Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Лужков и мастера
Дата публикации:  10 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

За событиями, которые заслонили, конечно, все, что было, и тенью легли на все нынешние театральные события (и прочие, но здесь ограничим себя только вопросами театра), почти незамеченной прошла встреча мэра Москвы Юрия Лужкова с деятелями искусств столицы. Встреча, традиционно приуроченная к открытию нового театрально-концертного сезона. Встреча, которая не менее традиционно проводится в новом, только что отстроенном или отреставрированном театральном доме. В этот раз собрались в Филиале Большого театра, до того открытого лишь однажды - для строителей и журналистов, перед которыми был сыгран - станцован и спет - первый концерт.

По трагическому стечению обстоятельств, по трагической иронии, если так можно сказать, эта встреча началась в 16 часов, длилась два с лишним часа, фуршет закончился уже после семи, а вечером того же дня, в начале девятого, во время второго отделения мюзикла "Норд-Ост" в зал ворвались вооруженные люди и захватили зрителей и сотрудников театра в заложники. На встрече с деятелями искусств выступали Людмила Швецова, вице-мэр Москвы, министр культуры России Михаил Швыдкой (он обрадовал всех сообщением, что начали готовить концепцию закона "О меценатстве"), чуть позже подъехал и сам московский мэр. Выступали сами мастера и деятели. Ни один не говорил о безопасности, о том, что надо бы повысить бдительность, хотя первый теракт, взрыв у "Макдональдса", - продолжением которого, как утверждают сотрудники соответствующих служб, стал захват заложников на Дубровке, - уже состоялся. Сейчас все говорят, что "Норд-Ост" - продолжение, но не конец террористической "активности". Но это было понятно и после взрыва у ресторана быстрого питания... Так или иначе, о театре в свете войны, в свете террора, чем озабочены уже год с лишним театральные менеджеры и продюсеры Америки, на встрече с властью в тот четверг не говорили. Речь шла о другом. Но сначала - несколько слов о самом театре, о здании.

***

Как уже писали, как обещали, интерьеры филиала выдержаны в зеленоватой гамме. Еще не обжитые углы, этажи, сам зал - все сверкает и пахнет краской, какими-то строительными материалами. Блестит дорогая сантехника в туалетах, повсюду - мраморные полы; не тронутые руками зрителей, красуются подлокотники кресел. Восхищают приставные кресла, раскладывающиеся во вполне удобные и со спинкой сидения (таких нет у нас, кажется, нигде). Сам зал представляется входящему небольшим, почти камерным: небольшой партер с галереей и два яруса, весьма неглубоких. Занавес, на котором клеймами "отпечатан" российский герб. И - знаменитый потолок, расписанный "в стиле Бенуа". Напомню, как больше года назад генеральный директор Большого Анатолий Иксанов рассказывал о том, как выбирали живописную тему для потолка: "Есть государственный экспертно-консультативный совет по монументально-декоративному искусству, куда входят академики живописи, архитектуры, где мы рассматривали эскизы, предложенные для филиала. Основная тема эскизов - мотивы живописи серебряного века. Было много мелких замечаний, но идея в принципе была одобрена. Это - очень красиво". В итоге заказ на роспись сводов Филиала Большого театра получил Зураб Церетели. Мотивы "серебряного века" звучат в полную силу, - это знаменитые эскизы Бенуа, цитаты и фантазии "на темы". Красиво очень. Не очень красиво смотрится только в этом великолепии размашистая подпись Церетели, которая "расположилась" в том месте, где прежде определили бы место для герба СССР. То есть, в центральной точке, где сходятся половинки занавеса и начинается уже сам потолок.

Не очень скромно, но главное - неуместно, так как авторство Церетели тут по меньшей мере не полное (поскольку речь, представляется, все же о соавторстве; причем другой автор о соавторстве по известным причинам знать не может).

И не заметить этой неловкости нельзя.

***

Теперь с небес спустимся на землю. В зал, где собрались в тот день все главные, все художественные руководители, все директора театров и концертных залов и организаций.

Первым слово получил председатель столичного Комитета по культуре Сергей Ильич Худяков. В частности, он сказал об удаче проекта, запущенного в декабре 2001 года, - о свободных площадках и о спектаклях, уже вышедших и даже отмеченных премиями. Пообещал, что дело это продолжит (очередное заседание экспертного совета по свободным площадкам назначено на 12 ноября). Перечислил театры, пользующиеся особой любовью зрителей (где в одном ряду с "Ленкомом" и "Современником" был назван, например, Театр Луны). И т.д.

От "мастеров" первой - по обычаю - отчитывалась Наталья Дурова. Вся в мехах, благодарила Юрия Михайловича (искренне), говорила о том, что театр ее проваливается и нужна только воля - распоряжение о ремонте и реконструкции, так как деньги, вроде бы, найти уже удалось...

Олег Табаков, художественный руководитель двух московских театров, МХАТа имени Чехова и Театра под своим руководством на улице Чаплыгина, сказал о необходимости подумать о социальной защите актеров, создании страховой кассы (с чего, собственно говоря, сто с лишним лет назад и родилось Российское театральное общество!), о ценовой политике (речь - о ценах на театральные билеты). И о том, о чем Табаков не раз уже говорил в последнее время: что те, кто распределяет субсидии, должен бы обращать внимание на то, как театры этими субсидиями распоряжаются. И сколько в итоге заработал копеек или рублей на каждый вложенный рубль или сотню. Кто больше заработал, тот должен больше и получить: "Дотации должны быть сообразны доходам театра". Театр - это театрально-зрелищное предприятие, напомнил Табаков свою любимую мысль.

С Табаковым можно согласиться (особенно если одновременно согласиться с тем, что у постулируемого им правила могут появиться и исключения). Кроме того, Табаков рассказал о планах провести летом следующего года в саду "Эрмитаж" фестиваль комедии.

Александр Калягин выразил сожаление по поводу исчезновения из нашей московской жизни театральных тумб, прежде украшавших наш уличный быт. И пообещал, что режиссерская конференция, о необходимости которой наш театральный союз говорит уже не первый год, пройдет наконец 7-8 декабря в Москве, вероятно, в Центре имени Мейерхольда.

Странно слушалось выступление Геннадия Хазанова. Он говорил об антрепризе и ее проблемах: в системе координат нашего театра, сказал он, наша антреприза выглядит как проститутка рядом с репертуарным театром, который выглядит благообразной театральной семьей. После чего набросился на Табакова, который-де завышает цену на аренду, из-за чего и стопорится антрепризное наше движение. Логика выступления Геннадия Викторовича вела именно к тому.

Действительно, странно: несколько лет тому назад Хазанов возглавил Театр эстрады. Играл сам, пускал кое-кого из антрепренеров. Но ныне сдал театр мюзиклу "Чикаго". Надолго. И сам играет на сцене "Содружества актеров Таганки". К чему же пенять Табакову?

И потом - ради кого беспокоиться? Леонид Трушкин, Бог даст, устроится вскоре в своем собственном здании на Новом Арбате. Для других антреприз, наверное, уместно было бы выделить одно или два здания, чтобы вопрос об аренде закрыт был, как говорится, за ненадобностью (гастроли - другое дело, и не о них здесь речь). С другой стороны, как верно сказал потом Михаил Швыдкой, "у нас нет того антрепризного театра, который в коммерческом смысле существует на Бродвее. Когда здание - отдельно, спектакли - отдельно, и играют их по 8 раз в неделю". Был такой спектакль в Москве. Один. "Норд-Ост".

С чего начали - к тому и вернулись.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Неизбывная песнь козлов /31.10/
В том, что трагедия якобы изжила себя, особую роль сыграла экспансия американизма. Благодаря Голливуду мир узнал, что из всякой ситуации есть юридический или психоаналитический выход. Современный Прометей-американец в III акте пойдет на мировую сделку с мистером Зевсом. 11 сентября слово "трагедия" вернуло себе право на существование.
Григорий Заславский, Жизнь и смерть в театре /30.10/
Почти 800 заложников и - полная тишина в ответ. Можно вообразить, как бы уже разорялся Ельцин, представить Черномырдина, кричащего кому-то что-то в трубку. Нынешний правитель безмолвствует. В такой ситуации нужно говорить, а у нас молчат: власть не знает, что сказать своему народу. И гражданского общества в России - нет.
Александр Журбин, Московский "экс"-2002 /28.10/
Когда 11/09/2001 я спасался от удара террористов в Нью-йоркском метро, - думал ли я, что примерно эти же люди настигнут меня на другом конце земли, в Москве? Вряд ли можно сказать, что у меня-то есть опыт, что теперь-то я знаю, как себя вести. Этому нельзя научиться, к этому невозможно привыкнуть, хотя израильтяне утверждают другое.
Григорий Заславский, Ростки антикоммунизма в посольстве Чехии /24.10/
Звоню в Посольство Чехии, спрашиваю книги по истории Чехословакии - от Великой Октябрьской социалистической революции до Второй мировой войны. - Да-да, - отвечают мне, - от коммунистического путча... - В России до сих пор это событие многие называют Октябрьской революцией... И мы прощаемся, каждый довольный своей политической принципиальностью.
Письмо после Татьяны /24.10/
Открытое письмо коллектива БСО. 5 октября БЗК собрал гораздо больше тех 2000 человек, на которые рассчитан. Мирелла Френи, Николай Гяуров вместе с Владимиром Федосеевым творили истинное Искусство. А через день вышла пресса... оказывается, мы все ничего не поняли. Ради Бога, простите нас.


предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: