|
||
/ |
Фрэнсис Фукуяма: "конец истории" или "конец времен" Часто вторая Дата публикации: 29 Ноября 2002 "Конец истории" как конец западной цивилизации В нынешней ситуации жесткая постановка вопроса в сфере реальной политики требует ценностного выбора. Либо западная цивилизация перестроится, мобилизуется, откажется от всего лишнего и мешающего, вернется к библейскому "око за око" и победит, либо будет тем или иным способом поглощена или разрушена молодым, пассионарным, а главное уверенным в своем праве на насилие и победу противником. Эту альтернативу можно расшифровать и иначе - либо западная цивилизация победит, перестав быть собой, либо вообще перестанет быть. На практике, в рамках политики, реализуемой США, делается попытка реализовать компромиссный вариант - грязную работу, чреватую полным перерождением, берет на себя власть, а обществу позволено пребывать в младенческой невинности, по-прежнему исповедуя гуманизм и веротерпимость. Устойчивость такой конструкции представляется сомнительной. В лучшем случае общество превратится в подобие резервации для "ограниченно дееспособных", симулирующих "нормальную жизнь" под опекой "Старшего брата". Сценарий слишком похож на сюжеты антиутопий, и это лишний раз подтверждает богатство западноевропейской культуры, которая давно уже "отфильтровала" все варианты. В частности, многие из проблем, ставших сегодня очевидными для всех, были проработаны в американском кино много лет назад. В "Апокалипсисе сегодня" Фрэнсиса Копполы самым интересным является не сам по себе эпизод ковровой бомбардировки под "Полет Валькирий", который стал брэндом этого фильма, а противопоставление этого "дистанцированного" насилия прямому насилию, которое творят бойцы Вьетконга. Практически спятивший офицер армии США, засевший в джунглях со своей маленькой антивьетконговской армией, рассказывает главному герою о том, что партизаны отрубили всем детям руки, в которые за сутки до того американцы сделали какие-то прививки. При этом акцент сделан не на "злодействе" - он отдает себе отчет в том, что по части злодейства, если судить о нем с точки зрения жертв, американцы ничуть не уступают вьетнамским партизанам. Главное - это готовность творить "злодейство" лично, глядя в глаза жертвы. А это, по его мнению, означает наличие уверенности в своем праве "делать все, что угодно", праве, которое подразумевает "неведомое нам (американцам) чувство собственной правоты". Проблема "права на насилие", поставленная Копполой в 1974 году, и на сегодняшний день, даже после событий 11 сентября, не решена американским обществом. Оно по-прежнему хочет быть "чистым" и не иметь ничего общего со "злодействами", аналогично тому, как местный шериф не хотел пускать в свой город вернувшегося из Вьетнама Рэмбо-Сталлоне - просто потому, что тот шел пешком ночью и был не слишком хорошо одет. В итоге "отважный герой" разнес полгорода и угодил в тюрьму. В финале второй серии озверевший от лицемерия и цинизма привыкших к "дистанционной" войне командиров Рэмбо аналогичным образом разнес уже армейский командный пункт, расстреляв "от живота" все стоящие там компьютеры. Примечательно, что симпатии авторов и зрителей фильма оказываются на стороне "террориста" Рэмбо, а это означает, что в целом общество уже 20 лет назад было готово улизнуть из контекста цивилизационного подхода и вернуться к простым ценностям - "не ври", "не предавай", "не убий", "не пожелай", ...но уж, ежели что не так, то "око за око". Возвращаясь к На практике, после А объявление "священной войны" позволит определить и новую ценностную доминанту. Место "ценности отдельной человеческой жизни" должно занять "выживание цивилизации" как обобщенного "рода". Европа пока сопротивляется, судорожно вцепившись в гуманизм и "права человека", а верхушка США уже фактически ступила на этот путь. Политическая и экономическая мотивации в данном случае не имеют значения - речь идет о культурном сломе, и сам повод уже не представляется столь важным. По сути, это может означать возвращение прямо в библейские времена, чтобы начать работу над каким-то новым "культурным проектом". "Конец истории" как возвращение в библейские времена Если процесс дегуманизации наберет обороты, "Новая жизнь" Запада станет простой, как хлеб и вода, и утонченная европейская культура, обремененная сложной системой символов и логики, изгибами психологии и чувственности и прочими "завитушками", уже не сможет дать ответа на насущные вопросы бытия. Прямо по Дону Хуану (Кастанеда), не будет смысла "перебирать личные истории", они сольются в типичные сюжеты, которые станут основой нового эпоса или всего лишь новой интерпретацией старых библейских историй, которые, если верить Без гуманизма, наделяющего жизни героев психологическими и личностными особенностями, от литературы останутся голые схемы, демонстрирующие разнообразие жизненных коллизий. Фабулы неторопливых рассказов станут просты, как библейские истории, которые и сами получат новые интерпретации, отражающие воспоминания о прежней, счастливой жизни. Имморализм населяющих Библию людей, скорее всего, будет воспринят "героями нашего времени". Например, не слишком широко известный эпизод из жизни царя Давида, связанный с женитьбой на Авигее (еще в те времена, когда он скрывался от Саула), может стать популярным вследствие возможности интерпретировать его в простых терминах "быть в бегах", "рэкет", "разборка", "наезд", "откат", "крыша".
И кого тут может заинтересовать мотивация Авигеи - которая, может, только о том и мечтала, чтобы уморить мужа и выйти за красавца Давида, или Давида - который, возможно, давно положил глаз на Авигею. И как они вообще потом жили, угробив Навала. В рамках нынешней культурной традиции это все уже становится не важно. "Муки совести" хотя и присутствуют, постепенно уходят на второй план - все решает Бог или Рок. Смотри, например, американский фильм "Почтальон всегда звонит дважды" (1981 год), в котором разрабатывается сходный сюжет. "Конец истории" как Апокалипсис Есть и еще одна возможность. Слом не только культурный, но и вполне материальный - "конец истории" как "завершение вообще всех проектов". При нынешних запасах вооружений сценарий представляется не таким уж невероятным.
Попытавшись интерпретировать эту цитату в терминологии Фукуямы, можно, например, получить следующее толкование: Вавилон - это "претендующая на доминирование цивилизация". Вино блудодеяния, которым напоила блудница все народа, - те самые "универсальные ценности". Ну, а цари, которые блудодействовали с нею, и разбогатевшие от роскоши блудницы купцы - это, скорее всего, не упомянутые, но подразумевающиеся Фукуямой "союзники" и "экспортеры". Совокупное общественное сознание потихоньку готовится к "катарсису растворения в хаосе" или, иначе говоря, к "окончательному концу истории", обкатывая и пробуя на вкус загадочное слово "Армагеддон". В Интернете на запрос "Армагеддон" Яндекс выдал 30532 документа. Почти все они не имеют никакого отношения к
Список "смертных грехов" потихоньку расширяется за счет их новых, более современных интерпретаций:
"Монетка упала третьей стороной" - Что называется, приехали. Запрос на "зачистку культурного поля" сформулирован уже не только в элитной, но и в массовой культуре. И Фукуяма, являясь одним из многих, выделяется именно своим простым и наивным рационализмом. Та самая "простота", которая, как известно, хуже...
|
|
|
||