Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Фрэнсис Фукуяма: "конец истории" или "конец времен"
Часто вторая

Дата публикации:  29 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Конец истории" как конец западной цивилизации

В нынешней ситуации жесткая постановка вопроса в сфере реальной политики требует ценностного выбора. Либо западная цивилизация перестроится, мобилизуется, откажется от всего лишнего и мешающего, вернется к библейскому "око за око" и победит, либо будет тем или иным способом поглощена или разрушена молодым, пассионарным, а главное уверенным в своем праве на насилие и победу противником.

Эту альтернативу можно расшифровать и иначе - либо западная цивилизация победит, перестав быть собой, либо вообще перестанет быть.

На практике, в рамках политики, реализуемой США, делается попытка реализовать компромиссный вариант - грязную работу, чреватую полным перерождением, берет на себя власть, а обществу позволено пребывать в младенческой невинности, по-прежнему исповедуя гуманизм и веротерпимость.

Устойчивость такой конструкции представляется сомнительной. В лучшем случае общество превратится в подобие резервации для "ограниченно дееспособных", симулирующих "нормальную жизнь" под опекой "Старшего брата". Сценарий слишком похож на сюжеты антиутопий, и это лишний раз подтверждает богатство западноевропейской культуры, которая давно уже "отфильтровала" все варианты.

В частности, многие из проблем, ставших сегодня очевидными для всех, были проработаны в американском кино много лет назад. В "Апокалипсисе сегодня" Фрэнсиса Копполы самым интересным является не сам по себе эпизод ковровой бомбардировки под "Полет Валькирий", который стал брэндом этого фильма, а противопоставление этого "дистанцированного" насилия прямому насилию, которое творят бойцы Вьетконга.

Практически спятивший офицер армии США, засевший в джунглях со своей маленькой антивьетконговской армией, рассказывает главному герою о том, что партизаны отрубили всем детям руки, в которые за сутки до того американцы сделали какие-то прививки. При этом акцент сделан не на "злодействе" - он отдает себе отчет в том, что по части злодейства, если судить о нем с точки зрения жертв, американцы ничуть не уступают вьетнамским партизанам.

Главное - это готовность творить "злодейство" лично, глядя в глаза жертвы. А это, по его мнению, означает наличие уверенности в своем праве "делать все, что угодно", праве, которое подразумевает "неведомое нам (американцам) чувство собственной правоты".

Проблема "права на насилие", поставленная Копполой в 1974 году, и на сегодняшний день, даже после событий 11 сентября, не решена американским обществом. Оно по-прежнему хочет быть "чистым" и не иметь ничего общего со "злодействами", аналогично тому, как местный шериф не хотел пускать в свой город вернувшегося из Вьетнама Рэмбо-Сталлоне - просто потому, что тот шел пешком ночью и был не слишком хорошо одет. В итоге "отважный герой" разнес полгорода и угодил в тюрьму.

В финале второй серии озверевший от лицемерия и цинизма привыкших к "дистанционной" войне командиров Рэмбо аналогичным образом разнес уже армейский командный пункт, расстреляв "от живота" все стоящие там компьютеры.

Примечательно, что симпатии авторов и зрителей фильма оказываются на стороне "террориста" Рэмбо, а это означает, что в целом общество уже 20 лет назад было готово улизнуть из контекста цивилизационного подхода и вернуться к простым ценностям - "не ври", "не предавай", "не убий", "не пожелай", ...но уж, ежели что не так, то "око за око".

Возвращаясь к Фукуяме, отметим, что пообещав нам конец истории, он имел в виду чисто политическую победу США на всех фронтах мировых войн. Однако жизнь может оказаться, как всегда, богаче. Вместо гнусной утопии "всеобщего благоденствия" мы можем получить отказ от "общечеловеческих ценностей".

