную власть над всей страной, предпочитало позицию активного неучастия. Удовлетворялось выполнением заказов.
Владимир Губайловский, "Эпизоды". Вера Павлова /11.06/
В фильме Вера Павлова очень похожа на поэта. Она - поэт, прямо в голом (буквально, есть и такой кадр) виде.
Григорий Заславский, Пиар наступает, Фандорин переходит в оборону /06.06/
Откуда было взять, что интеллигентнейший, как признает рецензент, худрук РАМТа теперь взялся "держать нос по ветру" и "понял, что репертуарная политика важнее эстетики, что правильная упаковка продукта важнее его качества, что игру можно сделать еще до того, как игроки вышли на поле"?!
Валентина Тоцкая, Соль, перец, лаврушка и прочие пряности /05.06/
Без ТВ-6 нашему экрану чего-то явно не хватало, но ожидания себя не оправдали. Бесконечно умилила стойкая верность Киселева своему образу. Абсолютная серьезность во взгляде - по отношению к себе любимому. Прозвучала одна здравая мысль: "Сегодня нужна другая пресса". Это отличное предупреждение для ведущего "Итогов". (отзывы)
Полина Богданова, Власть воображаемой реальности /29.05/
Речь в этой статье пойдет об одной из любопытных тенденций сегодняшнего театра. Она проявляет себя в выраженном интересе к романтическим идеям и концепциям.


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: