Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20020724_to.html

ТВС против ТВ 6
Счет один - ноль в пользу телезрителя

Валентина Тоцкая

Дата публикации:  24 Июля 2002

Лето. Сознание плавится. Температурный рекорд побит. Ни один из телевизионных каналов не показывает утешительный прогноз погоды. Все как один шпарят - в Москве +32, среднесуточная температура +20. Хорошо, конечно, быть честными, но и про людей стоило бы подумать. Дать надежду, в конце концов. Поучились бы у горьковского Луки. Будь он главным человеком на Метео-ТВ, раз в день обязательно бы сообщали - "завтра в столице и пригородах максимальная температура +15, проливные дожди, грозы; в дальнейшем ожидается кратковременное похолодание". Но не тут-то было. Наши телевизионщики воспитаны на других литературных примерах - их герой господин Чацкий. Наплевал всем в душу - и уехал. Отсутствие кондиционера в этих условиях воспринимается как факт абсолютной собственной никчемности, что, наверняка, не может не отразиться на качестве создаваемого текста. Так что уж простите, если что не так.

На фоне тотальных повторов и переводных программ про живую природу, которые нам в обилии предлагают все центральные каналы, блистательнейшим образом выглядит сетка ТВС. "Пожар способствовал ей много к украшенью", - можно смело сказать про сегодняшний облик канала, возродившегося, буквально как Феникс, из пепла.

Нам неведомо, какие были поставлены Евгению Киселеву сотоварищи условия, при которых стало возможно новое появление в эфире этой команды. Скорее всего, жесткие. И, скорее всего, это касалось прежде всего информационного вещания. Результаты переговоров очевидны для каждого, кто помнит былой пафос и задор киселевской компании. Сегодня забыто о необходимости разрушать вокруг все, что противоречит финансовой стратегии или амбициозным планам того или иного олигарха. Маски цепных псов спрятаны в сарай за ненадобностью. Ненависть ко всем, кто не с нами, перестала искажать, в общем-то, не злые от природы лица. Не служить хозяину - очень украшает портреты бывших бойцов за верное распределение чужих финансовых потоков. От которых, впрочем, достаточно щедрый ручеек тек и в карманы верных борцов. Прямо пропорционально коэффициенту трудового участия. Но это все в прошлом. И, хочется надеется, теперь уже навсегда. Хуже от этого стало только одной категории граждан - телекритикам. Прежний облик киселевского телевидения многим и многим давал прекрасные поводы оттачивать остроту слова и язвительность интонаций.

Однако и хорошо, что все это кончилось. Борьба не до конца разрушила профессионализм команды, некогда первой среди равных. Сегодня ТВС играет по общим правилам, и есть шанс, что в мирной жизни они станут такими же прекрасными созидателями, какими некогда были великолепными разрушителями.

Хорошего на ТВС появилось очень даже немало. Оказалось, что даже сериал можно снять так, что зритель, наконец-то, перестанет испытывать жуткое чувство стыда за работу своих соотечественников. Речь вовсе не о новейшей продукции под названием "Деньги" - об этом в следующий раз, когда пройдет хотя бы неделя эфира. Две недели в прайм-тайм на ТВС показывали "Тайный знак", согласно рейтингу, собравший огромную аудиторию. И по праву. Наверное, впервые продукция отечественных производителей сериалов ("Граница. Таежный роман", ОРТ - не в счет, это телевизионное кино) не строилась на откровенном любовании типом человека-убийцы. Речь отнюдь не идет только об уголовниках, чьи страдания так любят фиксировать сериалы. Те, кто с ними борется, в нашем отечественном "мыле" - тоже в основном потенциальные киллеры. Человек, для которого проблема ударить или убить другого, наших творцов не интересовал. Да и зачем, собственно говоря, отвлекать свое внимание на какие-то "ничтожные проблемы интеллигентской морали"? Мочить - и никаких проблем. А герои наши - те, кто делает это, если не с удовольствием, то с легкостью необыкновенной. В "Тайном знаке" на первый план вышли люди, самые что ни на есть обычные. Жители маленького городишки, обыватели, которым, волею авторов сценария, пришлось столкнуться с изощренной наркомафией. Причем, состоящей не из накаченных молодцов или обкуренных кавказцев (стереотипы наших сериалов), а из следователя прокуратуры и директора местной школы, сбывающих "дурь" через детей. Последних они грамотно зомбировали, организовав в секту, где каждый из подростков - апостол новой веры и должен, не задавая лишних вопросов, служить Хозяину. И простые городские обыватели с помощью одного совсем не брутального сотрудника милиции с этим злом справляются. Побеждают они вовсе не потому, что очень крутые, а потому, что когда защищаешь свое родное - собственных детишек, - силы откуда-то берутся даже у тотальных неудачников. Славная история и славный сериал, снятый практически без тех, кого нынче принято называть "звездами". Удивительно, что он вышел на ТВС. Видно, руководству канала совсем не бросилось в глаза, что, по сути, эта история для киселевской команды автобиографична. Хозяин и апостолы новой веры - Олигарх и "верные Русланы", проводники его идей в массы. Параллели очевидны. Еще более внятными они становились собственно во время просмотра "Тайного знака". Помните Марианну Максимовскую в период конфликта на НТВ, ее истовость, ее горящие глаза, ее абсолютную уверенность в своей правоте? Помните форму, в которую это все выливалось? Помните общие камлания этой команды вокруг сначала Гусинского, потом, в меньшей степени, Березовского? Школьники-сектанты практически ничем не отличались от своих прототипов. Можно было даже разгадывать, кто - Светлана Сорокина, кто - Владимир Кара-Мурза, кто - та же Максимовская. "Человечество расстается со своим прошлым, смеясь", а новое ТВС, простите за словообразование, телесериаля. В этой ситуации грустно только одно: у "Тайного знака" - открытый финал...

Прожив столько лет с понятием Хозяин, от него, конечно же, очень сложно избавиться в мгновение ока. И если ведущие новостийных программ в своем формате это практически побороли, то у Евгения Алексеевича Киселева процесс излечения проходит сложнее. Общаться с властью как с партнером, наверное, очень сложно, а понимать ее как нового Хозяина легче и привычнее, что было особенно заметно в последних "Итогах". Дискуссия шла вокруг автомобилей - российский автопром, размеры пошлин на ввозимые иномарки и т.д. Накануне премьер-министр Касьянов разразился документом, не все слова и декларации которого совпадали с тем, что по этому поводу произносил президент Путин во время совещания в Ульяновске. Некоторые даже впрямую противоречили. Из сорокаминутного разговора невозможно было понять, на каких все же машинах мы будем ездить дальше, сколько ориентировочно будут стоить машина ВАЗа и подержанная иномарка, а также - не сократятся ли рабочие места на российских автомобильных гигантах. Да это, наверное, было не главным. Для ведущего стратегической частью этой беседы стала попытка обозначить свою позицию в наметившемся конфликте президента и премьер-министра. Киселев был за всенародно избранного. Он не выкрикивал лозунги, не ругал последними словами Касьянова, не обличал его и не показывал компрометирующие кадры. Эти методы - в прошлом. К тому же неизвестно, как в этом реальном или надуманном конфликте дальше "фишка ляжет". Но все содержание беседы, подбор выступавших и прочее сводилось к тому, что Михаил Михайлович не особенно был прав или думал как-то поверхностно, а, может быть (почти шепотом), он вообще западных производителей лоббирует, а своих в землю зарывает. Словом, вот, граждане, мотайте на ус, какой у вас руководитель правительства, а в подсознании запомните: если в Омске опять зарплату врачам выдавать не будут, знайте, кто виноват.

Такие старые методы. Право слово, очень неловко, когда первое лицо канала, его образ, его харизма, если хотите, оказывается в своих проявлениях мельче своих подчиненных. Ведь можно только радоваться, насколько развернуты к человеку, к зрителю "Грани" Владимира Кара-Мурзы, получать удовольствие от "Дачников" Марии Шаховой, отмечать, насколько спокойнее и увереннее ведут диалог с гостем Ильдар Жандарев и Борис Берман, восхищаться Кириллом Набутовым (последний "Один день" об Институте мозга человека был просто блистательный). Реалии поменялись, равно как и ожидание телезрителя, а Евгений Алексеевич продолжает разменивать свой огромный талант, обслуживая чужие амбиции и решая чужие задачи. Невеселая история, но, хочется надеяться, чудо еще может произойти.