На практике, после "Бури в пустыне", бомбовых ударов по Югославии и военных операций в Афганистане и Чечне, мы уже имеем ситуацию, когда на фоне заклинаний о "правах человека" и прочих "общечеловеческих ценностях" жизнь отдельного человека, если только он не является заметным представителем элиты или шоу-бизнеса, ничего не весит.

А объявление "священной войны" позволит определить и новую ценностную доминанту. Место "ценности отдельной человеческой жизни" должно занять "выживание цивилизации" как обобщенного "рода".

Европа пока сопротивляется, судорожно вцепившись в гуманизм и "права человека", а верхушка США уже фактически ступила на этот путь. Политическая и экономическая мотивации в данном случае не имеют значения - речь идет о культурном сломе, и сам повод уже не представляется столь важным. По сути, это может означать возвращение прямо в библейские времена, чтобы начать работу над каким-то новым "культурным проектом".

"Конец истории" как возвращение в библейские времена

Если процесс дегуманизации наберет обороты, "Новая жизнь" Запада станет простой, как хлеб и вода, и утонченная европейская культура, обремененная сложной системой символов и логики, изгибами психологии и чувственности и прочими "завитушками", уже не сможет дать ответа на насущные вопросы бытия.

Прямо по Дону Хуану (Кастанеда), не будет смысла "перебирать личные истории", они сольются в типичные сюжеты, которые станут основой нового эпоса или всего лишь новой интерпретацией старых библейских историй, которые, если верить Томасу Манну ("Иосиф и его братья"), были обобщением жизненных путей многих поколений.

Без гуманизма, наделяющего жизни героев психологическими и личностными особенностями, от литературы останутся голые схемы, демонстрирующие разнообразие жизненных коллизий. Фабулы неторопливых рассказов станут просты, как библейские истории, которые и сами получат новые интерпретации, отражающие воспоминания о прежней, счастливой жизни. Имморализм населяющих Библию людей, скорее всего, будет воспринят "героями нашего времени".

Например, не слишком широко известный эпизод из жизни царя Давида, связанный с женитьбой на Авигее (еще в те времена, когда он скрывался от Саула), может стать популярным вследствие возможности интерпретировать его в простых терминах "быть в бегах", "рэкет", "разборка", "наезд", "откат", "крыша".

Давид, узнав, что Навал "стрижет овец своих", послал воинов к Навалу просить часть прибыли за то, что отряд Давида не обижал пастухов Навала и само их присутствие в этом районе защищало хозяйство Навала от набегов (это, понятное дело, "наезд" и "рэкет").

Навал, естественно, отказал, хотя люди его свидетельствовали, что все так и было. Получив отказ, собрался Давид проучить Навала, но жена Навала Авигея принесла Давиду дары и тем "удержала Давида от мести мужу своему" ("откат").

После чего Авигея рассказала обо всем Навалу. Того поразил удар, и Авигея терпеливо ждала несколько дней, пока Навал умрет, и после того стала женою Давида - "Замерло сердце его (Навала), и стал он, как камень. Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер. И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба своего от зла; Господь обратил злобу Навала на его же голову ("крыша").

И послал Давид сказать Авигее, что он берет ее себе в жены" (Первая книга царств. Гл. 25).

И кого тут может заинтересовать мотивация Авигеи - которая, может, только о том и мечтала, чтобы уморить мужа и выйти за красавца Давида, или Давида - который, возможно, давно положил глаз на Авигею. И как они вообще потом жили, угробив Навала. В рамках нынешней культурной традиции это все уже становится не важно. "Муки совести" хотя и присутствуют, постепенно уходят на второй план - все решает Бог или Рок. Смотри, например, американский фильм "Почтальон всегда звонит дважды" (1981 год), в котором разрабатывается сходный сюжет.

"Конец истории" как Апокалипсис

Есть и еще одна возможность. Слом не только культурный, но и вполне материальный - "конец истории" как "завершение вообще всех проектов". При нынешних запасах вооружений сценарий представляется не таким уж невероятным.

"Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделавшаяся жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, ... ибо яростным вином блудодеяния своего напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее" (Откровение Святого Иоанна Богослова, 18: 2-3).

Попытавшись интерпретировать эту цитату в терминологии Фукуямы, можно, например, получить следующее толкование:

Вавилон - это "претендующая на доминирование цивилизация".

Вино блудодеяния, которым напоила блудница все народа, - те самые "универсальные ценности".

Ну, а цари, которые блудодействовали с нею, и разбогатевшие от роскоши блудницы купцы - это, скорее всего, не упомянутые, но подразумевающиеся Фукуямой "союзники" и "экспортеры".

Совокупное общественное сознание потихоньку готовится к "катарсису растворения в хаосе" или, иначе говоря, к "окончательному концу истории", обкатывая и пробуя на вкус загадочное слово "Армагеддон".

В Интернете на запрос "Армагеддон" Яндекс выдал 30532 документа. Почти все они не имеют никакого отношения к "Новому Завету". По сайтам развешаны:

  • рецензии и рекламные анонсы вышедшего на экраны в 1998 году фильма Майкла Бэя "Армагеддон" с Брюсом Уиллисом в главной роли;
  • реклама компьютерных игр, в названиях которых фигурирует слово "Армагеддон";
  • песни "Армагеддон" Егора Летова, Алексея Кортнева и еще каких-то групп.

Список "смертных грехов" потихоньку расширяется за счет их новых, более современных интерпретаций:

Скрупулезная лирика
...
Воспаленная логика
Мускулистая сказка

Монетка упала третьей стороной
Монетка упала третьей стороной
Армагеддон-попс

(Егор Летов и "Гражданская оборона")

"Монетка упала третьей стороной" - Стоппард с его все время падающей на одну сторону монеткой ("Розенкранц и Гильденстерн") отдыхает.

Что называется, приехали. Запрос на "зачистку культурного поля" сформулирован уже не только в элитной, но и в массовой культуре. И Фукуяма, являясь одним из многих, выделяется именно своим простым и наивным рационализмом.

Та самая "простота", которая, как известно, хуже...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Серова, Фрэнсис Фукуяма: "конец истории" или "конец времен" /22.11/
Либо западная цивилизация перестроится, мобилизуется, откажется от всего лишнего и мешающего, вернется к библейскому "око за око" и победит, либо будет тем или иным способом поглощена или разрушена молодым, пассионарным, а главное уверенным в своем праве на насилие и победу противником.
Наталия Казьмина, Мотив сезона-2 /21.11/
Ах, если бы мы умели продавать и раскручивать драматические спектакли так же бойко, как американские мюзиклы... Но одна из главных особенностей нашего искусства в том, что деньги творцы получают в одном месте, а удовольствие - в другом.
Наталия Казьмина, Мотив сезона-1 /19.11/
Кризис обозначили не столько музыкальные критики, вяло отреагировавшие на "американские кальки" Киркорова и Бориса Краснова, сколько чеченские террористы, захватившие "Норд-Ост". Чуждый жанр, к которому мы уже начали привыкать, вдруг соединился в сознании с чуждым явлением, к которому нам еще предстоит привыкнуть.
Григорий Заславский, Беспризорные дети снова остались без призора /15.11/
И двадцать лет назад, когда Брежнев умер и "Спокойной ночи, малыши!" пострадала заодно с концертом ко Дню милиции. И в этом году, когда, слава Богу, все лидеры наши живы и концерт ради детской сказки решили не прерывать.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Неизбывная песнь козлов-2 /12.11/
Жанр трагедии вобрал в себя все достоинства, недостатки и противоречия, свойственные проекту "Великая Русская Литература" как таковому. В стране, где воплотилась в жизнь проповедуемая "буревестником" Утопия, трагедия ушла с театральных подмостков, чтобы стать основным содержанием жизни нации.


предыдущая в начало следующая
Наталья Серова
Наталья
СЕРОВА
serna72@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: